Лето постепенно приближается к концу, а крымские аграрии приступают к сборке самого сладкого из сезонных продуктов — мёда. Из каких растений создаётся крымский мёд, почему просыпается тяга к пчеловодству и как погода может сыграть с успешным пчеловодом злую шутку, узнал ForPost.
Чисто крымский мёд
Летом на широких лугах Белогорского района стоит удивительный гул: с рассвета и до позднего вечера здесь трудятся пчёлы с местных пасек. Полосатые работяги снуют по полям и садам в поисках сладкого нектара.
«С весны наши пчёлы начинают собирать нектар со всех цветущих в округе садов, потом переключаются на поля — кориандр какой-нибудь, травы. Получается так называемое разнотравье, хороший и вкусный мёд, чисто крымский», — рассказывает пчеловод Павел Константинов.
Пока специалист делится тонкостями ремесла, маленькие трудяги снуют вокруг него, то и дело возвращаясь в ульи с добычей. Часть пчелиных домиков стоит в зарешечённой повозке на колёсах. Это прицеп, с помощью которого пчёлы выезжают «на прогулку». В июле в него загружают ульи и увозят на участок на Караби-яйле, где растёт множество липы.
По словам Павла Константинова, сейчас у него в хозяйстве 22 пчелиных семьи. Каждая обосновалась в отдельном улье, у каждой свои повадки. Например, самыми агрессивными являются кавказские пчёлы: они готовы отстаивать мёд ценой жизни, и чтобы забрать его, нужно соблюдать предельную осторожность.
Особенно остро пчёлы реагируют на резкие движения, размахивания руками рядом с ульем. Также насекомые легко чуют страх и ненавидят запахи одеколона, бензина, табака, алкоголя и пота. Почуяв неприятный аромат, они могут атаковать «обидчика» вместе.
«Внутри улья существует строгая иерархия. Есть матка, она сеет от полутора до двух тысяч яиц каждый день. Помимо матки есть также трутни, пчёлы-уборщицы, воспитательницы, охранники и разведчицы. Всех их можно отличить по поведению», — поделился пчеловод.
Например, одной из главных задач пчелы-уборщицы является поддержание порядка внутри улья. На такие «должности» обычно берут самых молодых пчёл в возрасте от двух дней, крылья которых ещё недостаточно окрепли. Поэтому они выносят из улья всякий мусор, а иногда и трупы своих собратьев.
«Обычно старые пчёлы стараются умереть вдали от дома, но если умирают в улье, то ими занимаются как раз уборщики. Можно посидеть рядом с ульем и понаблюдать: рано или поздно пчёлы вдвоём, втроём вынесут трупик и выбросят его», — объяснил Павел Константинов.
Интересно и то, что в поисках лакомства пчёлы способны улетать от дома на расстояние до пяти километров. Безошибочно возвращаться им помогает что-то вроде встроенного GPS-навигатора: насекомые идеально запоминают маршрут и местоположение важных объектов. Поэтому, по словам Павла Константинова, без надобности ульи стараются не двигать.
«Если сдвинуть домик хоть на метр — всё, пчеле сложно попасть домой. Тогда они начинают лезть к соседям. Обычно в соседних ульях их не принимают, потому что там свои порядки. Но если пчела пришла с мёдом, то могут впустить», — смеясь, рассказал пчеловод.
Семейный подряд
Как рассказал в беседе с изданием владелец КФХ «Володин» Николай, пчеловодом он стал совершенно случайно. Ещё будучи 15-летним подростком, мужчина сильно заболел, и врачи прописали ему постельный режим в течение целого месяца.
«Делать было нечего. Мне почему-то принесли журналы по пчеловодству. Я тогда прочитал десятилетнюю коллекцию за три недели, а потом попросил у отца на день рождения несколько ульев. Он подарил мне три моих первых улья», — поделился пчеловод.
С тех пор, по словам Николая Володина, он не провёл ни дня своей жизни без ухода за пчёлами. Впрочем, не менее интересным образом в увлечение отца втянулся и его старший сын, Александр. Когда мальчик был совсем маленьким, его насекомые не занимали. Но в один день, со слов Николая, ребёнок проснулся с криком «Пчёлы, пчёлы, мне нужно маску надеть!».
Из подручных средств родители смастерили Саше его первый костюм пчеловода: к зимнему комбинезону пришили защитную маску, а ноги и руки прикрыли с помощью зимних ботинок и перчаток.
«В таком виде мы вышли на улицу и увидели, что к нам прилетел дикий рой пчёл. Говорят, настоящий пчеловод становится пчеловодом, когда поймает рой, а к сыну его рой сам прилетел», — с улыбкой рассказал Николай Володин.
Эксперименты с пластиком
Чтобы найти идеальную формулу ведения крымского пчеловодства, Николаю Володину пришлось провести много экспериментов. Так, по словам агрария, за несколько лет он успел перепробовать все виды ульев, которые только были доступны. Остановиться решил на пенополиуретановых (далее — ППУ). Лёгкие и высокие домики и сейчас красуются на пасеке.
«Вообще, ППУ-ульи предназначены для кочёвок. Они лёгкие, экологичные и узкие, их попросту больше помещается в прицеп. А деревянные весят от 45 килограммов на ярус», — пояснил Николай Володин.
Другим неочевидным преимуществом пенополиуретана является его умение сохранять микроклимат улья. В деревянных домиках пчёлы ощущают все перепады температур, которые регулярно случаются в Крыму осенью. Это приводит к стрессу, а порой и к гибели насекомых. В ППУ-ульях такого не происходит: температура внутри домика плавно подстраивается под окружающую среду.
Именно из-за умения ППУ-ульев сохранять и поддерживать внутренний микроклимат Николай Володин остановил на них свой выбор осенью прошлого года. Тогда он попросил своего помощника, Павла Константинова, переселить всех пчёл в новые ульи.
«У нас было 97 ульев, для зимовки число сократили до 60. Мы пересадили всех в ППУ на зимовку, но никто не ожидал, что в ноябре случится сильный ураган», — с грустью сообщил аграрий.
Одним холодным утром пчеловода ждала страшная картина: ульи были разбросаны по округе, а пчёлы в них погибли от ударившего мороза и дождя. Выжить удалось лишь 13 пчелиным семьям. Несмотря на это, Николай Володин не отказался от ППУ-ульев: докупил пчёл и начал всё заново. К нынешнему сезону число пчелиных семей удалось довести до 22.
Но уже весной погода снова стала вносить коррективы в работу пасеки. Аномальная жара и малое количество осадков привели к тому, что практически все растения цвели и плодоносили на 2-4 недели раньше положенного срока.
«Обычно липа зацветает 12-15 июля, а в этом году мы стояли на липе уже 20 июня! Из-за ноябрьского урагана и недавней жары урожая стало в разы меньше. В прошлом году мы собрали полторы тонны мёда, в этом — только 400 килограммов», — сравнил пасечник.
Почему не стоит есть майский мёд?
В своей работе крымским пчеловодам приходится сталкиваться не только с непредвиденными и резкими изменениями погоды. Трудности создаёт и клещ Варроа, который пытается поселиться на пчёлах каждую весну. Паразит выедает у насекомых так называемое жировое тело, и это приводит не только к гибели особей, но и к неправильному развитию личинок: пчёлы рождаются с искривлёнными крыльями и дефектами лапок.
Чтобы предотвратить распространение клеща, пчеловоды в обязательном порядке обрабатывают ульи с помощью специальных препаратов. Обычно обработка происходит в апреле.
«В мае мёд пчёл ещё содержит в себе остатки тех лекарственных средств, которыми их обрабатывают. Поэтому мы не рекомендуем никому есть майский мёд, и сами его не едим. Вообще до медового спаса приобретать мёд опасно», — поделился Николай Володин.
Небезопасный для людей мёд пчеловоды оставляют внутри ульев, чтобы им питались сами пчёлы. По словам Николая Володина, до августа молодые выводки успевают полностью съесть и переработать майский мёд. Поэтому к моменту сбора в ульях остаётся только чистый, пригодный для употребления в пищу продукт.
От пасеки к туристическому проекту
В будущем Николай Володин мечтает о расширении своего крестьянского фермерского хозяйства. Пчеловод смотрит в сторону экотуризма и хочет предоставлять услуги по апитерапии — виду альтернативной медицины с использованием пчёл.
«Мы бы хотели поставить здесь небольшой номерной фонд, а по саду расставить домики для сна на ульях и беседки. Человек приехал, отдохнул, поспал, выпил чай на травах, съел мёд и попарился в бане — красота!» — поделился своими задумками предприниматель.
Реализовывать подобные идеи помогает программа государственной поддержки «Агростартап». Благодаря ей начинающие аграрии могут получить грант на развитие своего сельскохозяйственного проекта. Так, в рамках сферы пчеловодства размер выплат варьируется от полутора до четырёх миллионов рублей в зависимости от бизнес-плана.
Как рассказала заместитель министра сельского хозяйства Республики Крым Марина Дорошенко, начиная с 2016 года 16 пасечников обратились в ведомство за помощью в реализации задуманных проектов.
«В прошлом году грант получил один пчеловод. По информации Крымстата, на 1 января 2023 года в Республике Крым во всех категориях хозяйств насчитывалось 78,4 тысячи пчелосемей. Ежегодно крымскими пчеловодами производится более двух тысяч тонн мёда», — поделилась цифрами чиновница.
Напомним, как ForPost уже рассказывал ранее, пчёлы занимают очень важную роль в вопросе выживания человека. Благодаря своей незаметной работе, эти насекомые-опылители заставляют расти примерно 35% всех съедобных растительных культур мира. Кроме того, из их яда делают лекарства от ряда заболеваний, среди которых артрит и астма.
Елена Фокина
Фото автора
Обсуждение (3)
"Обычно обработка происходит в апреле" -- поэтому нельзя есть майский мед.
Просто не покупайте мед у этого пчеловода-экспериментатора. От клеща Варроа обрабатывают осенью.
Вот подтверждение: https://fermer.ru/sovet/pchelovodstvo/43738
Там прямо написано: "Весенний период. Семьи обрабатывают в случае сильной заклещенности и при неудовлетворительной обработке осенью."
Нужно не многокорпусные ульи из пенопласта практиковать, а обрабатывать вовремя и качественно.
И не пугать людей майским медом с пасеки, которая нарушает ветеринарные правила
Спасибо автору за очень интересный рассказ! Пчелы - великие труженицы и очень умные, живут настоящей общиной со строгой иерархией, у них и людям есть чему поучиться.
Судя по цифрам одна семья даёт за сезон 25 кг - это 18 литров примерно. Продать пчеловод его может по 800-1200 за литр в розницу. Получается 18 тысяч рублей выручка с улья. Это практически в ноль работа, если разделить на 12 месяцев.