Политика властей Крыма по привлечению инвестиций в экономику региона все больше ориентирована на работу с малым и даже микроскопическим бизнесом, преимущественно местным. Серьёзный прирост валовых показателей капиталовложений это вряд ли принесёт, но количество новых небольших проектов стоимостью в несколько миллионов или десятков миллионов рублей уже заметно увеличилось.
В ситуации, когда примерно три четверти инвестиций Крым по-прежнему получает из бюджета, а крупный российский бизнес на полуостров не торопится, эта ставка на идеологию «малое прекрасно» выглядит вполне обоснованной. Но убедительного ответа на вопрос, как заманить в Крым крупных инвесторов с материка, по-прежнему нет.
Бюджетная константа
Окончательные инвестиционные итоги 2020 года ещё не подведены, но по итогам трёх кварталов объём капиталовложений в экономику Республики Крым почти не изменился к тому же периоду 2019 года, составив 119,7 млрд рублей. Такие данные приводятся в документе «Краткосрочные экономические показатели РК в январе-декабре 2020 года» (Крымстат, 29 января).
Минэкономразвития РК в своих «Итогах социально-экономического развития РК в 2020 году», опубликованных 11 февраля, оперирует уточнёнными показателями Крымстата, из которых следует, что за три квартала прошлого года объём инвестиций снизился более чем на 12%. Но поскольку наиболее «урожайным» для крымских инвестиций оказывается именно четвёртый квартал, о значительном падении их объемов говорить пока преждевременно — стоит дождаться появления итоговой статистики.
В экономику Севастополя за девять месяцев прошлого года, по данным Крымстата, пришло 13,5 млрд рублей — здесь спад оказался явно выраженным, поскольку в 2019 году за те же девять месяцев Севастополь получил почти 17 млрд рублей инвестиций. Но и здесь решающей может оказаться статистика последнего квартала, если учесть, что в 2019 году за последние три месяца Севастополь получил порядка 60% всего объема инвестиций.
Такой перекос в сторону четвёртого квартала объясняется просто: основная часть инвестиций в Крым и Севастополь поступает из бюджетных источников с собственной хорошо известной логикой распределения средств. При этом доля бюджета в общем объёме инвестиций остаётся одним из самых устойчивых показателей крымской экономики.
В 2019 году, указывается в упомянутой публикации Минэкономразвития РК, доля бюджета в привлечённых средствах крупных и средних организаций составляла 73%, а за девять месяцев прошлого года — 73,3%. В Севастополе в 2019 году из 43 млрд рублей инвестиций, зафиксированных статистикой, на бюджет пришлось 28,6 млрд, то есть порядка двух третей. За девять месяцев прошлого года эта доля несколько снизилась — из бюджета пришло 7,4 млрд рублей инвестиций, или порядка 55% их совокупного объёма. Но, опять же, нужно ещё увидеть данные за четвёртый квартал, когда из бюджета проливается денежный дождь.
Лучше меньше, да лучше
Иными словами, если под инвестициями понимать только капиталовложения частного бизнеса, то их статистика выглядит куда более скромно, чем совокупные валовые показатели. Например, в недавнем докладе заместителя генерального директора Корпорации развития Республики Крым (КРКК) Ирины Бойко по итогам прошлого года приводилась такая цифра: в 2020 году по проектам, которые сопровождает корпорация (а это именно проекты частного бизнеса), было инвестировано всего 21,9 млрд рублей.
Ещё более показательно выглядят данные о новых инвестпроектах, начатых в Крыму под эгидой КРКК. 33 заключенных в прошлом году новых инвестиционных соглашения предполагают общий объём инвестиций в 8,4 млрд рублей, то есть средняя стоимость одного проекта составляет около 255 млн рублей.
Похожую статистику приводил по итогам девяти месяцев прошлого года глава Минэкономразвития РК Дмитрий Шеряко: за это время началась реализация 17 новых инвестпроектов на общую сумму 2,6 млрд рублей — легко подсчитать, что в среднем это 153 млн рублей за один проект.
При более детальном рассмотрении портфеля проектов той же КРКК в нём обнаруживается два ярко выраженных полюса. С одной стороны, это вполне крупные по крымским меркам проекты стоимостью от 500 млн до 1 млрд рублей и даже больше — жилые комплексы, логистические центры, фруктовые сады и виноградники, промышленные предприятия. С другой, это совсем небольшие инициативы, порой стоимостью несколько миллионов рублей, наподобие комплексов придорожного сервиса, рыбоводных ферм, асфальтобетонных заводов и т.д.
Анализ открытой информации о реализуемых в Крыму инвестпроектах, появлявшейся в течение всего прошлого и начале этого года, демонстрирует, что к крупнейшим инициативам стоимостью более 1 млрд рублей можно отнести лишь считанные начинания частных компаний (см. таблицу). Впрочем, перечень реализуемых условно крупных проектов в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей тоже невелик, особенно если исключить жилищное строительство.
Другое дело — средние и мелкие реальные проекты, численность которых составляет несколько десятков. Здесь, правда, возникает своя специфика подсчета: при желании к инвестпроектам «для улучшения статистики» можно отнести даже открытие новых продуктовых магазинов.
В любом случае такая картина инвестпроектов, информация о которых появляется в публичном поле, в самом деле существенно отличается от ситуации еще пяти-шестилетней давности, когда региональные корпорации развития ориентировались главным образом на крупных инвесторов, не размениваясь на «мелкотемье». Наиболее характерным примером здесь может выступать Корпорация развития Северного Кавказа, за всю историю которой прямую поддержку получили лишь несколько крупных проектов, а не раз звучавшие предложения приблизить ее работу к малому бизнесу так и остались благими пожеланиями.
О переориентации крымской системы сопровождения инвестиционных инициатив на малый и микробизнес можно судить и по реестру инвестпроектов, опубликованному на официальном портале Минэкономразвития РК. За пять лет, с февраля 2015 года по апрель 2020 года, в нем появился 291 проект, из которых порядка 115, то есть около 40%, на момент годичной давности были аннулированы. Столь высокая доля отбраковки проектов означает, что инициативы либо плохо прорабатывались, либо вообще подавались «для галочки» без реальных перспектив реализации.
Если обратиться к данным реестра за 2019 год и начало 2020 года, то тенденция к сокращению средней стоимости проектов налицо. За этот период Минэкономразвития РК внёс в список 31 инвестпроект, ни один из которых не предполагал инвестиции более 1 млрд рублей, и только три имеют стоимость в промежутке 0,5-1 млрд рублей.
Для сравнения, в 2015 году в реестр Минэкономразвития РК было включено 52 проекта. И если вычесть 27 из них, которые были аннулированы, то из оставшихся пять относились к крупнейшим (более 1 млрд рублей) и ещё три к просто крупным (500 млн – 1 млрд рублей), и это ещё без поправки на то обстоятельство, что за последующие несколько лет рубль довольно сильно обесценился.
Нынешнее преобладание мелких проектов позволяет рассчитывать на то, что они будут вводиться в эксплуатацию быстро, но относительно масштабные коммерческие инвестиции в Крыму отличаются неспешностью. Примечательно, что многие из проектов, заявленных в 2015 году, в прошлом году всё ещё находились в стадии реализации. Среди них, к примеру, строительство цементного завода и предприятия по производству опор освещения в Керчи, строительство спорткомплекса «Нельсон» в Симферополе, создание Центра винного туризма под Ялтой и другие начинания.
Разность рисков и потенциалов
А что же крупные инвесторы с материка? Уровень их ожиданий, связанных с Крымом, может иллюстрировать свежая версия рейтинга инвестиционной привлекательности регионов агентства RAEX. Все субъекты федерации в рамках этого исследования получают свой ранг по уровню инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, и для Крыма разрыв между этими параметрами по-прежнему весьма красноречив.
В рейтинге 2020 года РК оказалась на 28-м месте с точки зрения потенциала. Это не самый худший результат, учитывая то, что к лидерам во всероссийском зачёте регион безоговорочно относится лишь по одному параметру потенциала — туристическому. При этом авторы рейтинга достаточно высоко оценили трудовой, институциональный и инфраструктурный потенциал республики — по всем этим показателям она оказалась в третьей десятке. Очевидно, что в данном случае имеются в виду привлекательный для инвесторов уровень крымских зарплат, наличие работающей системы сопровождения инвестпроектов, завершение строительства Крымского моста и трассы «Таврида», ввод в строй энергетической инфраструктуры.
Но уровень крымских рисков по-прежнему очень высок — эксперты RAEX поставили РК на этой шкале рейтинга лишь на 69-е место, по соседству с Магаданской и Курганской областями, Бурятией и Забайкальским краем. Наиболее низкий уровень рисков, по оценке авторов рейтинга, в управленческой, финансовой и криминальной составляющих — здесь РК входит в десятку лучших по стране. Но такие риски, как социальный, экономический и экологический (вероятно, в связи с проблемами водообеспечения), находятся на очень высоком уровне, что и определяет низкий общий балл.
В Севастополе картина противоположная. По уровню инвестиционных рисков это вполне среднестатистический регион России — 48-е место между Оренбургской и Костромской областями, причем в предыдущем исследовании RAEX Севастополь находился на семь позиций ниже. Однако из-за мизерного объёма экономики города в масштабах страны её потенциал оценивается очень невысоко — лишь 70-е место рядом с Камчаткой и Курганской областью.
В ещё одном известном федеральном исследовательском проекте — Национальном инвестиционном рейтинге, который ежегодно презентует Агентство стратегических инициатив (АСИ), — РК и Севастополь не входят в тридцатку лидеров. Правда, в прошлом году РК в нём поднялась сразу на 18 позиций, до 43-го места, аналогичную динамику продемонстрировал и Севастополь.
Методология рейтинга АСИ позволяет предположить, что произошло это во многом именно благодаря вниманию к небольшим проектам и развитию системы их сопровождения. Авторы исследования оценивают такие параметры регионов, как регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктуры и ресурсы, поддержка малого предпринимательства, то есть всё, чему крымские власти уделяют немало внимания.
Но, несмотря на это, привлечение крупных инвестиций с материка по-прежнему остается делом будущего. Нельзя сказать, что результатов вовсе нет, но реальных проектов с инвестициями больше миллиарда рублей (в качестве примеров можно назвать тепличный комбинат «Белогорский» московской ГК «Горкунов» или новые виноградники, заложенные структурами, близкими к банку «Россия») пока очень немного.
Решать эту проблему теперь планируется с помощью нового льготного режима для инвестиций — «особых административных районов», где бизнесу будет обеспечена конфиденциальность его капиталовложений. Пока это предложение находится на стадии законопроекта, разработанного Минэкономразвития РФ, но некоторые его детали, ставшие достоянием общественности, вполне красноречивы.
Например, «системно значимыми» предлагается считать инвестиции от 150 млн рублей — с одной стороны, это означает, что новым режимом сможет воспользоваться даже малый бизнес, а с другой, фактически признаётся, что частных инвестиций Крыму категорически не хватает.
Читайте по теме: Кто рискнет вложиться в Крым?
Николай Проценко
Фото: pixabay.com