Крым Крым

Крым окончательно отделился от Украины. Теперь и церковно

Зачем в Киеве учинили очередной раскол среди православных.

Крым окончательно отделился от Украины. Теперь и церковно
Фото:
Наталия Назарук|ForPost
Отделение УПЦ от Москвы спровоцировало окончательное отделение крымских епархий.

Православие на Украине переживает второй за пять лет раскол: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) недавно объявила о независимости от России. Что это значит для украинских верующих и какое отношение до сих пор имеет к Крыму, выяснял ForPost.

Давняя история

Давление на каноническую церковь на Украине длилось годами. Несмотря на то, что УПЦ МП пользовалась широкой автономией, сам факт наличия патриарха в Москве, пускай он даже почти не вмешивается в церковную жизнь, очень раздражал «свидомых» сторонников «незалежности».

В 90-е годы в новообразованной стране родились сразу две раскольнические церкви, которые хотели «самостийности»: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и УПЦ Киевского патриархата.  Долгое время они более или менее мирно сосуществовали с «пророссийской» церковью, поделив прихожан. Канонической УПЦ МП всё равно принадлежало больше половины всех культовых сооружений страны, включая символ украинского православия — древний монастырь Киево-Печерскую лавру.

После Русской весны антироссийские настроения в украинском обществе, старательно подогреваемые политиками, усилились. В Крыму же приходы напрямую Москве не переподчиняли, и все три крымские епархии остались в составе канонической УПЦ МП.

Позднее президент Украины Пётр Порошенко решил, что стране необходимо избавиться от «московской» церкви, иначе невозможно бороться с РФ. И, договорившись с константинопольским патриархом Варфоломеем, помог УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата объединиться в новую Православную церковь Украины, которая получила от Константинополя томос об автокефалии — всё равно что признание независимости одного государства другим, если проводить аналогии.

украина УПЦ церковь православие собор

Собор УПЦ МП, прошедший 27 мая, стал точкой невозврата.

Существование раскольнических церквей одной конфессии эксперты объясняют расположением украинских земель на карте.

«Украина — это, по сути, граница между католическим и православным миром. Стране свойственна двухвекторность, ориентация как на восток, так и на запад. Украина — территория соприкосновения цивилизаций. Именно этим обусловлены интенсивные религиозные процессы на украинской земле. Кроме того, есть и роль личности. В частности, сыграли роль амбиции Филарета Денисенко, который впоследствии основал УПЦ Киевского патриархата», — разъяснила в комментарии ForPost доцент кафедры религиоведения философского факультета Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, кандидат культурологии Юлия Норманская.

Политика, управляющая религией

После образования ПЦУ давление на «москальскую церковь» увеличивалось: сторонники первой с молчаливого согласия властей начали проводить рейдерские захваты канонических храмов. Ещё задолго до начала спецоперации представители «теробороны» уже врывались в помещения УПЦ МП, обыскивали их, вывозили церковную утварь, обвиняя священников в «сотрудничестве с Россией», в рамках которого канонические храмы якобы должны были стать опорными пунктами для российских бойцов после вторжения.

С началом спецоперации подобных инцидентов стало ещё больше: священников били, обливали зелёнкой, рейдерские захваты продолжались.

В Верховную Раду даже внесли законопроект о запрете УПЦ МП. В канонической церкви решили не дожидаться, пока его примут, и сами согласились на раскол, объявив об этом на Соборе 27 мая.

Религиовед Юлия Норманская в комментарии ForPost подчёркивает, что современные расколы на Украине носят преимущественно политический характер.

«Это политический проект. Когда началась СВО, обострилось негативное отношение к УПЦ МП. Участились рейдерские захваты храмов. В ряде украинских городов появились документы, запрещающие деятельность УПЦ МП. К сожалению, внутри страны в настоящее время только значительно снизилось количество верующих, готовых поддерживать Московский патриархат. Настроения «геть московского попа» — они давнишние. До спецоперации УПЦ МП пользовалась большей поддержкой верующих, но пропаганда изменила это», — констатировала эксперт.

Если поначалу каноническая церковь выступила резко против ПЦУ, то в постановлении последнего Собора говорится, что в руководстве УПЦ (теперь уже независимой от московского патриарха) готовы пойти на диалог, если «коллеги» сделают шаги навстречу. В частности, прекратят силовые захваты храмов.

Этот диалог, по мнению Юлии Норманской, может закончиться слиянием двух церквей.

«Скорее всего, да, они объединятся, как это ни прискорбно. Отмечу, что многие деятели ПЦУ — это же выходцы из УПЦ МП. Они хотят слияния с УПЦ, хотят, чтобы признали, что они сделали правильный выбор», — подчеркнула религиовед.

А что Крым?

В Крыму отделение от Москвы не признали. Две из трёх епархий уже выступили с заявлением, где подчеркнули, что поучаствовали в Соборе и проголосовали против изменений. А ещё заявили о том, что остаются «под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».

Как отделение от УПЦ МП будет происходить юридически и будет ли, пока остаётся загадкой.

При этом митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, объявившего о расколе, в храмах Симферопольской и Крымской епархии по-прежнему поминают. В отличие от, к примеру, Ровеньковской и Свердловской епархии УПЦ (территория ЛНР), которые также заявили, что останутся под омофором патриарха Кирилла.

Интересно, что в постановлении Собора УПЦ (теперь уже без МП) есть пункт, который разрешает всем епархиям принимать самостоятельно решения по поводу вопросов, которые ранее входили в компетенцию исключительно Священного Синода или Предстоятеля УПЦ «с дальнейшим, по возможности, информированием священноначалия».

«Это свидетельствует о том, что иерархи УПЦ не всегда контролируют ситуацию», — заключила Юлия Норманская.

КСТАТИ

В российском Крыму также продолжают (вне закона) действовать немногочисленные приходы ПЦУ: у раскольнической церкви остался храм-самострой в Евпатории и монастырь из одного монаха в Белогорском районе. Суд постановил снести евпаторийский самострой ещё в 2020 году, а «монастырь», по сути, является частным домовладением.

Анастасия Жукова

1385
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (5)

Profile picture for user Линьков
32078

Главное, как думают прихожане, а не как делает епархия.

Profile picture for user Евгений1
527

Жизнь сама всё расставит по своим местам. Раскольничество - большой грех. Потом поймут. Гореть в аду бандеровским прихвостям. А жизнь за Веру (УПЦ МП) положить слабо наместникам епархий.  А ведь в своё время были герои "За ВЕРУ"..

Profile picture for user dl77
2469

Бог для всех мировых религий один и тот же. Верующие обращаются больше к нему, а не пастырю. У русских старообрядцев есть течения, где священников в церквах нет вовсе. 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3793

Т.е пойти дорогой Христа и постоять за веру ни кто не захотел?

И прогнувшись под давлением светской бандитской  власти, часть паствы ныне начавшей страдать была объявлена лучшей по сравнению с той, которой сыпали и продолжают сыпать на голову снаряды в течении 8 лет.

судить это конечно плохо и потому Бог им всем судья

Profile picture for user Александра Радченко
554

Там же еще вопрос больших денег, которые платит каждая церковь Константинополю. И порошенковский раскол, по-моему, так и остался на бумаге, поскольку Киев не захотел платить Варфоломею, пркдпочитая, чтоб Москва за них это делала

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
16
474

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1453

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3477