Россия
Кровь стынет: какие мифы о сердечно-сосудистых заболеваниях не просто вредны, но и опасны
Согласно статистике Росстата, число впервые выявленных болезней системы кровообращения продолжает расти. И хотя они — одни из самых распространенных и хорошо изученных, многие россияне не спешат обращаться к врачу или неправильно лечатся из-за стойких мифов и заблуждений.
«Известия» разбирались с экспертами, какие ложные представления о сердечно-сосудистых заболеваниях не просто вредны, но и опасны.
«Я могу почувствовать высокое давление»
Самые живучие и устойчивые заблуждения в кардиологии связаны с показателями артериального давления и гипертонией (гипертензией).
Норму на тонометре обычно знают даже те, кто никогда не сталкивался с заболеваниями сердца и сосудов, — 120/80. Если цифры меньше 100/60, то врачи говорят о гипотонии, если больше 130/80–90 — о гипертонии. Последняя — серьезный фактор риска инфаркта миокарда, инсульта и других болезней и состояний.
Один из таких мифов: «Если я не чувствую высокое давление, то лечить его не нужно», рассказала «Известиям» врач-кардиолог «СМ-Клиника» Анна Бирюкова.
— Когда пациент говорит эту фразу в кабинете врача, для доктора это может значить одно: человек очень длительное время живет с высокими цифрами артериального давления — артериальной гипертензией. Это опасно тем, что высокое давление абсолютно бессимптомно, но медленно и уверенно оказывает разрушающее действие на органы-мишени: сердце, сосуды, головной мозг, орган зрения и почки, — пояснила она.
По ее словам, помимо инфаркта и инсульта, длительное воздействие высоких цифр давления неизбежно приводит к таким заболеваниям, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, нарушения мозгового кровообращения, нарушения зрения и хроническая болезнь почек.
При этом пациенты нередко убеждены, что существует некое индивидуальное «рабочее давление»: то есть они считают, что высокие цифры могут быть для них нормой, если они хорошо себя чувствуют.
— Это, конечно, некорректно, потому что не все пациенты ощущают повышение артериального давления. И особенно это касается пожилых пациентов. Они адаптировались к высоким цифрам, а по всем рекомендациям их необходимо снижать. Зачастую у пациентов случайно обнаруживают повышение артериального давления, которого он не чувствует, в ходе диспансеризации, — отметила в беседе с «Известиями» врач-кардиолог, терапевт «Гута Клиник», д.м.н. Ирина Комиссаренко.
«Если давление нормализовалось, лекарства можно не принимать»
Врачи рекомендуют в том числе самостоятельно контролировать давление с помощью домашних тонометров. Если цифры высокие, может потребоваться изменение образа жизни, а в отдельных случаях и прием медикаментов.
С ними связано не менее опасное заблуждение: «принимать лекарство нужно только тогда, когда давление повысилось, а потом можно прекратить».
— В этом случае теряется смысл плановой терапии гипертонической болезни, терапия становится неполноценной, и пациент подвергает себя опасности: в тот промежуток времени, в течение которого он не принимает препараты, у него может произойти гипертонический криз, который чреват инфарктом или инсультом, — подчеркнул изданию к.м.н., кардиолог, заместитель главного врача по лечебной работе, заведующий отделением кардиологии клинического госпиталя «Лапино» Альберт Ахобеков.
По его словам, многие пациенты воспринимают препараты как «химию», которой не хотят лишний раз «травить» организм. Однако это опасно. Гипертоник должен принимать назначенные лекарства ежедневно в одно и то же время.
Ирина Комиссаренко добавила, что раньше повышение давления с возрастом считалось нормальным процессом старения, в который не нужно вмешиваться, но подход изменился.
— Международные исследования доказали, что если снижать артериальное давление лекарственными препаратами, то у пациентов реже развиваются такие осложнения, как инфаркт и инсульт. Поэтому вмешиваться в артериальную гипертонию в пожилом возрасте нужно обязательно, — отметила врач.
«Статины вредны и убивают печень»
Статины — это группа препаратов, которые позволяют снизить уровень «плохого» холестерина в крови. В избыточном количестве он образовывает твердые отложения на внутренних стенках артерий — «атеросклеротические бляшки». А они, в свою очередь, сужают просвет сосудов и могут привести к инфаркту миокарда, ишемической болезни сердца и другим. Однако пациенты иногда отказываются от приема статинов из-за уверенности, что они вредят печени и в целом организму.
— Мы, кардиологи, считаем, что статины — наши лучшие помощники в профилактике этих заболеваний. Почему появилось мнение, что статины убивают печень? Среди тех, кто уже перенес инфаркты и инсульты, есть категория пациентов, вынужденных принимать максимальные дозы этих препаратов. Примерно у 5% из них повышаются печеночные ферменты. То есть в максимальной дозе лекарства иногда действительно наносят вред печени, но при снижении дозы показатели нормализуются, — пояснил Альберт Ахобеков.
Он добавил, что побочные эффекты — это контролируемый процесс, в котором нет ничего страшного. «Необратимых явлений не происходит, более того: статины в терапевтических дозах, наоборот, имеют свойство укреплять печень и защищать от фиброза», — сказал доктор.
По словам врача-кардиолога «К+31» Татьяны Типтевой, статины известны медикам более 45 лет, их побочные эффекты хорошо изучены и на практике встречаются редко.
— Также пациенты могут жаловаться на боли в мышцах, но они встречаются при многих состояниях, даже при увеличении физической нагрузки или дефиците витамина D. Кроме того, на подобные симптомы нередко обращают внимание особенно тревожные люди, прочитавшие всю информацию о возможных побочных эффектах и ожидающие негативных проявлений. Это так называемый эффект ноцебо, когда вредит не сам препарат, а факт его приема, — отметила она в разговоре с «Известиями».
При этом никакая здоровая пища не заменяет прием статинов — это тоже миф, подчеркнула кардиолог Медцентра доктора Александровского Марина Костюкевич. Если врач назначил лекарства, их нужно пить постоянно, иначе холестерин вернется к исходному уровню.
— Прием статинов без изменения образа жизни будет не так эффективен, но в случае уже имеющихся атеросклеротических бляшек и высокого риска сердечно-сосудистых заболеваний одно только изменение образа жизни — питания и физических нагрузок — не снизит риск серьезных осложнений. Безусловно, важно, чтобы статины назначил врач по показаниям и только после предварительной оценки состояния организма, в том числе лабораторных анализов, — пояснила эксперт.
«Болезнями сердца и сосудов страдают только пожилые люди»
Из-за того, что сердечно-сосудистые заболевания в основном развиваются медленно и бессимптомно, далеко не все молодые люди считают нужным провериться и сходить к врачу.
Они подвержены влиянию еще одного распространенного мифа: «я слишком молод для посещения кардиолога, а проблемы с сердцем бывают только у пожилых».
— К сожалению, в современных реалиях проблемы с сердечно-сосудистой системой могут коснутся и молодых людей от 30 до 50 лет. Это связано с пагубными привычками в виде алкоголя, табака и других опасных веществ, постоянного стресса, а также с генетической предрасположенностью к различным болезням, — рассказала «Известиям» фельдшер, управляющая сети пансионатов для пожилых людей «Теплые беседы» Наталья Балан.
Один из факторов риска, по ее словам, — лишний вес, который негативно сказывается на работе сердца.
— Американские врачи, например, считают, что избыточная масса тела является одной из главных причин инсультов у людей моложе 45 лет. Диета, включающая достаточное количество свежих фруктов, овощей и рыбы, помогает снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, — добавила врач.
Физическая активность тоже важна, однако не в любом виде. По словам Натальи Балан, тяжелые нагрузки могут оказать негативное влияние на сердце и сосуды, особенно если речь идет о старшем поколении. С ней соглашается врач функциональной диагностики и кардиолог Европейского медицинского центра (EMC) Рашид Сонгуров.
— Акцент делается именно на тренировках во второй зоне сердечного ритма. Пульсовые зоны у всех рассчитываются индивидуально, но в среднем это 100–130 ударов в минуту — комфортная и самая безопасная зона легкого бега, велоспорта и любой другой кардионагрузки. Кардиотренировки снижают риск смертности на 17%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний — на 18%, — рассказал он «Известиям».
Сердечно-сосудистые заболевания — самые распространенные среди неинфекционных и занимают первое место по смертности. С одной стороны, из-за стрессов, вредных привычек и нездорового образа жизни болезни сердца и сосудов продолжают распространяться по всему миру и молодеть. С другой — эта группа проблем хорошо изучена, и медики научились довольно эффективно с ними работать. Осталось только со своей стороны им помочь.
Обсуждение (1)
Самый серьёзный фактор риска для болезней сердца и сосудов появился после того, как врачи стали бездумно где нужно и ненужно повсеместно применять для измерений артериального давления электронные автоматы и полуавтоматы. Пульс эти приборы подсчитывают очень точно, а вот давление из-за иного (не по методу Короткова) метода, а именно - "осциллометрического" (измерение начала пульсаций сосудов и их исчезновения). Эти пульсации возникают, как правило сильно раньше, чем возникает "схлопывающийся" звук Короткова, и исчезают сильно позже. Звук исчез, а пульсации все еще продолжаются. Вот и итоговые значения на электронике часто сильно завышены и занижены. Причем, чем более здоровые сосуды и сердце, тем эффект ложных показаний сильнее, сосуды сильные и вибрации сильные. Мне попадался для ознакомления западный документ, где было заявлено, что эл.тонометры не оборудованные микрофонными отключателями паразитных гармоник(не учитывающие тоны Короткова), поставляются в третьи страны (РФ в этом списке), именно с целью уменьшения популяции и повышения доходности фармакологического бизнеса.
По месту прежней своей службы мы сделали все возможное для проверки всех существовавших тогда типов эл.тонометров на предмет их точности и адекватности к тонам Короткова. Ни одного типа адекватного и точного найдено не было. Тогда нами было сделано все, чтобы во всех лечебных заведениях гарнизона ВМБ, и даже по всем гражданским больницам и поликлиникам, санчастям ЗАТО были категорически запрещены к использованию эл. тонометры в либом их виде и типах. Везде использовались только механические. В прикроватных мониторах и в реанимационной технике, эл.тонометрическая часть всегда настраивается под конкретного пациента и с использованием точного прибора по методу Короткова, так что тут проблем нет. Очень быстро такой же подход был распространен по всем В/частям ВС и флотам РФ.
Мы предлагали модернизировать эл. тонометры, установив в манжету микрофон с возможностью регулировки чувствительности. В этой доработке ничего сложного нет, но якобы авторское право, не позволяет этого делать. Хотя скорее дела в жадности и желании извести наше население, пичкая ненужными и опасными лекарствами.