На полигон 33-го мотострелкового полка 20-й мотострелковой дивизии «Южной» группировки войск приехала очередная партия новобранцев, в основном из Сибири. Их приезд — повод пообщаться с теми людьми, кто помогает им обустроиться, адаптироваться, оформиться и получить навыки и умения, требующиеся на передовой и вблизи неё.
«Тор»
Данила (позывной «Тор») — младший сержант, заместитель командира взвода. Родом он из Камышина, срочную службу проходил в Ростове, в роте почётного караула, полгода погулял на «гражданке» и был мобилизован для участия в СВО. Первые боевые задания у него были в качестве гранатомётчика на Херсонском направлении. Противник (его позиции были всего в ста метрах) пытался выбить наших бойцов, но у него ничего не получалось, в том числе и благодаря огневым усилиям «Тора». Из поражённых тогда целей «Тор» отмечает вражеский «пикап».
Тогда же Данила получил два ранения — сначала после прилёта мины, а затем «птичка» сбросила ВОГ. После лечения «Тор», отмеченный медалью «За отвагу», стал выполнять обязанности, которые можно охарактеризовать как «заместитель замполита».
«Помогаю другим, решаю различные проблемы. Помочь оформить документы, подсказать что-то, направить куда-то, отпуска, выплаты», — поясняет младший сержант.
Вот и сейчас он — главная подмога новобранцев в документальном оформлении на новом месте. В планах молодого человека самому получить офицерское звание и стать замполитом — ему эта работа по душе.
«Русский»
Старшина 2-й мотострелковой роты, прапорщик по имени Александр вполне соответствует внешностью и статью своему позывному — «Русский». Он тоже из Камышина и служит уже больше двадцати лет — как попал в 2004 году на «срочку» в ряды ВДВ, так и решил не уходить из армии.
На СВО «Русский» начинал как водитель во взводе обеспечения. Когда требовалось, он выезжал на линию боевого соприкосновения для заправки техники топливом. Уже тогда он не раз рисковал жизнью — например, однажды его КамАЗ попал под сильный обстрел.
«Баранку» Александр крутил до 20-х чисел июня 2022-го. Затем командир полка отдал приказ отправить всех водителей, которые не стоят на должностях по бумагам, на передовую. «Русский» подошёл к комбату и спросил, можно ли пойти в артиллерию. Тот согласился, сказав, что там как раз не хватает людей.
«Русский» стал наводчиком, хотя слово «стал» применимо только к конкретным обстоятельствам, так как артиллерийская работа для него родная — он всю воинскую жизнь был командиром отделения 2С3.
Разведка докладывала группе «Русского» о вражеских целях, и бойцы работали строго по этим указаниям. Работали с расстояния примерно 25 километров, а по рации потом сообщали: уничтожили миномёт, расчёт или пехоту (она была самой частой целью).
Осенью Александр получил серьёзное ранение. Артиллеристы располагались в районе Зелёного Гая и Новогригоровки (Херсонская область). Выполняли задачи, отработали, наверное, около 10 снарядов, после чего вышли покурить. «Русский» вылез из своего люка. Не прошло и минуты, как по САУ начался мощный обстрел.
«Меня взрывной волной отбросило так, что, фигурально говоря, аж тапки с ног слетели», — вспоминает Александр.
Несмотря на переломы рук, «Русский» помог эвакуировать своего товарища с позывным «Тайга» — у него была сильно повреждена нога. Александр и механик-водитель потащили «Тайгу» в тыл. В какой-то момент «Русский» увидел, что «Тайга» из-за кровопотери бледнеет на глазах. Он положил товарища и поднял ему ноги вверх, чтобы кровь пошла от них. «Тайга» вновь порозовел. Спасение удалось.
Вскоре «Русский» сообщил командиру взвода обеспечения о своей готовности служить дальше.
«Он спросил, когда я планирую пройти ВВК. Я ответил, что это не нужно, так как чувствую себя здоровым, — говорит Александр. — В ВДВ всегда так: все здоровы, категория "А". А тут всего лишь переломы. Сразу вернулся. Три месяца ходил в гипсе и сразу приехал с полком на новом место».
Командир роты попросил Александра занять место старшины. Обязанности старшины роты — это как обязанности второго командира. Всё на нём: книги, расходы, все мелочи. Командир выполняет основную задачу, но без старшинской работы его усилия будут равны нулю. Работа непростая, но «Русскому» уже доводилось, когда старшина был в отпуске, временно исполнять его обязанности. Да и во взводе обеспечения он занимался вопросами продовольствия, вещевого обеспечения, раздачей и документацией. Поэтому трудностей не возникло.
Подвоз на передовую — одна из главных обязанностей старшины. «Русский» подаёт заявки командиру взвода обеспечения, тот привозит, а старшина доставляет заказ на полигон или в бронегруппу, откуда уже отвозят дальше. Сейчас доставка продовольствия и боекомплекта занимает два этапа. От «Русского» зависит доставка до места ПВД, где всё перегружают и оттуда завозят дальше.
Способы доставки меняются и чередуются в зависимости от плотности огня. Если она высокая, никто не двигается. Если нет, то что-то доставляют квадроциклом, что-то мотоциклом, что-то пешком. Самая большая проблема — это FPV. Логистика нарушается мгновенно. Как только появляется сообщение о повышенной плотности FPV, движение останавливается, так как задача становится слишком рискованной. Поэтому приходится действовать на свой страх и риск.
Не так давно «Русский» ехал на автомобиле по служебным делам в районе одного из давно освобождённых населённых пунктов. Вдоль дороги стояли антидроновые посты. Услышав хлопки выстрелов, старшина понял, что его преследует «камикадзе», и вдавил педаль в пол, выжимая скорость 150. Так что работа водителя-снабженца не менее рискованна, чем у штурмовика, может быть, даже более — без надёжного тыла победы не видать, поэтому по логистике бьют постоянно.
Главная природная сложность, мешающая водителям и помогающая врагу, — овраги. Например, в районе Новомихайловки есть одна балка в промежутке между посадками, где постоянно застревали и увязали в грязи наши КамАЗы. У противника бы отличный обзор, он прекрасно просматривал местность и бил по транспорту когда из миномёта, когда FPV-дронами, а когда удавалось пристреляться, то и артиллерийским огнём. Хорошо, что через какое-то время удалось «пробить» обходной путь.
«Русский» награждён медалями «За отвагу», Жукова, «За боевые отличия» и двумя медалями за участие в парадах.
«Я там в первой шеренге стоял, по мне вся коробка равнялась», — вспоминает Александр.
С его богатырской комплекцией и выправкой это неудивительно. Теперь же на его работу равняются другие старшины.
«Борода»
Дмитрий (позывной «Борода») — младший сержант, в данный момент исполняет обязанности техника роты. Изначально был мобилизован, но в этом году подписал контракт. Срочную службу проходил ещё во второй половине девяностых, в РВСН механиком-водителем. Родом он из Адыгеи, несколько лет перед СВО занимался тем, что возил хлеб на Кубани.
Получив повестку в ходе мобилизации, «Борода» сразу решил, что надо идти. Послужил в трубопроводных войсках, потом был механиком-водителем ЗРК «Тор».
«Выезжали на дежурства, сопровождали цели, сбивали их по команде при распознавании "свой-чужой", — рассказывает младший сержант. — Что сбивали? В основном, разведывательные дроны, "крылья" всякие, наблюдателей».
В составе 33-го полка «Борода» участвовал в задачах по закреплению в районе Новомихайловки. Одной из точек закрепления была труба — бетонная, подземная, продуваемая ветром. Там Дмитрий и его товарищ получили ранения от сбросов с дронов, там же впервые столкнулись с FPV. Но и после ранений бойцы остались на позиции, выполняли свою миссию, докладывали по рации обо всём происходящем в районе, о полётах «Бабы-Яги» и других изменениях фронтового климата.
Побывал Дмитрий и в эвакуационной группе, занимавшейся вывозом погибших. После решил выучиться на оператора БПЛА. Обучение прошёл успешно, практическая работа шла сложнее из-за сильного подавления сигнала РЭБом. Со временем удалось «разлетаться», и звено «Бороды» поражало вражеские блиндажи, да и ту же «Бабу-Ягу».
На нынешней должности в обязанности Дмитрия входит следить за техническим состоянием ротного транспорта. Сейчас поступает много мотоциклов, используемых для самых разных целей. На полигоне люди проходят обучение, как ездить на них в полной боевой выкладке и в обстановке, приближенной к боевой. Активно используются они военнослужащими и в относительном тылу.
Помимо непосредственно обслуживания, «Борода» занимается заказом и доставкой необходимых расходников, таких как масло. Это касается не только мотоциклов, но и другой техники, например, КамАЗов. Важно подготовить технику, чтобы она всегда была в рабочем состоянии. Иногда возникает износ резины, перегрев масла из-за интенсивной эксплуатации. Но в целом особых проблем нет. Всё необходимое выдаётся по запросу.
В то же время даже самая исправная и надёжная техника не может быть панацеей, когда логистике мешают объективные обстоятельства, например, вражеские «птички». С этим пришлось столкнуться сейчас на Покровском направлении.
Если раньше довозили до точки, например, под Новомихайловкой, то теперь приходится проходить пешком по посадкам около 10 километров. В начале было опасно передвигаться даже на мотоциклах. Но когда удалось оттеснить противника, стало немного легче.
Полегче будет и новому пополнению, у которого к тому же за спиной есть надёжные наставники и помощники.
Станислав Смагин, офицер ВС РФ, корреспондент газеты «Военный вестник Юга России»