В середине января текущего года агентство Trend со ссылкой на министерство транспорта, судоходства и связи Турции сообщило, что в первом квартале 2013 года турецкое правительство объявит тендер на геолого-технические работы в рамках проекта «Канал Стамбул», который должен соединить Черное море с Мраморным.
Зачем Турции ещё один канал?
После проведения всех геолого-технических работ, которые займут не менее двух лет, Турция перейдет к строительной части проекта. Его осуществление начнется со стороны Мраморного моря, в Силиври – одном из европейских районов провинции Стамбул, что в турецкой Фракии, поскольку расположенные ближе к Стамбулу районы густо населены. Правительство уже объявило о планах строительства нового аэропорта в этом районе.
Предполагаемая длина канала составит 45-50 километров, глубина на фарватере - 25 метров, а ширина - 150
метров, что позволит проводить по нему корабли и суда практически любого водоизмещения. В министерстве также сообщили, что минимальная стоимость проекта «Канал Стамбул» составит 20 миллиардов долларов.
Ожидается, что проект будет завершен к 2023 году, к 100-летнему юбилею основания Турецкой Республики созданной после падения Османской империи. При этом грунт, полученный в результате прокладки канала, будет использован при строительстве двух островов в Мраморном море, на которых разместятся объекты туриндустрии и морского порта.
Впервые нечаянная или умышленная утечка о планах Премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана по строительству канала «Стамбул» произошла в октябре 2010 года в турецкой газете Zaman Today's и очень напоминала «пробный шар» с целью прощупать реакцию мирового общественного мнения.
И уже в апреле 2011 года в американской "The Associated Press" появляется статья «Турция намерена построить новый крупный водный путь в обход Босфора», в которой озвучивается «безумный и блистательный» (по словам самого турецкого премьера) план строительства нового судоходного канала. «Мы сегодня приступаем к осуществлению величайшего проекта нынешнего столетия», - сказал Эрдоган, отметив при этом, что данный проект будет масштабнее Панамского и Суэцкого каналов.
Вообще-то резоны турецкой стороны вполне понятны. Прежде всего, реализация идеи Эрдогана позволит резко уменьшить транспортную нагрузку на Босфор, через который ежегодно транзитом проходит до 50 тысяч судов и боевых кораблей (сравните, в 1938 г. их было 4500). Водным путём ежедневно проходит 150 -160 судов, в том числе до трёх десятков танкеров, которые за год перевозят до 150 миллионов тонн грузов, в том числе 100 млн. тонн нефти, около четырех миллионов тонн сжиженного газа, до трех миллионов тонн химикатов.
Естественно, при этом неизбежны риски экологического характера. Капитаны и штурманы знают, что в Босфоре существует довольно сильное течение, а также на своём пути он
делает несколько резких поворотов, в связи, с чем являются одним из самых опасных в мире проливов для судоходства.
Авария танкера в этом проливе, который делит 13-миллионный Стамбул на две части, может привести к экологической катастрофе для города. Подобные аварии здесь уже случались, так в 1979 году судно Independenta под румынские флагом, груженное 94600 тоннами нефти, столкнулось с другим судном. Катастрофа привела к гибели 43 членов экипажа и 27-дневному пожару, не говоря уже о тяжелых загрязнениях морской и воздушной среды, которые сохранялись длительное время. В декабре 1999 года в устье Босфора раскололся на две части российский танкер. В результате происшествия в море вылилось около 800 тонн топлива, а загрязнению подверглось почти 10 километров побережья.
Однако и этот проект также наверняка вызовет горячие споры защитников окружающей среды, ведь никто серьёзно не изучал последствия такого масштабного искусственного вмешательства в экосистему.

Босфор. Снимок со спутника

Канал Стамбул и Босфор
Ну вот, со стороны Турции все смотрится вполне логично. Но на самом деле, особенно для России все не так однозначно. «Безумная и блистательная» затея Эрдогана грозит нашей стране серьёзными военно-политическим рисками, связанными с появлением дополнительных возможностей для прохода иностранных военных кораблей в Черное море.
Конвенция Монтрё на защите Черного моря
С 1936 года режим использования Босфора, Дарданелл и Мраморного моря регулируется конвенцией Монтрё, которая вернула Турции суверенитет над этими проливами, утраченный после поражения в Первой мировой войне. И если за гражданскими судами всех стран этот международный акт сохраняет свободу прохода через проливы, как в мирное, так и в военное время, то для военных кораблей режим прописан особо.
Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением каждого не более 10000 тонн. Суммарное водоизмещение отряда кораблей не должно превышать 15000 тонн, и их проход разрешен только в дневное время. Нечерноморские государства не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 30 000 тонн (и может быть повышен до 45 000 тонн).
Время пребывания на Черном море военных кораблей нечерноморских стран тоже строго ограничено. Оно не должно превышать 21 суток, независимо от цели прихода. Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран - за 15 суток, для черноморских - обычно за 8 суток, но не менее чем за трое.
В годы «холодной войны» благодаря конвенции Монтрё и мощи Черноморского флота, являвшегося хорошей гарантией выполнения её положений, противостояние ВМФ СССР с 6-м флотом США проходило в Средиземном море вдали от наших границ. В Черном море доминировал наш флот, а боевые корабли стран НАТО заходили в черноморские воды лишь эпизодически.
О каждом таком визите было известно заранее, поэтому каждого незваного гостя еще у Босфора встречал наш корабль и неотступно следовал за ним до того момента, пока заморский визитёр не покидал Черное море. Черноморцы хорошо помнят случай, когда в феврале 1988 года, два советских сторожевых корабля "Беззаветный" и СКР-6 встретили крейсер УРО «Йорктаун" и эсминец УРО "Кэрон" (оба США) на выходе из Босфора, и позднее, совершив на них навал, выдворили из территориальных вод СССР. Затем до Босфора их сопроводили другие корабли.

Крейсер Монтеррей

Операция по вытеснению
После распада СССР и вступления в НАТО ряда черноморских стран и стремлением вступить в блок других, корабли США стали значительно чаще появляться в непосредственной близости от наших баз и территориальных вод. Возникает обоснованное подозрение, что на самом деле американцы потихоньку осваивают новый для них театр возможных военных действий. Последовали также заявления о том, что Вашингтон собрался развернуть группировку кораблей с элементами системы ПРО «Иджис» в румынских портах.
Одна из таких первых заокеанских с позволения сказать «ласточек» в Черное море залетала в 2011 году. 15 июня севастопольцы протестовали против захода в город крейсера «Монтеррей», с системой ПРО «Иджис» (Aegis) на борту. Позднее он посетил Батуми. В связи с этим довольно резко прозвучало заявление нашего МИДа: «Появление в непосредственной близости от российских границ элементов стратегической инфраструктуры США воспринимается Москвой как угроза безопасности России».
Российские власти выказывали обеспокоенность тем, что США фактически проводят оперативную противоракетную "рекогносцировку" в непосредственной близости от российских границ.
Но это не помешало ещё двум однотипным крейсерам 6-го оперативного флота США (Philippine Sea - октябрь 2011 г. и Vella Gulf - конец января – начало февраля 2012 г.) посетить отметится в Черном море и посетить стратегически важный румынский порт Констанца, украинские порты Севастополь и Одесса и Батуми. Напомню, оба крейсера, также оснащены системой ПРО Aegis и несут крылатые ракеты.
Все эти визиты своего рода прелюдия к тому, чтобы развернуть корабли с системой ПРО в Черном море на постоянной основе. Мешает этому среди прочего и конвенция Монтрё, позволяющая кораблю находиться здесь только 21 день.
Впрочем, нарушителями конвенции США выступали не один раз. В 2004 году американцы хотели обойти Конвенцию Монтрё, распространив на Черное море проходящую в Средиземном операцию НАТО «Активные усилия», — создать постоянное присутствие в акватории натовского флота под предлогом борьбы с терроризмом. Однако Турция воспрепятствовала этому, чем вызвала явное раздражение в Вашингтоне.
Ещё раз Турция показала, что намерена жестко соблюдать конвенцию, не допустив прибывшие якобы для оказания гуманитарной помощи Грузии, американские госпитальные суда «Мерси» и «Комфорт», поскольку их водоизмещение (по 70 тыс. т) превышало лимиты. А согласно ст. 9 документа ограничения по тоннажу не распространяются лишь на «вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива», и то лишь при условии прохождения через проливы в одиночку.
По-видимому, само обращение американцев относительно этих судов представляло собой проверку реакции Анкары: а не сочтут ли их турки невоенными, что откроет лазейку для обхода конвенции и в других случаях? Тогда, однако, номер не прошел.
Чем для России может обернуться строительство канала?
Теперь представим, что канал «Стамбул» уже действует. Он полностью находится под юрисдикцией Турции, положения конвенции Монтрё на него не распространяются. Следовательно, эта страна может самостоятельно решать пропускать или не пропускать ей военные корабли той или иной страны в любом из направлений.
Теперь у США пропадает необходимость придумывать дипломатические прикрытия в виде разных учений типа «Си Бриз» для приближения морских элементов ПРО США к наших границам. В Чёрное море сможет зайти любое количество кораблей, любых типов: то ли авианосных соединений, то ли кораблей с «Томагавками» или «Иджисами» на борту.
Налицо существование угрозы безопасности России. Заключается она, как мы видим, в неопределенности международно-правового статуса пролива «Стамбул». Поскольку его строительство затрагивает интересы не одной лишь Турции, международное сообщество, без сомнения, потребует начать переговоры о регулировании судоходства по новой транспортной артерии. Но большинство стран будет интересовать в основном экономическая сторона вопроса, вопросы прохода военных кораблей будут в центре внимания исключительно России и США (и тех новых натовских стран, которые будут у них на «подтанцовке»). Причем совершенно не надо быть аналитиком, чтобы понять, что интересы этих двух стран в этом вопросе диаметрально противоположны. Американцы, безусловно, приложат все усилия для того, чтобы сделать проход в Чёрное море для своих военных кораблей свободным.
Таким образом, предстоят долгие и трудные переговоры по «конвенции Монтрё» для нового канала. И чем раньше они начнутся, тем лучше. Когда канал начнёт работать, вести переговоры будет поздно. Надо сказать, что у России немного рычагов влияния на Турцию, но они имеются, прежде всего, в экономической плоскости.
Турецкие власти будут заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее перебросить доходный, но небезопасный босфорский трафик в «Стамбул». Вторая задача состоит в увеличении доходности нового водного пути. Эксперты и политики Турецкой республики не раз отмечали, что проход судов через Босфор стоит для судовладельцев гораздо дешевле, чем через Суэцкий и Панамский каналы. Теперь у Турции будет собственный канал, цены за проход через который она сможет устанавливать самостоятельно, соизмеряя свои аппетиты только с требованиями рынка и тем фактом, что запретить судоходство через Босфор (учитывая его международный статус) будет невозможно.
Решить обе эти задачи без взаимодействия с Россией невозможно. Поэтому, скорее всего переговоры по режиму прохода военных кораблей будут тесно увязаны с экономическими вопросами. С учётом мирового исторического опыта, представляется, что успешному проведению переговоров в немалой степени будет способствовать восстановление боевой мощи Черноморского флота, всех его компонентов: корабельной, береговой и авиационной.
Этот же фактор может поубавить желания болтаться по Черному морю кораблям нечерноморских государств, а возможность превентивного удара по местам их возможного постоянного базирования в Черном море должна остудить пыл некоторых государств региона, горящих желанием предоставить свои порты, под военные базы, нацеленные против России.
Владимир НЕСМЕЯНОВ
Турции чихать на то кто как на это посмотрит. А что каается конвенций, то они действуют до того момента пока всё тихо. Как только начинает пахнуть дымом, на конвенции мало кто обращает внимание.
К примеру, та же Турция совсем недавно принудительно посадила на своей территории следовавший транзитом сирийский гражданский самолёт и изъяла груз следовавший из Москвы. И что? Проглотили. Примеров можно приводить множество.
Так что будет канал или нет, Турки когда надо проведут по нему или без него кого посчитают нужным.
Турция понимает, что Украине необходим сжиженный газ, потому и роет канал для бесперебойной его поставки в Украину.
Этот же фактор может поубавить желания болтаться по Черному морю кораблям нечерноморских государств, а возможность превентивного удара по местам их возможного постоянного базирования в Черном море должна остудить пыл некоторых государств региона, горящих желанием предоставить свои порты, под военные базы, нацеленные против России



Ну что же, Россия однозначно не потерпит у своих берегов кораблей НАТО(на постоянной основе)
Будем наращивать и модернизировать свой флот в Севастополе и Новороссийске
АВТОР СТАТЬИ не говорит о том что ТУРЕЦКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО проявляет РАЗУМНУЮ ЗАБОТУ и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ не на словах , а на деле многочисленные экономические инвест проекты с Целью : ОЖИВИТЬ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК и не допустить экономического кризиса . ЗА последние 10 лет с момента кризиса в Турции РЕАЛИЗОВАНЫ И успешно действуют 17 специальных экономических зон , построены металлургические комбинаты ( Искандерон ) , Химические и нефтеперерабатывающие заводы , дороги , мосты , аэропорты , Объекты ЭНЕРГЕТИКИ .ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУРЦИИ осуществляет грандиозные проекты в том числе и строительство второго канала параллельно БОСФОРУ . Тем самым решается вопрос трудозанятости населения ( средний возраст граждан Турции 27 лет) , Рядом с Каналом появятся 2 города по 1,5 мил человек . ЗАДАЧА - ТУРЦИЯ ПЛАНИРУЕТ ВЫЙТИ В 7 -мь самых экономически развитых стран . И Это РЕАЛЬНО . Правительству УКРАИНЫ и РОССИИ есть чему поучиться у ТУРЦИИ , а не тырить бюджетные деньги у народа по отвисшим до пят карманам и пугать свой народ страшилками о ЗЛЫХ АМЕРИКАНЦАХ прикрывая свою глупость и воровство .
to Вадим (Севастополь) И что? Проглотили. Примеров можно приводить множество. Вадим, а Вы специалист по дипломатическим вопросам?
Турецкую территорию вообще обстреляли со стороны Сирии, но Турция не развязала войну, а лишь стрельнула в ответ, зная, что ответа не последует. А видимо хотели, чтобы РФ отозвала посла из Турции и выслала турецких дип. представителей? Но ведь тогда никто не пострадал, была задержка рейса и проверка груза... Все остались при своих...
Хорошая статья. Выход один - наращивать мощь Черноморского флота РФ.
ОТВЕТ - Lady in red (русский и родной Севастополь)
НАРАЩИВАТЬ какие либо ВООРУЖЕНИЯ в том числе и ФЛОТ России и Украине при нищем и вымирающем народе которому не хватает средств на лекарства , чистую воду и вывоз и утилизацию мусора из городов - ЭТО ЦИНИЗМ и ПРЕСТУПЛЕНИЕ . ТАКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГНАТЬ НУЖНО .
to Lady in red (русский и родной Севастополь) to За Союз (Крым)
Хотелось бы знать: кто из вас Главком ВМФ РФ, коллеги?
Турция по сравнению супержержава,имеет право,а Путин-это не Россия,потерпит-непотерпит,забыли спросить)))
to ШТИРЛИЦ (Севастополь) НАРАЩИВАТЬ какие либо ВООРУЖЕНИЯ в том числе и ФЛОТ России и Украине при нищем и вымирающем народе которому не хватает средств на лекарства , чистую воду и вывоз и утилизацию мусора из городов - ЭТО ЦИНИЗМ и ПРЕСТУПЛЕНИЕ . ТАКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГНАТЬ НУЖНО .
Не переживайте Вы так. Про украину тут вообще речь не идёт. Если МВФ деньжат не подкинет, то украина по миру пойдет. Какое уж тут перевооружение...
to vasill (Севастополь) Так уж и "супердержава"?!
А чего ж её в G8 не приглашают? В БРИК не берут? В ЕС не тащат? Удел Турции терпеть, и ждать, когда спросят. А ввязываться России в войну с Североатлантическим альянсом из-за проверки самолёта в регионе, где идут военные действия - не "фонтан"...
Владимир Несмеянов!
Отличная статья, актуальная - в том числе и для севастопольцев! - тема, причём прекрасно раскрытая и в то же время заставившая подзадуматься о причинах, по которым там стремительно развивается Турция и, наоборот, всё глубже пробуксовывает Украина ...



Прочла с интересом и ЗАВИСТЬЮ:
Владимир, научитИ так хАрАшО писать!!!
Не собираетесь ли открыть курсы для ЮнКоров???
Хочу "поднабраться" у Вас мастерства...
...или талантУ не научишь?
С уважением, Фёкла
to ШТИРЛИЦ (Севастополь) АВТОР СТАТЬИ не говорит о том что ТУРЕЦКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО проявляет РАЗУМНУЮ ЗАБОТУ и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ не на словах , а на деле многочисленные экономические инвест проекты с Целью : ОЖИВИТЬ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК и не допустить экономического кризиса .
Не новорит потому что не понимает.
Человек военный - все видит через ствол пушки.
извините - Не говорит (Н и Г рядом - промахнулся)
to Фёкла Лизоркина (feklalizorkina@gmail.com)
Уважаемая Фекла! Вы достигли вершин журналистского мастерства. О каких курсах может идти речь?
Интересный остров получится между двумя каналами.
Работа для дипломатов появится, а то заснули в последнее время.
Для гонки вооружений, всегда повод найдется.
to синий иней (Дед Мороз)
Дурак ты Дед! Остров между каналами куплен Россией.Он так и называется-Земля Путина.
ХОЧУ привести НАГЛЯДНЫЙ пример как в ТУРЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО СОБЛЮДАЕТ ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА : на 11,8 лет тюремного заключения осужден один из самых богатых граждан страны, владелец холдинга "Чукурова" и крупнейшего в стране сотового оператора "Тюрксель" Мехмет Эммин Карамехмет. , Еще Пример : Министра Образования Турции Уволили только за то что он съездил в ресторан на служебном Автомобиле . Население Турции уже более 80 миллионов при территории менее Украинской и она привлекает инвестиций в десятки раз больше . И Карманы и чемоданы в аэропорту не шмонают при въезде -выезде , как это делают у НАС в Симфере или Борисполе , опасаясь как бы ето ... нарадишко на пару лишних трусов не разбогател , Зато по количеству и богатству наших Олигархов ( Ахметовых , Фирташах , Коломойских и др...) , которых Налоговая в упор не видит ... Украина впереди ТУРЦИИ намного ...
to ШТИРЛИЦ (Севастополь) НАРАЩИВАТЬ какие либо ВООРУЖЕНИЯ в том числе и ФЛОТ России и Украине при нищем и вымирающем народе которому не хватает средств на лекарства , чистую воду и вывоз и утилизацию мусора из городов - ЭТО ЦИНИЗМ и ПРЕСТУПЛЕНИЕ . ТАКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГНАТЬ НУЖНО .
Поддерживаю.
Вот свежее заявление - Глава администрации президента РФ, бывший министр обороны, Сергей Иванов считает, что численность российской армии должна достигать миллиона человек, иначе это будет опасно для страны.
to ШТИРЛИЦ (Севастополь) ХОЧУ привести НАГЛЯДНЫЙ ........ Турции ..... при территории менее Украинской ...
Чет Вас заносит!
Турция - площадь составляет 779 452 км?.
Украи?на - территория — 603 549 км?.
Пролив Босфор называется Истанбул Богази! (ну нет у меня турецкой клавиатуры.) О том ли разговор? Ссылку на англо/турецкую новость можно?
А что никто не видит, что танкера из Новороссийска и балкера из Одессы ходили бы безпрепятственно из Черного? И кому бы было лучше?
Может быть когда - нибудь и пророют, но тогда уже и танкера не нужны будут! До сих пор туннель не могут под Босфором проложить!
knnk007 (Севастополь ОСН Ульяновские Дворы) - с вами согласен , я имел в виду что 70 % Турции горная местность не пригодная для земледелия и ограниченное количество полезных ископаемых . В этом отношении Украинская территория намного перспективнее . И Прошу учесть что в 1991 году УкраинскаяССР оперережала Турцию по многим экономическим показателям , и Турция импортировала металл , цемент , и др . товары из Украины , а сегодня в Украину завозят строительную арматуру , Газобетон , пластик и много чего другого из ТУРЕТЧИНЫ . РАЗВЕ не ОБИДНО за такую бездарную экономическую и социальную политику за 20 лет НЕЗАЛЕЖНОСТИ . Я недавно был в сельскохозяйственном кооперативе , обедал в столовой с рабочими , видел условия труда и быта , ПО ХОРОШЕМУ ПОЗАВИДОВАЛ . Сравнения с нашим уродством и скотскому отношению к людям НИКАКОГО.
to voldemar извините - Не говорит (Н и Г рядом - промахнулся)
То, что Вы в Г попали это не беда. А вот читать надо внимательно, автор показал необходмость канала для Турции и риски от этого для России. Похоже для Вас не важен разговор по сути, важно в сторону России плюнуть
to Филипп Филиппович to Lady in red (русский и родной Севастополь) to За Союз (Крым) Хотелось бы знать: кто из вас Главком ВМФ РФ, коллеги?
Совсем скоро,батенька, Вы узнаете
to ШТИРЛИЦ (Севастополь) ОТВЕТ - Lady in red (русский и родной Севастополь) НАРАЩИВАТЬ какие либо ВООРУЖЕНИЯ в том числе и ФЛОТ России и Украине при нищем и вымирающем народе которому не хватает средств на лекарства , чистую воду и вывоз и утилизацию мусора из городов - ЭТО ЦИНИЗМ и ПРЕСТУПЛЕНИЕ . ТАКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГНАТЬ НУЖНО .
Вы знаете, ради целостности государства, в котором я живу, готова недоедать..,главное , чтобы было мирным небо над головой,Перед этим все прелести современной жизни в виде барахла, сытости и т,п, ничто.,,суета сует,..
to ivan1985 (Севастополь) Интересный остров получится между двумя каналами. Работа для дипломатов появится, а то заснули в последнее время. Для гонки вооружений, всегда повод найдется.
Ещё интереснее будет потом, когда появится возможность и соблазн ограничить судоходство по основному Босфору. Вотт уж будут пляски и скачки по всем департаменnам и на всех уровнях….
to попандопуло (Севастополь)
Несмеянов?
Идея канала, если смотреть сверху блестящая, с точки зрения экономики Турции - тоже блеск!
Стоит порадоваться , что есть умные головы
причем тут Россия, Армения и т.п.?