Обострившийся конфликт в Красном море, связанный с атаками хуситов Йемена на торговые и военные суда США и их союзников, привел к изменениям мировой торговой логистики, о чём рассказали эксперты в совместном проекте ForPost и РУДН «Сегодня в мире».
По мнению канд. ист. наук, директора Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталия Данилова, противоречия между коллективным Западом и странами глобального Юга зашли настолько далеко, что отдельные страны решили применить силу для отстаивания своих интересов.
«В Красном море мы видим всего лишь одну составляющую этой горячей фазы. Хуситы, конечно, не действуют сами по себе, а являются инструментом прежде всего Ирана в большой геополитической игре. Хуситы наносят основные удары по системе рыночных отношений, выстроенных капиталистической системой, возглавляемой США. Основной инструмент всех рыночных отношений – это торговля.
Отвечая на вопрос ведущего программы Сергея Абрамова (аспирант кафедры «Политические науки» СевГУ), Виталий Данилов отметил, что почти 30% всей мировой торговли шли через Суэцкий канал, сейчас он заблокирован для судоходства из-за высоких рисков.
«Транспортные компании вынуждены искать обходные пути, и, как правило, они идут через мыс Доброй Надежды, вокруг Африки. От этого в основном страдает бизнес Европы. На этом примере мы видим подтверждение гипотезы о том, что США стремятся уничтожить Европу как своего экономического конкурента, и свести его геополитическую роль к нулю. Если промышленная мощь Германии исчезнет, то может даже встать вопрос о самом существовании ЕС», – говорит Виталий Данилов.
Российская нефть и продовольствие, отмечает Виталий Данилов, сейчас активно поставляются на рынки стран глобального Юга. А это – драйвер для развития не только экономических, но и геополитических проектов.
«Если мы продолжим стабильно поставлять пшеницу в Африку – это будет залогом стабильности отношений с теми странами, с которыми мы договариваемся. И выходит, что хуситы – это обоюдоострый меч, который направлен и в сторону коллективного Запада, и в сторону России и Китая. И здесь очень четко нужно договариваться с властями Йемена и других государств Ближнего Востока. Ведь попытки атаки российских нефтяных танкеров тоже были. У нашего МИДа достаточно сложная задача», – говорит Виталий Данилов.
Никулин Максим Андреевич, канд. ист. наук, эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН:
«Одними из выгодополучателей от конфликта на Ближнем Востоке будут западные страховые компании, которые могут повысить цены на свои услуги для тех судов, которые будут проходить через Красное море. Но пострадавшими будут европейские страны, потому что снижаются поставки в страны Европейского Союза. Есть определенные выгоды у США, потому что сейчас мы видим, как они превращаются в поставщика энергоресурсов, а им не нужно проходить Суэцкий канал. У них есть прямой маршрут через Атлантический океан.
Очень важный момент – это динамика отношений США и Ирана. Мы видим, что обе страны подают сигналы, что они не хотят прямого столкновения, и поэтому ведутся полувоенные действия, где с одной стороны США обстреливают базы проиранских формирований на территории Сирии и Ирака, Иран напрямую не атакует американские корабли, а это делают проиранские формирования в Сирии и Ираке либо хуситы в Йемене».
Аду Яо Никез, канд. юрид. наук, эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН:
«Очень многое с точки зрения политического устройства в регионе изменилось. В ряде стран во власть пришли новые лидеры. Возьмём Ливию, где было убийство Каддафи; Египет и уход Мубарака; смену власти в Ираке и так далее. Это имеет большое значение, поскольку если бы эти лидеры остались у власти, Израиль не мог бы вести себя так, как он ведёт себя сегодня, без соответствующего ответа со стороны этих лидеров. И без этих лидеров вопрос создания Палестинского государства фактически исчез из повестки дня и в регионе, и в ООН, и так далее.
Хуситы с 2015 года воюют с арабской коалицией, в которую входят почти 15 государств, и хуситов не смогли победить. Сегодня даже уничтожение части их арсеналов не приведёт для США к ожидаемому результату, наоборот, ситуация только будет ухудшаться.
До конца года ясно, что будет прекращение огня. По разным причинам. В США скоро выборы президента, и продолжение боевых действий не в интересах США, и даже не в интересах стран ЕС, поскольку летом у них тоже выборы в парламент. Поэтому они будут оказывать давление на Израиль для прекращения огня».
Павел Истомин
Коллаж ForPost