Эксперты не спешат делать прогнозы по поводу того, как будут вести себя различные секторы экономики, в том числе и в Крыму, в связи с происходящей спецоперацией российских войск. В частности, одна из важных отраслей — доставка грузов с материка на Крымский полуостров — пока замерла в ожидании хоть какой-то ясности. Что происходит с грузоперевозками в регион сегодня и какие риски могут возникнуть в ближайшем будущем, ForPost рассказал председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма Анатолий Цуркин.
С запчастями могут быть проблемы
С подвижным составом проблем нет. Однако, по словам Цуркина, многие крупные игроки рынка заняли выжидательную позицию из-за сообщений о приостановке работы на территории России таких иностранных автогигантов, как «Вольво», «Мерседес», «МАН» и других.
«В первую очередь их (грузоперевозчиков — Прим.) беспокоит ситуация с запасными частями, поскольку сегодня российский грузовой парк состоит на 75-80% из иностранных автомобилей. И как бы наш КамАЗ ни старался, но российские ГАЗы и «Уралы» занимают только 25% рынка», — уточнил ситуацию собеседник ForPost.
По прогнозу специалиста, в ближайшее время перевозчики будут обходиться существующим личным запасом. Также может повыситься спрос на б/у детали, и в итоге запчасти станут дефицитом.
Не исключено, что рано или поздно способы завезти детали через «третьи страны» найдутся, как и посредники, готовые закрыть этот «пробел». Однако логистическая цепочка станет и дороже, и сложнее, уверен председатель Ассоциации грузоперевозчиков. Значит, в случае поломки возможности оперативно ремонтировать грузовики не будет.
Всё, как в начале пандемии
Нынешняя ситуация, по словам Цуркина, напоминает по характеру начало пандемии коронавируса в 2020 году, когда все массово скупали туалетную бумагу и гречку.
«Понятно, есть небольшой дефицит (товаров — Прим.). Те, у кого остались эти [пользующиеся спросом] товары, подняли на них цену. Но тотального роста цен нет. Мы думали, что перевозчиков, которые перестанут оказывать услуги по приграничным территориям, будет больше, но это оказалось не так», — поделился наблюдениями Анатолий Цуркин.
Ещё одно изменение в работе транспортных и сервисных компаний связано с экономическими нововведениями. Так, заправочные станции и СТО перешли на полную оплату за предоставленные услуги, хотя раньше нормой были платежи с отсрочкой в несколько недель. Поэтому в свою очередь доставщики грузов просят клиентов платить «по факту выгрузки товара», добавил Анатолий Цуркин.
«Если раньше ситуация была прогнозируемой, и можно было играть в длинную, то сейчас все хотят получить «короткие деньги», потому что завтра эти деньги могут ничего не стоить», — объяснил он ситуацию на рынке.
В итоге бизнес переходит на укороченные сроки постановок, отдавая предпочтение более мелким партиям.
«Раньше ритейл мог себе позволить хранить товары запасами на складах. Сегодня из-за непонятных скачков индексов, бизнес-моделей и валюты все стараются брать небольшие партии, чтоб быстро продать и купить новое», — уточнил специалист.
Как сообщал ForPost, ранее министр промышленной политики Крыма Александр Трянов заявил о том, что республика обеспечена продуктами питания, а в торговых сетях соблюдаются установленные цены.
Пелагея Попова
Обсуждение (4)
Морские перевозки, кстати самые дешёвые, никто не хочет рассмотреть? И не обязательно задействовать большие сухогрузы, вполне хватит судов типа "река - море".
"Вольво-Пента" прекратила поставки запчастей и расходников. Морская техника, яхты, катера (и военные тоже), большегрузные грузовики, строительная техника не будут качественно обслужены. "Маны" тоже. 28 марта кончатся самолёты. Их надо будет вернуть в Европу арендодателям. Технологически невозможно сделать импортозамещение сейчас. Надо было раньше думать.
Фуроидная мафия скорее удавится, чем позволит везти морем или по ЖД.
А так, да, вся европейская часть РФ от промышленных центров доступна по рекам и каналам. Питер, Москва, Нмжний, Пермь, Самара, Волгоград, Астрахань. Да и Казахстан тоже.
Может быть сейчас, когда российским судам запрещают заходить в иностранные порты, наконец заработает хотя бы каботаж из Новороссийска и других портов в Крым и Севастополь. Да если еще и с грузовиками проблема. Может крымские порты наконец начнут работать.