За последний год количество объявлений от зоопсихологов в России выросло на 53%, сообщил сервис для размещения объявлений «Авито». Что это за специалисты и чем они отличаются от кинологов, какие проблемы помогают решать владельцам питомцев, и пользуются ли спросом их услуги в Крыму, узнавал ForPost.
Гуманные методы
Обращаться к специалисту лучше не тогда, когда пушистый комочек уже появился в доме, а до того, как его завести. Вводный курс лекций для начинающих собаководов, по мнению зоопсихолога, специалиста по бытовой дрессировке Александры Бондаренко, избавит от многих хлопот и поможет выстроить гармоничные отношение с четвероногим членом семьи.
Проблемы, с которыми обращаются хозяева, чаще всего такие: собака плохо слушается на улице, тянет поводок, лает на других животных или людей, кусается и портит вещи, боится громких звуков и оставаться дома одна. Также наиболее частые запросы: как познакомить нового питомца со старым, приучить к стрижке когтей и чистке зубов, снизить агрессивность.
«Как-то обратились владельцы собаки. В их отсутствие соседи жаловались на поведение питомца — она лаяла и выла. Когда хозяева возвращались, то периодически видели следы погрома в квартире и испражнения собаки. Причиной такого поведения была очень сильная тревога, вызванная страхом одиночества», — поделилась случаем из практики Александра Бондаренко.
Собаке настолько тяжело было оставаться дома одной, что она не могла есть, пыталась выбраться из помещения — отсюда и погромы в квартире. Животное было так напугано, что не могло сдерживать опорожнение кишечника.

При работе с животными очень важно понять причину их поведения, подчеркнула собеседница издания. В состоянии паники питомцу могут понадобиться успокоительные препараты, но коррекция поведения — это более длительный процесс.
Зоопсихолог, работая на положительном подкреплении (собаке выдают лакомство или игрушку за выполнение какого-то задания), приучает питомца оставаться одному дома.
«Наша задача — выстроить отношения между собакой и хозяевами», — говорит Александра Бондаренко.
Добиться этого можно гуманными методами. По мнению девушки, зоопсихолог должен разбираться в сигналах собак, их особенностях и потребностях, в своей работе использовать только научно доказанные методы и теории.
«Отличие зоопсихолога от кинолога в том, что кинолог занимается подготовкой к определённому нормативу. В нормативе прописано, каким жестом человек должен подавать команду и с какой стороны собака должна подойти, чтобы выиграть соревнование. Зоопсихолог занимается бытовым послушанием, где мы подаём команды так, чтобы они были более удобными для понимания собаки. Также зоопсихолог помогает в случае проблем с поведением, когда собаке почему-то тяжело слушаться и выполнять команды или она тревожная, или слишком возбудимая», — пояснила специалист.
При этом, по её словам, кинолог может изучить зоопсихологию, а зоопсихолог подготовить собаку к спорту и сдаче нормативов.
Не только пряник…
Обычно хозяева начинают решать проблему, когда она уже возникла. О профилактике никто заранее не задумывается, обратил внимание руководитель одного из крымских центров коррекции поведения и дрессировки собак Денис.
«Среди самых частых жалоб — агрессия, проблемы с туалетом, поведение на улице. Когда хозяину это надоедает, он обращается к специалисту», — рассказал ForPost собеседник.
Например, для устранения агрессии у собак требуется десять занятий периодичностью раз в неделю. Во время сеансов кинолог объясняет правила взаимоотношений между хозяином и животным, что должна или не должна делать собака в тех или иных ситуациях, и как скорректировать её поведение.
«Хозяин вместе с собакой должен выполнять рекомендации всю неделю. На следующем занятии специалист проверяет, что получилось, а что нет, и даёт новые задания», — рассказал дрессировщик.
При этом очень важна заинтересованность владельца животного в конечном результате, подчёркивает собеседник издания. Очень часто, по его словам, люди бросают дело на полпути. Причины разные: не хватило терпения или не понравились методы воспитания.

В основе обучения лежит квадрат Скиннера, напомнил Денис. Методика, разработанная американским психологом Берресом Федериком Скиннером, включает в себя всего четыре сегмента: положительное и отрицательное подкрепление (избегание), положительное и отрицательное наказание.
«Например, ребёнок украл печенье — родители его наказали. Это положительное наказание. Получил пятёрку — ему дали печенье. Это положительное подкрепление. Пришёл домой с двойкой — печенье у него забрали. Это отрицательное подкрепление», — пояснил принцип применения методики кинолог.
Работа на положительном подкреплении считается гуманным методом, но у него есть как противники, так и сторонники.
«Дрессировка чисто на положительном подкреплении, так называемыми гуманными методами часто не даёт качественного и стабильного результата. Результата может вообще не быть», — предупредил специалист.
При этом методы, которые дают результат, могут показаться слишком строгими. При этом речь не идёт о том, чтобы бить собаку или кричать на неё. Это не физическое, а моральное воздействие на животное, пояснил эксперт.
Собеседник издания скептически относится к выделению отдельной профессии «зоопсихолог», он считает это маркетинговым приёмом. Специалист по дрессировке собак и корректировке их поведения, настаивает он, называется кинолог.
В последние годы крымчане стали реже обращаться к таким специалистам, заметил Денис. Возможно, это связано с тем, что люди стали более ответственно подходить к выбору породы домашнего питомца. Не все сейчас гонятся за модой и берут популярные породы.
«Лет пять назад многие покупали хаски и лабрадоров, а потом мучились с ними: их нервная система склонна к перевозбуждению. Сейчас люди делают свой выбор осознанно и готовы к возможным проблемам», — считает кинолог.
Как рассказывал ForPost, в Крыму своей актуальности и остроты не теряет проблема бездомных животных. Их численность растёт из-за безответственности людей, которые выбрасывают питомцев на улицу или практикуют самовыгул. Именно поэтому принятый в Крыму гуманный метод регулирования численности бездомных животных «Отлов-стерилизация-вакцинация-возврат» (ОСВВ) всё ещё не даёт ощутимых результатов.
Юлия Суконкина
Фото: Светлана Косинова|ForPost, Алексей Лохвицкий|ForPost