Крым
Какие ценности хранит необычный музей в крымской глубинке
Информацию об Этнографическом музее имени Ю.А. Клименко не встретишь в туристических проспектах о Крыме. Однако дело сельского энтузиаста-одиночки развивается уже более трёх десятков лет, музей располагает коллекцией в две тысячи экспонатов. Более того, это учреждение является старейшим этнографическим центром на полуострове.
Корреспондент ForPost, побывав на экскурсии, узнал, кем и когда создавалась коллекция, как удалось сохранить фонды и какие перспективы могут быть у музея в крымской глубинке.
Дело всей жизни
Аллея из юкк, туй и цветущих в декабре роз выводит к деревянному крыльцу каменного одноэтажного здания, в котором находится этнографический музей села Новониколаевки в Ленинском районе Крыма. Необычность дома замечаешь уже на подходе: вдоль дорожки, среди кустов отцветших гортензий, виднеются массивные каменные жернова и зернотёрки.
Встретив у входа, экскурсовод Вера Безпалько первым делом рассказывает биографию самого основателя музея, Юрия Клименко.
«Юрий Андреевич родился в 1936 году здесь, в Новониколаевке. Его семья — коренные жители села. Он встретил Великую Отечественную войну ребёнком. Отец ушёл сражаться и погиб, а он с матерью не эвакуировался, но их выселили из дома — жили они в сарайчике. Младшая новорождённая сестра погибла от голода и холода», — рассказывает собеседница ForPost о суровом детстве старшего коллеги.
После Дня Победы мальчик окончил школу, а позже — Московское художественное училище. Вернувшись в родное село, Юрий Клименко работал на руководящих должностях: сначала председателем колхоза, а потом директором дома культуры.
Идея создать музей родилась из необычного хобби мужчины.
«Ещё в молодости Юрий Андреевич решил сохранять то, что другие обычно выкидывают после смерти дедушек и бабушек. Он, наоборот, начал просить соседей и знакомых отдавать ставшие ненужными вещи ему, — продолжает Вера Безпалько.— Иногда, чтобы приобрести ценный экспонат, Юрий Андреевич подрабатывал на стройке, чтобы заработать денег на выкуп. Но, конечно, большинство людей отдавали вещи просто так, ничего не требуя взамен, потому что видели: человек этим живёт».
Когда коллекция перестала помещаться в гараже, сарае и доме, Юрий Клименко понял, что надо расширяться. Так и появилась идея создать музей. Причём, как подчёркивает собеседница ForPost, «не просто музей», а музей быта и этнографии крымского села.
А потом начались долгие поиски поддержки. Энтузиаст немало времени обивал пороги, добиваясь выделения подходящего помещения. Наконец, в 1991 году ему передали здание бывшей конторы колхоза. Всего за несколько месяцев Юрий Клименко с помощниками подготовил экспонаты, стенды и стеллажи, и 19 мая этнографический музей открылся для посетителей.
«Это, на минуточку, первый этнографический музей на территории Крыма. Музей в Симферополе появился лишь годом позже», — с гордостью подчёркивает Вера Безпалько.
Юрий Клименко бессменно руководил учреждением до своей смерти в 2002 году. После этого дела вела его жена Валентина Клименко, пока в 2010 году не стало и её.
Их сын, увы, не захотел идти по стопам родителей и постепенно, по информации Веры Безпалько, распродал посторонним наиболее ценные предметы коллекции: фарфор, музыкальные инструменты и самовары. После чего, продав семейный дом в Новониколаевке, несколько лет назад переехал на Украину.
На месте Постоянного Звона
Но дело Юрия Клименко не ушло и не забылось. Наоборот, сейчас музей переживает новый этап. По данным Веры Безпалько, сегодня фонд этнографического музея насчитывает более двух тысяч экспонатов. Помимо постоянных экспозиций каждый месяц учреждение готовит несколько временных тематических выставок.
Знакомство с артефактами начинается в просторном зале, посвящённом истории Новониколаевки.
«Наше село в XVIII веке основали выходцы из Полтавской губернии, но люди здесь жили и раньше. Об этом свидетельствует самый древний артефакт — медный скребок для лошадей времён Боспорского царства», — демонстрирует экспонат за стеклом экскурсовод.
В кадиаскерских книгах (в реестре судебных дел — Прим.) первым названием нового населённого пункта значится Ку-Чан — по одноимённому кургану неподалёку. В переводе с тюркского это означает «постоянный звон». Согласно старинной легенде, заунывный звук издаёт замурованная в земляной насыпи казачья дочь, которую похитили турецкие разбойники, но не смогли поделить между собой, поэтому не придумали ничего лучше, чем закопать несчастную девушку заживо.
Однако есть и более правдоподобная версия появления необычного звука.
«На вершине кургана лежит дырявый глиняный сосуд. У нас часто дуют ветра, и когда сквозь кувшин проносится очередной порыв, то стенки резонируют, издавая протяжный звук, — объясняет собеседница. — В рукописях Юрия Андреевича я нашла запись его разговора с одним из старожилов Новониколаевки, друг которого обнаружил на кургане плиту, а под ней кувшин в подтверждение этой версии».
Впрочем, название Ку-Чан за селом не закрепилось. Не желая ассоциироваться с возможной трагедией, в начале XIX века кучановцы решили переименоваться. Тогда в честь коронации на царство императора Николая I село стало Николаевкой, а при восхождении на трон его правнука Николая II — Новониколаевкой. Удивительно, но при Советском Союзе «царское наследие» никто трогать не стал.
Нюансы труда и быта крымского села
Следующий зал с разных сторон представляет труд жителей Новониколаевки. Большинство предметов хранят память о навсегда ушедших навыках и умениях крымчан.
«В первую очередь что надо было сделать? Построить жилище! — поясняет экскурсовод. — Дома у нас строили из камня, который добывали на местной каменоломне».
С этими словами Вера Безпалько показывает гигантскую металлическую пилу, вонзённую острыми зубьями в пористый известняк. Рядом на полке выставлены пучок камыша и несколько видов черепиц, которыми в разное время крыли крышу в сельских домах.
Соседний стенд знакомит с работой местных умельцев: столяров, плотников, сапожников.
«Нам известна фамилия первого сапожника Новониколаевки – Глиной. Он прославился не только по селу, но и в окрестностях, — рассказывает собеседница и демонстрирует экспонаты. — Вот эти кожаные туфли он в конце XIX века изготовил своей жене в подарок, но обувь ей настолько понравилась, что женщина ни разу их не надела, а всю жизнь хранила в шкафу. В итоге её внучка передала эту пару нам в музей».
Рядом с изящными туфлями выложены огромные мужские ботинки и несколько деревянных колодок, также выточенных сапожником.
В простенке между стендами за стеклом видны различные облигации и банкноты времён Николая II. Это временная выставка, которую сотрудники музея иногда переставляют.
«Однажды нас ограбили. Тогда только год прошёл с открытия музея, и грабители проникли не в дверь или окно, а залезли через крышу, пробив отверстие в потолке. Они украли коллекцию царских денег и старинное ружьё. Не нашли ни злоумышленников, ни украденного», — посетовала собеседница.
К счастью, больше подобных инцидентов не было, и посетители могут без затруднений погрузиться в атмосферу различных сфер сельской жизни. По словам Веры Безпалько, жители Новониколаевки всегда выращивали зерно, разводили скот и держали пасеки. Все необходимые в хозяйстве предметы тоже представлены в музее.
Делу время, потехе час
Следующий просторный зал посвящён быту и досугу жителей Новониколаевки. Тематические выставки собраны вокруг центральных экспонатов — одноместной металлической кровати, деревянного серванта и ткацкого станка, который, по данным собеседницы ForPost, Юрий Клименко привёз из Полтавской области Украины.
Экскурсия начинается с жилой части дома крымских селян.
«Когда заходили в жилище к крестьянину, то первое, что бросалось в глаза, это кровать. Поэтому её обряжали в лоскутные покрывала, подушки — в ажурные наволочки. А рядом с кроватью всегда стоял сундук, который служил не только вместилищем одежды: за ним ели, на нём спали, потому что мебели, как правило, был минимум», — подчёркивает Вера Безпалько, демонстрируя экспонаты.
Рядом между двух окон вывешена коллекция часов. По признанию собеседницы, все часы, оказываясь в музее, почему-то перестают работать — и никакой ремонт им не помогает.
Зато большинство остальных механизмов, хранящихся в фондах, исправны до сих пор. Вдоль стен выставлены собрания различных радиоприёмников, телевизоров, музыкальной аппаратуры и инструментов, а также фотоаппараты.
«Раньше многие занимались фотографией. Альбомы были в каждой семье — было традицией запечатлевать все важные события. Люди сами фотографировали и проявляли снимки. Да и Юрий Андреевич очень любил фотографировать быт и труд односельчан: он задокументировал почти все сферы деятельности, от уроков в местной школе до работы в поле или на ферме», — рассказывает экскурсовод.
Всё, о чём рассказывает Вера Безпалько, с улыбкой слушает директор учреждения Наталья Ковалишина. По словам руководителя, музей держится на небольшом коллективе сотрудников. Благодаря поддержке администрации Ленинского района учреждение развивается и даже строит планы.
«Хотим расширять экспозицию. У нас на территории находится небольшое здание: после ремонта в трёх его помещениях мы намерены разместить выставки, посвящённые самым распространённым национальностям Новониколаевки — русской, украинской и крымскотатарской. Все необходимые для этого экспонаты у нас есть», — заверила Наталья Ковалишина.
Подобные истории — не редкость в Крыму. Напомним, в Керчи более полутора лет работает Морской музей якорей, созданный местным активистом Виктором Густым. Совсем недавно керчанин открыл в родном городе-герое ещё и музей боевой славы под названием «Память поколений».
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (1)
Очень люблю этнографию, с радостью бы посетил музей, жаль что он находится так далеко от Севастополя. Еще один повод наконец добраться до Керчи и окрестностей.