Севастополь

Как Вагнер и другие немцы прописались в Севастополе

Когда на Западе «отменяют» культуру и историю, им находят место в России — в Севастополе.

Нет сомнений, что нынешнее время многими переживается с большой болью. Но как по-разному на него реагирует общество. В то время как на Западе, считающем себя сердцевиной большой современной культуры, запрещают музыку Чайковского и Шостаковича, всё богатство мирового наследия собирается в России, в Севастополе… Чтобы в очередной раз сохраниться.

«Мы бы никогда на такой шаг не пошли. Мировую культуру невозможно „отменить”. И не говорить о ней просто невозможно, — делится с ForPost автор курса лекций-концертов Севастопольской оперы Мария Уварова. — Но сегодня мы, к сожалению, сталкиваемся с „культурой отмены”. Это невообразимый факт».

Севастополю определённо повезло. Чтобы познакомить местную публику с произведениями Рихарда Вагнера, а также Вебера, Николаи, Шумана, Вольфа, Брамса, и, конечно, Шуберта с Малером, лучшие артисты ведущих оперных театров России сделали, казалось, невозможное. Концерты переносились, авиарейсы отменялись… А они смогли и дали зрителям оперный концерт № 5, посвящённый немецкому романтизму — оперной и камерной музыке XIX века.

Приглашённый артист Большого театра Антон Зараев и солист МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Валерий Микицкий

Все величайшие люди, чьё творчество составляет основу мировой культуры, — итальянцы, французы, немцы, русские, евреи, грузины — все они были на службе у русского императора, у Советского Союза. Все они, сказал в марте 2022 года ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе, так или иначе получали образование в России. И так было до середины XX века, когда мы, русские, безвозмездно подарили миру весь классический балетный, а иногда и оперный репертуар.

А сейчас «просветлённая» Европа заставляет своих граждан рвать отношения с русской культурой, забирает своих студентов из российских учебных заведений, «отзывает» иностранных, но всё-таки наших, артистов со службы из российских театров.

Мы же отвечаем большим оперным концертом в Севастополе… Первое отделение — Рихард Вагнер. Его знаменитая опера «Тангейзер». Любопытно, что оперный вечер состоялся 2 мая — в день рождения великого русского дирижёра Валерия Гергиева, которого сейчас тоже запрещают в Европе, но силами которого и Мариинского театра в России и по всему миру были поставлены практически все оперы немецкого гения.

Солисты МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Валерий Микицкий, Наталья Мурадымова, Евгения Афанасьева и приглашённый артист Большого театра Антон Зараев 

«Вагнер — это сложно. Требуется полноценное звучание не только голоса, но и сердца. Драматургию Вагнера нужно передавать всеми средствами, которые есть у артиста», — поделился с ForPost баритон Антон Зараев, приглашённый артист Большого театра.

Исследователь оперной музыки Г.Е. Калошина приходит к выводу, что именно благодаря русским композиторам начиная с середины XX века мир переживает взрывной интерес к творчеству Вагнера, продолжает изучать противоречивость его музыкальных форм, символизм, философию и драматургию.

Солистка МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Евгения Афанасьева

«Опера Вагнера „Тангейзер” — одна из моих любимых и первая на моём творческом пути. Тогда её поставил Андрейс Жагарс. Опера очень красивая и с глубоким смыслом. Сначала меня назначили Венерой, а когда меня услышал и увидел дирижёр, то сказал, что перед нами — Елизавета. И с тех пор я пою её арии. Своей любовью она вымаливает прощение перед Богом для своего возлюбленного», — поделилась с ForPost сопрано Наталья Мурадымова, солистка МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, обладательница «Золотой Маски» за лучшую роль в опере «Енуфа».

Мурадымова и Зараев, а также их коллеги — сопрано Евгения Афанасьева, тенор Валерий Микицкий (оба — солисты МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), концертмейстер Сергей Ионин, ведущая концерта Оксана Исаева и режиссёр концерта Эдем Ибраимов, несомненно, 2 мая внесли вклад в развитие культуры Севастополя и всей страны.

Они вернули Вагнера к истокам его популяризации — в сам Севастополь, где отделом искусств народного образования в 1920 году руководил блистательный оперный голос эпохи Леонид Собинов, почитавший творчество немецкого композитора. Этим концертом зарождающийся Севастопольский театр оперы и балета сделал Вагнера по-настоящему нашим, русским композитором.

Воспитанники севастопольской Академии хореографии

Двигаясь к концу XIX столетия, севастопольскую публику познакомили с фрагментом оперы «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера, арией миссис Форд Отто Николаи, «Орешником» Роберта Шумана, «Мышеловкой» Хуго Вольфа, песнями Иоганнеса Брамса, «Вечерней серенадой» Франца Шуберта.

И даже прозвучали оперные произведения австрийца Густава Малера, в середине XIX века руководившего Нью-Йоркской Метрополитен-оперой, в которой сегодня отменяют выступления нашей народной артистки России Анны Нетребко.

По теме: В поиске капельмейстера для Севастополя

Завершался оперный концерт знаменитым произведением Ave Maria в вариации Франца Шуберта. Оно давно из католической молитвы и обращения к Деве Марии преобразилось в историко-культурное достояние нашего времени.

Для режиссёра концерта — крымского татарина, человека большой русской культуры Эдема Ибраимова подарить севастопольским зрителям Ave Maria было наиболее важно.

«Это не просто великое оперное произведение. Это молитва к миру, молитва о душе. Человек растворяется в этой музыке и начинает чувствовать себя. В эти моменты внутри человека произносятся важные ценные слова, которые самого человека приподнимают, перерождают», — сказал ForPost Эдем Ибраимов.

Участие в постановке Ave Maria вместе с певцами приняли и учащиеся севастопольской Академии хореографии. Ибраимов поставил перед детьми задачу, с одной стороны, быть собой — детьми: играть, быть непосредственными, а с другой — профессионалами: до конца музыки быть в действии. Судя по овациям публики, будущие артистки балета справились, и в этом большая заслуга их педагогов Елены Бельковой и Татьяны Фёдоровой.

«Дети на репетиции раскрылись быстро. Им было приятно существовать в этом пространстве оперы Ave Maria. И, конечно, их появление очень оживило наш концерт», — добавил Эдем Ибраимов.

Уже после концерта, обращаясь к родителю одной из маленьких балерин — участниц вечера, режиссёр Эдем Ибраимов сказал: «Вы её берегите». И это тоже прозвучало как молитва, подобная тем, какие мы сегодня, в эти непростые дни отправляем явно и в мыслях в разные уголки нашего русскоговорящего мира.

Берегите себя…

Сергей Абрамов

Фото Анны Корниловой

2138
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Тина Севастополь
9400
Тина Севастополь

Прекрасный вечер.  Забываешь обо всём не свете, слушая эти прекрасные голоса. Моя московская подруга  завидует мне, имеющей возможность приобщиться к прекрасному.  Ей бы тоже хотелось, но ... 

Profile picture for user Paganel
5784
Paganel

На немецком языке - только RAMMSTEIN

Profile picture for user DaddyCool
401
DaddyCool

Как-то посетил балет "Щелкунчик". Ага. В ДК рыбаков, не знаю, как сейчас это непотребство называется. Кроме 14-го состава Мариинки (плачу!) хореография не Петипа и Иванова, а какого-то армяна, понимающего, что эти дети из балетного ПТУ... Плюс ко всему зал, не имеющий понятия о традициях (уже не скажу про балетное волшебство!), дети пришли как на утренник на ёлку в колхозе. Блевотно с такой балетной культурой. И нам её восстанавливать десятки лет.

Или восстанавливать СССР? Когда я в 10 лет, не дыша, смотрел "Лебединое Озеро" еще с Эсамбаевым, и эта память мне навечно... Через сколько десятков лет мы себе вернём вот это балетное волшебство?

Profile picture for user DaddyCool
401
DaddyCool

Ибраимов, уже за то, что ты детям дал Аве Мария, уже пожму твою вялую режиссерскую лапу. Сейчас столько потеряно, что пора собраться на фронт культуры. Потеряно настолько много, что надо стать стальным воином, хотя бы восстановить потерянные позиции в воспитании детей. Музыка это брешь в их сознании, сейчас её атакуют бездарности, а дети остро восприимчивы ко всему, их задавили рэпом - а что мы предоставили взамен?

Почему из десятков тысяч чиновников и прочих "деятелей культуры" у нас есть один Эдем Ибраимов? Это я в дорогой акустике послушаю Вагнера или Пинк Флойд. Потому что олд, а нас учили принимать красоту. Что балет, что рок, что как речка журчит. Сейчас в тренде западный примитивизм. Будьте баранами с Острова Дураков, как у Незнайки На Луне. Пророческая книга. Читайте рэп, раз петь не умеете. И Пушкина не читали. Но пока у нас есть еще такие Эдемы. И у нас есть наши славянские талантливые дети. Работай, брат (с) 

Profile picture for user ulogin_yandex_61159968
3
Юлия Убей-Волк

Если Вы человек 20-го века, то вряд ли можете в таком тоне высказывать свое мнение. Применительно иные слова. И Щелкунчик не ставился на сцене ДК Рыбаков. Изучите материал, прежде чем оставлять комментарии.

Как-то посетил балет "Щелкунчик". Ага. В ДК рыбаков, не знаю, как сейчас это непотребство называется. Кроме 14-го состава Мариинки (плачу!) хореография не Петипа и Иванова, а какого-то армяна, понимающего, что эти дети из балетного ПТУ... Плюс ко всему зал, не имеющий понятия о традициях (уже не скажу про балетное волшебство!), дети пришли как на утренник на ёлку в колхозе. Блевотно с такой балетной культурой. И нам её восстанавливать десятки лет.Или восстанавливать СССР? Когда я в 10 лет, не дыша, смотрел "Лебединое Озеро" еще с Эсамбаевым, и эта память мне навечно... Через сколько десятков лет мы себе вернём вот это балетное волшебство?

 

 

Profile picture for user ulogin_yandex_61159968
3
Юлия Убей-Волк

Очень приятно что в Севастополе есть люди, которые понятным и доступным для обывателя образом стараются донести АЗЫ высокого искусства Оперы. Огромная им благодарность.

Главное за день

Древний Херсонес продолжает одаривать Севастополь золотом

На этот раз найден статер Митридата VI Евпатора.
15:08
8
10234

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
7
1802

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
900

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
10
1328