С начала сентября российские школы осваивают новый формат — «Разговоры о важном». По задумке должно быть так: школьникам простыми словами рассказывают о таких человеческих ценностях, как дружба, уважение, историческая память, милосердие, справедливость. Однако на практике всё оказалось иначе: некоторые учителя ведут подрывную работу, родители не хотят, чтобы их детей накачивали политинформацией, а сами школьники не верят в рассказы классных руководителей.
Уроки, за которые не платят
Первый урок «Разговоров о важном» прошёл 5 сентября. Он был посвящён Дню знаний. Дебют оказался неудачным. В профессиональных сообществах в соцсети «ВКонтакте» учителя пожаловались на некорректную работу портала «Разговоры о важном», откуда можно скачать сценарий и методические материалы к урокам.
Больше всего вопросов возникло к видеороликам. Их невозможно загрузить на компьютер. Нужно либо делать запись экрана, либо показывать ролик в онлайн-режиме. Но поскольку во многих школах скорость интернета оставляет желать лучшего, дети не смогли их увидеть.
Во время подготовки этого материала корреспондент ForPost также столкнулся с техническими проблемами. На портале «Разговоры о важном» не открывался урок «День пожилых людей», который запланирован в школах на 26 сентября.
Но технические проблемы — это лишь верхушка айсберга.
«"Разговоры о важном" внесены в сетку часов, но при этом учителям не платят ни копейки. Эти уроки рассматриваются как вид внеклассной работы», — сообщил ForPost эксперт по вопросам содержания школьного образования и процедурам оценивания профсоюза «Учитель», учитель географии Леонид Перлов.
Учителей никто не может принуждать ко внеурочной деятельности. Однако Минпросвещения РФ сделало эту работу обязательной. Каждый понедельник во всех школах с 1 по 11 класс проходят «Разговоры о важном». После каждого урока учителя заполняют «Дневник классного руководителя». Директорам школ нужна отчётность.
«Грамотный учитель самостоятельно может определить, что важно для него и его учеников. Об этом он может поговорить, если сочтёт это необходимым. Со стороны Минпросвещения РФ такая работа навязывается. И при этом она не оплачивается. Это нехорошо», — сказал Перлов.
Неудивительно, что некоторые учителя ушли в оппозицию и отказываются проводить «Разговоры о важном». По данным профсоюза «Учитель», в некоторых московских школах неугодных педагогов уже заменили на лояльных коллег. На безвозмездной основе и. о. классного руководителя общаются с детьми.
Читайте также: Российские школы остановились в шаге от бунта
Родители: за и против
Некоторые родители тоже оказались против «Разговоров о важном». Их протест усилился, когда они узнали, что на уроке «Наша страна — Россия», который прошёл 12 сентября, учащиеся 5–7 классов должны были выполнить творческое задание о специальной военной операции. Мамы и папы посчитали, что это открытая пропаганда, которая согласно действующему закону «Об образовании» в школах запрещена.
Через общественную организацию «Мягкая сила», созданную в начале года женщинами-политиками, они призвали бойкотировать уроки с политинформацией.
«Мы призываем родителей не отпускать детей на уроки пропаганды по понедельникам! Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страха и обязаловки. Патриотизм можно привить только своим примером: занимаясь благотворительностью, оберегая природу, изучая и сохраняя историческое наследие. И делать это должны родители, а школа должна помогать, а не мешать. Это, прежде всего, дело родителей, а не чиновников», — сказано в заявлении «Мягкой силы», опубликованном в телеграм-канале общественной организации.
Стоит отметить, что уроки просто так не пропустить — они обязательны. Согласно письму Минпросвещения РФ от 5 сентября 2018 года «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности», основная образовательная программа реализуется в школах как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Получается, внеурочная деятельность — это часть основной образовательной программы, и занятия дети должны посещать обязательно.
Возмущения родителей услышали в высоких чиновничьих кабинетах. Из методички исчезло творческое задание о СВО. Однако точка в этой истории не поставлена.
«Кто-то говорил, СВО исключили. Ничего не исключили, это просто мы всё, что касается содержания по специальной военной операции, решили не в один урок делать, а по урокам распределить в течение всего учебного года», — объяснил ситуацию журналистам министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Но большинство родителей одобряют содержание новых уроков, говорит председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. Такие разговоры, отметила она, в российских школах должны были начаться давным-давно.
«Это понимает большинство родителей. Несогласных — единицы. Никто из членов нашей ассоциации, например, пока не высказался против «Разговоров о важном». Родители понимают: сейчас очень много спекуляций. С детьми нужно говорить о том, что происходит в мире. Подростков пытаются втянуть в политическую борьбу. Ими манипулируют. Урок «Разговор о важном» — ответный шаг. Он поможет нашим детям сориентироваться и принять верную точку зрения. На таких уроках рассказывают не только о СВО, но и о других важных темах. С их перечнем можно ознакомиться на портале «Разговоры о важном». Он в открытом доступе», — сказала ForPost Леткова.
Уроки без негатива
Корреспондент ForPost внимательно изучил темник. Больше всего заинтересовал урок «День пожилых». В сценарии к «Разговору о важном» со старшеклассниками говорится об уважении к пожилым в Татарстане, Чечне, Ингушетии. Рекламируется социальная программа мэра Москвы «Московское долголетие» и широкими мазками упоминается о том, что в России «уделяется большое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, повышению качества их жизни, развитию духовного потенциала и укреплению здоровья».
После его просмотра складывается ощущение, что российские пенсионеры живут будто в раю. Они только и делают, что занимаются саморазвитием, финской ходьбой, бегом, танцами. В этом «Разговоре о важном» нет ни слова о повышении пенсионного возраста, провальной пенсионной реформе, мизерной пенсии и о том, что некоторым старикам не на что купить дрова и поэтому они на зиму просятся в дом престарелых, чтобы не умереть от холода в доме, построенном почти сто лет назад.
Поверят ли идеальной картинке дети, которые считают, что людей не стоит уважать только за то, что они старше их?
Председатель Союза коммунистической молодёжи Денис Зоммер сомневается в этом.
«Как можно уважать пожилого человека, глядя на то, как выживают наши пенсионеры? Как можно говорить о духовности, если за этим ничего не стоит? Поэтому многие дети не могут чётко ответить на вопрос, почему они любят свою страну. В годы Великой Отечественной войны школьники понимали это. Тогда звучал «Марш защитников Москвы»: «За нами заводы и красные звёзды Кремля». Молодёжь понимала, за что сражаются их отцы. У СССР были идеалы, которые подкреплялись победами на фронте, в космосе, в социальной сфере. В этом и заключался разговор о важном», — сказал ForPost Зоммер.
В нынешних «Разговорах о важном» с детьми, отметил собеседник ForPost, много лицемерия. Школьники не живут в вакууме и способны отличить ложь от правды. На уроке им рассказывают о том, как страна развивает здравоохранение. Но они смотрят в окно и видят, как московские власти сносят отремонтированную два года назад горбольницу № 50, а на её месте планируется элитный жилой комплекс.
«Про красоту можно говорить бесконечно. Без социального подтекста все эти разговоры становятся бессмысленными. Ещё одна проблема заключается в том, что учителя не готовы и не способны вести диалог со школьниками. Поэтому очередная инициатива Минпросвещения РФ напоминает профанацию, от которой страдают все: школьники, родители и учителя», — сказал Зоммер.
В Минпросвещения РФ считают иначе.
«Наверное, найдутся скептики, которые скажут: нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем всё, чтобы доказать обратное — про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое. Мы хотим, чтобы нынешнее поколение школьников выросло в совсем других традициях, гордилось своей родиной», — приводит ТАСС слова министра просвещения Сергея Кравцова.
Читайте также: Спецоперация на Украине войдёт в экзамен для школьников
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
В школах должны рассказывать об СВО, чтобы школьники знали, с чем столкнулась Россия, за что борется, кто противостоит нам и что за их будущее гибнут наши парни. Родители, которые против, это либеральная прослойка, которая терпит неудобства в связи с СВО.
"Патриотизм можно привить только своим примером"
Вот именно!!! А дети не слепые, они видят и понимают что происходит...
Абсурд какой-то - эта "проблема для родителей"! У нас был раз в неделю классный час и учитель проводил беседы по своему выбору, мы обсуждали то, что считали тогда важным. А как можно воспитывать детей, не оказывая на них влияние? Сейте разумное, доброе, вечное...
Похоже, по мнению этой "Мягкой силы", "услуги" учителей по воспитанию патриотизма не сочетаются (или противоречат) с тем воспитанием, которое некоторые школьники получают дома. Зачем этим детям любовь к Родине, если учиться они потом будут заграницей, да там и останутся... У женщин-политиков из "Мягкой силы" свой социальный заказ!
С детьми обязательно нужно говорить обо всём, в том числе и о СВО,даже с первоклашками. Есть огромная проблема у многих взрослых (и у учителей, и у родителей) - неумение говорить с детьми наравных, на понятном для всех языке. В нынешних реалиях сумасшедшего жизненного ритма детям оооочень нужны разговоры о важном, разговоры "по душам"