В конце декабря 1941 года в Севастополе мало кто думал о праздновании Нового года. На подступах к городу шли ожесточённые бои с 11-й немецкой армией под командованием Эриха фон Манштейна.
Согласно данным третьего тома «Истории Севастополя» — «Севастополь в советский и постсоветский период. 1917–2014 годы» (подробно об этой монографии можно почитать здесь), накануне Нового года тяжёлая ситуация была в районе станции Мекензиевы Горы. Станция несколько раз переходила из рук в руки, но в конце концов осталась за неприятелем.
В это же время немцы стремились захватить зенитную батарею № 365, которую называли «Фортом Сталина».
Когда 31 декабря батарею окружили, её командир Николай Воробьёв вызвал огонь на себя. Как результат — Манштейн потерял здесь 300 своих солдат. На этом второй штурм Севастополя был закончен.
Однако, несмотря на сложную боевую обстановку, в Севастополе всё же решили организовать для детей новогодние ёлки. Впрочем, с этим возникли определённые сложности. К тому времени все хвойные леса Севастополя были заняты немцами. Защитников города это не очень сильно смущало — нарубить деревьев для севастопольских ребят взялись разведчики 1-го Севастопольского морского полка.
В ходе вылазки за ёлками тяжёлые ранения получили два бойца, но все срубленные деревья были доставлены в Севастополь. В результате новогодние детские ёлки, пусть в убежищах и подземных школах, но состоялись. К сожалению, история не сохранила имена смельчаков, подаривших севастопольским мальчишкам и девчонкам праздник в то страшное и суровое время.
Более того, с кавказского побережья в Севастополь прорвались корабли и суда, которые привезли в осаждённый город в том числе мандарины для праздника. Из городских запасов специально выделили муку и напекли печенья.
В блиндажах и окопах также как могли отмечали любимый праздник.
Свидетельства этому находят даже в наше время.
По словам главного хранителя фондов Музейного комплекса «35-я береговая батарея» Андрея Могилы, во время раскопок в 2015 году в районе Мекензиевых гор в одном из окопов были найдены остатки ёлочных игрушек.
Андрей Киреев
Обсуждение (2)
Деревья конечно плохо рубить, но если бы те наши ёлки умели разговаривать, наверняка бы они сказали, что готовы быть срубленными, чтобы порадовать детишек, учитывая обстоятельства когда и зачем их добыли. Но вот какие "разведчики" и каких детишек хотели порадовать на пл.Восставших 3 года назад...вопрос без ответа...
Опять скажут ; « местные недомерки и этим недовольны»! Но нас учили и рассказывали участники Обороны Севастополя ! И мы это помним и рассказываем своим внукам. Второй штурм Севастополя в декабре 1941 г окончился для противника не удачно. Не смогли прорваться через Инкерман, потеряли 50 тыс чел и 31го декабря прекратили - отошли! Штурмовали станцию со стороны Первомайского полигона, но про взятие этого объекта не слышал! Если бы станцию захватили , то дальше поле и Бухта. Именно поэтому в окопах на Мекензиевых горах находились наши войска и праздновали как могли!
А корабли реально в начале декабря ушли на Кавказ, вывезя 62й Арт Полк для обороны южного Кавказа . А под Новый год ( 17.12) пришли в Севастополь и привезли пополнение , что и решило окончание второго штурма! Кстати ёлки на Мекензиевых горах , наверное были!