В конце декабря 1941 года в Севастополе мало кто думал о праздновании Нового года. На подступах к городу шли ожесточённые бои с 11-й немецкой армией под командованием Эриха фон Манштейна.
Согласно данным третьего тома «Истории Севастополя» — «Севастополь в советский и постсоветский период. 1917–2014 годы» (подробно об этой монографии можно почитать здесь), накануне Нового года тяжёлая ситуация была в районе станции Мекензиевы Горы. Станция несколько раз переходила из рук в руки, но в конце концов осталась за неприятелем.
В это же время немцы стремились захватить зенитную батарею № 365, которую называли «Фортом Сталина».
Когда 31 декабря батарею окружили, её командир Николай Воробьёв вызвал огонь на себя. Как результат — Манштейн потерял здесь 300 своих солдат. На этом второй штурм Севастополя был закончен.
Однако, несмотря на сложную боевую обстановку, в Севастополе всё же решили организовать для детей новогодние ёлки. Впрочем, с этим возникли определённые сложности. К тому времени все хвойные леса Севастополя были заняты немцами. Защитников города это не очень сильно смущало — нарубить деревьев для севастопольских ребят взялись разведчики 1-го Севастопольского морского полка.
В ходе вылазки за ёлками тяжёлые ранения получили два бойца, но все срубленные деревья были доставлены в Севастополь. В результате новогодние детские ёлки, пусть в убежищах и подземных школах, но состоялись. К сожалению, история не сохранила имена смельчаков, подаривших севастопольским мальчишкам и девчонкам праздник в то страшное и суровое время.
Более того, с кавказского побережья в Севастополь прорвались корабли и суда, которые привезли в осаждённый город в том числе мандарины для праздника. Из городских запасов специально выделили муку и напекли печенья.
В блиндажах и окопах также как могли отмечали любимый праздник.
Свидетельства этому находят даже в наше время.
По словам главного хранителя фондов Музейного комплекса «35-я береговая батарея» Андрея Могилы, во время раскопок в 2015 году в районе Мекензиевых гор в одном из окопов были найдены остатки ёлочных игрушек.
Андрей Киреев
Обсуждение (5)
Деревья конечно плохо рубить, но если бы те наши ёлки умели разговаривать, наверняка бы они сказали, что готовы быть срубленными, чтобы порадовать детишек, учитывая обстоятельства когда и зачем их добыли. Но вот какие "разведчики" и каких детишек хотели порадовать на пл.Восставших 3 года назад...вопрос без ответа...
Опять скажут ; « местные недомерки и этим недовольны»! Но нас учили и рассказывали участники Обороны Севастополя ! И мы это помним и рассказываем своим внукам. Второй штурм Севастополя в декабре 1941 г окончился для противника не удачно. Не смогли прорваться через Инкерман, потеряли 50 тыс чел и 31го декабря прекратили - отошли! Штурмовали станцию со стороны Первомайского полигона, но про взятие этого объекта не слышал! Если бы станцию захватили , то дальше поле и Бухта. Именно поэтому в окопах на Мекензиевых горах находились наши войска и праздновали как могли!
А корабли реально в начале декабря ушли на Кавказ, вывезя 62й Арт Полк для обороны южного Кавказа . А под Новый год ( 17.12) пришли в Севастополь и привезли пополнение , что и решило окончание второго штурма! Кстати ёлки на Мекензиевых горах , наверное были!
Спасибо!
О том, как организовпли встречу 1942 года в Севастополе, хорошо рассказано в мемуарах первого секретаря севастопольского горкома КПСС Борисова. А второй штурм закончился по той причине, что в результате Керченско-Феодосийской десантной операции была освобождена Керчь и тодько после ее нового захвата в мае 1942 года фашисты штурмуют Севастополь. 250 дней в начале войны удерживалась линия обороны в 40 км. Пример Севастополя Жуков назвал одной из причин последующих побед Красной Армии. Наш город - образец Мужества. И хотя неофашисты украинские визжали, что город был сдан и во время Крымской войны, и во время ВОВ, но в 1854-1855гг 349 дней перед линией обороны здесь стояли 4 армии, а при ВОВ 250 дней, город оттянул на себя 70 проц. тяжелой артиллерии Вермахта - такого в истории не случалось. Слава великому городу Севастополю. "Мы немало врагов ухлопали, и штыка не опустим острого. Прочь от славного Севастополя, прочь от Крымского полуострова" - это стихи из приложения "Рында" к флотской газете ЧФ.
"...365-я зенитная батарея 114-го отдельного артдивизиона 110-го зенитного артполка Противовоздушной обороны Главной базы Черноморского флота (ПВО ГБ ЧФ), имевшая на вооружении четыре 76-мм зенитных орудия обр. 1915г., чья огневая позиция находилась на высоте 60.0 в районе железнодорожной севастопольской платформы (станции) «Мекензиевы горы», в немецко-фашистских служебных штабных документах именовалась как «форт сталин».
Таких подобных названий, а именно «чк», «гпу», «максим горький» и так далее, гитлеровцы на своих штабных картах дали многим героическим советским батареям и узлам обороны, как в окрестностях Севастополя, так и в самом Севастополе. Дали с насмешкой, дали с издевкой, дали, чтобы унизить нашу страну и наших бойцов, дравшихся с ними на этих рубежах.
Из исторических документов: «13 июня 1942 г. немецкие танки и пехота ворвались на позиции батареи. Командир батареи старший лейтенант Иван Семёнович Пьянзин по радио от имени оставшихся в живых зенитчиков вызвал артиллерийский огонь на себя. «На нас идут танки, нас окружают, мы отбиваемся». В 8 часов 11 минут радиостанция батареи передала: «Нас танки расстреливают в упор, пехота забрасывает гранатами, прощайте, товарищи! За Родину, вперёд к Победе». В 11 часов рация 365-й зенитной батареи передала: «Отбиваться нечем, личный состав весь вышел из строя. Открывайте огонь по нашей позиции, по нашему командному пункту»…
И вот на тебе – немецкое «Fort STALIN...»… Зачем же нашим детям знать про "форт сталин" и НИЧЕГО НЕ ЗНАТЬ про 365-ю зенитную батарею 114-го отдельного артдивизиона 110-го зенитного артполка Противовоздушной обороны Главной базы Черноморского флота!?
Кстати, одно из орудий этой батареи находится во внутреннем дворике Музея Черноморского флота...