О последствиях увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) предупредил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. По его словам, такое решение может привести к росту розничных цен, инфляции и ключевой ставки, написала «Газета.Ru».
Издание уточнило, что в федеральном правительстве рассматривают возможность подъёма ставки НДС с нынешних 20% до 22%, что должно помочь в сдерживании бюджетного дефицита и сохранении финансовых резервов.
Напомним, этот налог власти ввели в нашей стране в 1992 году, когда были экономический кризис и нехватка государственных финансовых ресурсов. Изначально размер НДС составлял 28%, в 2004 году его уменьшили до 18%, а в 2019-м подняли до 20%. Львиная доля бюджета РФ состоит из НДС.
Налог представляет собой исчисление части стоимости товара или услуги на всех этапах их производства в пользу государства с производителей и продавцов. Они закладывают НДС в цену своих продукции и услуг — это видно в чеках на них, поэтому фактическими плательщиками являются покупатели и потребители услуг.
Экономическая ситуация в России непростая
Министерство финансов России, в чьём ведении находятся налоги, руководствуется возложенной на него задачей сбалансировать бюджет: в последние годы наблюдается рост бюджетного дефицита, а Минфин ищет способы его сокращения, сказал в беседе с ForPost профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Толкачёв.
И рост ставки НДС — самый стандартный способ пополнения бюджета в силу высокой собираемости налога, добавил он.
Кандидат экономических наук Сергей Гатауллин резче оценил ситуацию.
«Несмотря на браваду чиновников об устойчивом экономическом росте, полезности западных санкций для национальной экономики, росте номинальных доходов населения, минимальных значениях официальной безработицы за всю историю наблюдений и прочие заявления об успехах, в реальности ситуация достаточно сложная», — считает он.
По мнению экономиста, дефицит федерального бюджета увеличивается на фоне потери богатых рынков сбыта российского сырья и ограниченных возможностей заимствований. А проведённая Минфином налоговая реформа оказалась не просчитанной и не соответствующей вызовам времени: налоги для сверхбогатых остаются одними из самых низких в мире, не понятна польза от «призрачного Фонда национального благосостояния», полагает Гатауллин.
Чего ждать от повышения ставки НДС?
Опрошенные ForPost эксперты едины во мнении, что повышение ставки НДС будет, мягко говоря, неприятным для граждан и бизнеса России.
«Возможное увеличение НДС приведёт к быстрому удорожанию товаров и услуг массового спроса, за исключением отдельного перечня по статье 149 Налогового кодекса РФ. И оно ударит прежде всего по малообеспеченным, — рассуждает экономист Сергей Гатауллин. — Рассчитывать на то, что бизнес возьмёт на себя часть дополнительных издержек, не приходится: заградительные ставки делают своё дело, и хорошо себя чувствуют только компании, имеющие доступ к финансированию на специальных условиях».
Последствия для отечественной экономики от поднятия ставки НДС будут нерадужными, считает профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Толкачёв.
Он напомнил, что долгое время ставка не превышала 20%, повышение же будет свидетельствовать о переходе в режим «тяжёлого» налогового пресса, характерного для непростых периодов.
«22% — одна из самых высоких ставок НДС среди стран мира. Конечно, более пострадают технологические отрасли с высокой добавленной стоимостью. Следует ожидать неблагоприятных структурных изменений в промышленности, высокотехнологичные отрасли дополнительно проиграют "низкотехам", — допустил Сергей Толкачёв. — Введение НДС для "упрощёнки" и снижение необлагаемого лимита до смешной величины, разумеется, ударят по малому бизнесу и ускорят "теневизацию" экономики».
Бизнес и потребители — в минусе
НДС заложен в конечную цену товаров и услуг, поэтому его рост неминуемо приведёт к ускорению инфляции, подтвердила эксперт по финансовой стратегии и управлению проектами, основатель консалтинговой практики Bez сносок Людмила Филиппова.
«Особенно чувствительно это скажется на сегментах с массовым спросом: продукты питания, одежда, бытовые товары. В итоге домохозяйства будут экономить, что приведёт к замедлению оборота розничной торговли и дополнительному давлению на малый и средний бизнес», — сказала она ForPost.
Финансовые рынки отреагируют предсказуемо: ускорение инфляции может стимулировать регулятор удерживать или даже повышать ключевую ставку, чтобы сдерживать рост цен, добавила эксперт.
«Это приведёт к удорожанию кредитов для компаний и населения, что дополнительно затормозит инвестиции и спрос, — уточнила Филиппова. — В макроэкономическом смысле это классический выбор: увеличить доходы бюджета в краткосрочном периоде за счёт повышения налоговой нагрузки или столкнуться с риском снижения потребительского спроса и замедления экономики в среднесрочной перспективе».
Если предположить, что решение о повышении НДС будет проработано и принято, то, с одной стороны, оно очевидно приведёт к увеличению объёмов поступления налоговых доходов федерального бюджета, сказал ForPost кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
«Данные Федеральной налоговой службы говорят о том, что при текущей ставке за январь — июль 2025 года в бюджет поступило 5,5 триллиона рублей — на 14,8% или 0,7 трлн рублей больше, чем за аналогичный период 2024 года. Учитывая это, можно предположить: увеличение ставки на 2% приведёт в 2026 году к примерному росту указанной суммы до уровня 5,61 — 5,7 трлн рублей, что, безусловно, будет положительным моментом в уровне доходов федерального бюджета», — пояснил Хачатурян.
Однако НДС — это налог, который платится с любой покупки (за очень редким исключением), следовательно, и цены в российских магазинах вырастут как минимум на 2%, продолжил экономист. И допустил, что цены увеличатся, вероятно, больше, так как, помимо налогов, издержки производителей и продавцов также вырастут, что всегда является дополнительным фактором подорожания.
«Рост налоговой нагрузки создаст дополнительные сложности бизнесу и, вероятно, многие компании предпочтут или свернуть деятельность, или уйти в серую зону, что чревато сокращением рабочих мест и падением объёмов поступления от других видов налогов, — рассуждает Михаил Хачатурян. — Очевидно, что ввиду всех этих неблагоприятных событий уровень жизни россиян не только не вырастет, а скорее начнёт снижаться, создавая дополнительные факторы социальной напряжённости и тех самых негативных последствий, о которых так грезят наши оппоненты на Западе».
Повысят ли НДС?
Эксперты, опрошенные ForPost, разошлись в оценке вероятности повышения НДС в России.
Вероятность увеличения ставки высока: всё, что идёт от Минфина, — это правительственная «тяжёлая артиллерия», и аппаратная проработка таких решений всегда серьёзная, считает профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Толкачёв.
Вероятность повышения нельзя назвать высокой в условиях текущей налоговой нагрузки, но обсуждение этой меры свидетельствует о росте давления на бюджет, полагает эксперт по финансовой стратегии и управлению проектами, основатель консалтинговой практики Bez сносок Людмила Филиппова.
Важно понимать, что официальных подтверждений хотя бы рассмотрения повышения НДС как из Минфина РФ, так и из правительства России нет, обратил внимание кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян в беседе с ForPost.
Тем более, добавил он, такое решение выглядит странным, учитывая продвигаемый и президентом Владимиром Путиным, и премьер-министром Михаилом Мишустиным, и не раз озвучиваемый министром финансов Антоном Силуановым тезис о стремлении к сохранению текущего уровня налогообложения бизнеса.
«Поэтому пока такую информацию стоит рассматривать лишь как непроверенные предположения. Тем более, что текущая экономическая ситуация в стране хоть и может характеризоваться как весьма сложная, но всё же не создаёт условий для увеличения налогового бремени», — заключил Михаил Хачатурян.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
Очень плохо.
Что, опять?!(С)👹
Дайте мнение Беляева,без него не получается понять хорошо или плохо
в Америки негров линчуют, а налог на конечного потребителя вот такой
А у нас крепостное отменили в 1861 году, ставка 10-20%