Россия

Как лететь и где жить: жизненные уроки для российских путешественников

Например, почему опечатка в билете может очень дорого обойтись?..

Январские праздники в России – традиционное время для туристических поездок. Многие уже загодя бронируют и на майские, и на лето. Хочу поделиться своим опытом туриста и приобретенными в ходе навыками и лайфхаками, которые лучше сразу принять на вооружение, нежели столкнуться с проблемами из-за их незнания.

Итак, этап первый – поиск и покупка авиабилетов. Часто это самый дорогой этап поездки, что за границей, что по России (например, если лететь на Камчатку или Сахалин).

Сначала я всегда рекомендую зайти на какой-нибудь крупный русский сайт-агрегатор вроде Aviasales.ru или Аnywayanyday.com, где можно отфильтровать даты, время вылета, аэропорты вылета-прилета и прочее.

Выбрать рейс, но на этих сайтах билеты не брать.

Исключение – билеты на чартерные рейсы, иногда при неполной заполненности бронируемых туристическими компаниями самолетов места в них продают (и стоят они куда дешевле, чем на обычных рейсах), но только на профильных сайтах. Однако из популярных русских сервисов билеты на чартеры есть на Aviasales.ru и Ozon.travel.

Покупать билеты я советую только на официальных сайтах авиакомпаний. Почему?

Во-первых, это гарантия того, что ваши деньги не уйдут «в никуда» в какую-нибудь левую онлайн-кассу, которые в обилии предлагает та же Aviasales.ru.

Во-вторых, затем может возникнуть ситуация, когда Вы захотите обменять или вернуть билет, и вот тут даже у крупных сервисов-посредников сразу начинаются проблемы, ибо по большому счету все они работают только на продажу и при этом максимально экономят на персонале.

Помню, два года назад я купил авиабилет из Москвы в Симферополь через такой популярный сервис как OneTwoTrip.com, постоянно всплывающий в выдаче на тех же Aviasales.ru. Когда захотел вернуть билет из-за смены дат поездки – реально на это ушло два дня бесконечных переговоров с постоянно исчезающими со связи, говорящими «мы все ждем-ждем ответа от авиакомпании» и прочее, и прочее сотрудниками компании.

Большинство авиакомпаний предлагает при регистрации на их сайтах накапливать при покупках бонусы, мили и так далее, за которые потом можно будет взять бесплатный билет. Опять же, например, для S7 всегда несложно найти в Интернете актуальные промокоды на скидку 3%, это вроде и немного, но представьте, что Вы летите далеко и целой семьей – тут экономию можно навести достаточно приличную.

Еще один важный момент – никогда не покупайте билеты туда и обратно в одну транзакцию. Почему? Потому что тогда в базе данных компаний они «сливаются» в некое единое целое, и, если Вы опоздаете на рейс и не сможете использовать билет в одну сторону, второй билет сразу же автоматически «сгорает» (реальный опыт).

Есть еще и такой момент – предположим, Вы составляете сложный рейс с несколькими пересадками, и рейсы там выполняются разными авиакомпаниями. Так вот, в случае покупки билетов в одном направлении в одну транзакцию внести затем какие-либо правки в авиабилеты, например, уточнить опечатки в фамилии будет невозможно через электронную базу даже сотрудникам этих авиакомпаний (опять же, реальный опыт).

Насчет опечаток в именах и фамилиях стоит поговорить отдельно.

Осенью 2019 года я решил попробовать что-то новое – самостоятельно я себе рейсы бронировал, через крупные турагентства тоже – и решил заказать поездку на остров Тенерифе через частных турагентов, предлагающих туры в Instagram (тема модная, популярная, туры у них часто «штучные» и необычные).

Я и другие участники тура переслали организатору в Москве Анне Власовой свои данные и получили... авиабилеты, забронированные ее партнером в Испании, но с кучей опечаток. Мне еще повезло – у меня и имя, и фамилия короткие и простые, было «всего лишь» две опечатки, а вот другая участница нашей поездки с длинной сложной фамилией получила авиабилет с аж пятью опечатками!

На все вопросы Власова начала рассказывать, что все путем, волноваться нечего, «люди у меня летали с опечатками – и ничего», и вообще есть некий «международный закон», который якобы разрешает три опечатки в авиабилете.

Поскольку мне совершенно не хотелось застрять потом в Испании из-за чужих косяков, я постарался тему прояснить, почитал профильные интернет-форумы (вообще, всем рекомендую форум Винского) и сообщества в блогах (тут вне конкуренции ru_travel в Живом Журнале, особенно комментарии к постам от опытных путешественников), и выяснил следующее.

Никакого международного закона, разрешающего опечатки в авиабилетах, не существует в природе – есть лишь некое рекомендательное правило, по которому могут отнестись «с пониманием» к опечатке, если при этом сохраняется правильное звучание фамилии.

В России уверенность в существовании такого правила, видимо, возникла из-за того, что «Аэрофлот» разрешает одну опечатку в авиабилете. Но в каждой авиакомпании мира – правила свои, во многих не разрешается и одна опечатка.

Кстати, это подтвердилось – при пересадке в Мадриде на обратном пути сотрудники Air Europe сразу же забрали билеты, в которых обнаружили при предъявлении на стойке регистрации опечатки, посовещались и сообщили следующее: «Вообще так мы вас не пустили бы на рейс, но раз уж летите обратно в свою Россию, так уж и быть, летите».

Этот момент надо всегда иметь в виду. В некоторых компаниях опечатку можно исправить (часто платно, у ряда зарубежных и даже отечественных компаний типа «Победы» цена может составить 4 – 5 тысяч рублей).

Если у Вас нет уже возможности поправить свои данные в бронировании, могу посоветовать позвонить в офис авиакомпании (у многих зарубежных есть представительства в Москве с русскими сотрудниками) и пояснить ситуацию, попросив записать Ваши правильные данные и внести в систему, чтобы при проверке билетов их сотрудники Вас пустили на борт. Я так и сделал – и у меня в ходе поездки проблем не возникло. Но все равно, так рисковать никому не советую.

Отдельно – про частных турагентов в Instagram, коих расплодилось сейчас масса, про гарантии в этом случае и правовую грамотность наших сограждан.

В ходе оформления тура через упомянутого выше частного агента я узнал еще много феерических вещей. Например, у неё вызвал искреннее удивление мой вопрос про договор на оказание услуг: «Вообще, 85% моих клиентов ездят без договора и верят мне на слово!»

Кстати, реально да – как выяснилось потом, из четырех участников нашей поездки лишь я заключил договор, остальные полетели на Тенерифе, заплатив переводом по 70 тысяч рублей абсолютно незнакомому им человеку. Без всякого договора!

Да-да! Вполне взрослые (29 – 35 лет) дамочки из Саратова потом объясняли мне с сознанием собственной правоты, что «им не нужен договор, им нужна оказанная услуга».

Мысль о том, что письменно прописанные и скрепленные подписями сторон условия оказания этой самой услуги гарантируют ее выполнение, явно в их головы не закрадывалась.

Пока уже к концу поездки, когда они начали беспокоиться по поводу опечаток в билетах, турагент не заявила им: «Так вы, в отличие от Влада, вообще со мной договора даже не заключали!» Так что какие, мол, претензии ко мне могут быть?

Это феномен сознания, да. Правовая безграмотность наших сограждан – это нечто. Особенно святая уверенность «да кому нужна эта ваша бумажка, верить надо людям!»

Интересно, каким людям – которых вы в глаза не видели? Да, у турагента есть красиво наполненная фотографиями страница в Instagram, где все лучатся улыбками от счастья.

Провинциальные дамочки (я так понял, это и есть основной контингент подобных агентов) день-деньской сидят в Instagram, лайкая там друг дружку, так что чего бы и нет купить там сразу и дорогостоящий тур?

В ходе поездки я имел возможность сравнить и поддержку, которую оказывают своим клиентам крупные туристические компании, и частники-инстаграммщицы.

Например, в 2013 году я попал в такую историю – летел транзитом через Вьетнам в Камбоджу, а затем во Вьетнам, и у моей спутницы срок действия загранпаспорта оказался меньше шести месяцев, вследствие чего ее просто отказались в Сием Рипе регистрировать на рейс Vietnam Airlines.

Я позвонил в московский офис Vand Travel, они в свое вьетнамское представительство, те в считанные часы «решили вопрос» с вьетнамцами, а также прислали к нам в Камбодже своего представителя, который даже был готов нас бесплатно заселить на время вынужденной задержки.

А вот в ходе поездки с частным турагентом, как только возникали проблемы, мы слышали только «я сейчас занята другими клиентами» и ноль помощи. Купил тур – все, отвали! Ах да – турагент ещё выражала еще негодование, что мы мало выкладываем фотографий из поездки, которые она могла бы опубликовать затем у себя для рекламы своих туров…

Про бронирование отелей, вилл или иных мест проживания скажу следующее. Все знают про существование Booking.com, однако, не все знают про существование Tinkoff Booking, а этот сервис российского банка дает возможность бронировать отели со скидкой 10%. За счет чего, не знаю, сначала думал, там просто цены завышены (и от них скидка) – но нет, у меня даже с моей продвинутой скидкой Genius на Booking.com цены были выше на 10%. Кроме того, у Tinkoff есть и 10% кэшбэк с бронирования в отелях.

Другое дело, в Крыму и Севастополе Booking.com уже два года не работает, да и карту Tinkoff не привезут на полуостров, но можно сделать это, заехав «на большую землю».

Обязательно внимательно изучайте отзывы путешественников по поводу отелей не только на Booking.com (там они обычно предельно краткие), но и на таких сайтах как TripAdvisor.ru и Tophotels.ru. Благодаря этому еще до поездки сможете узнать, что из себя представляет номерной фонд и питание в отеле, какие пляжи (или, наоборот, шумные стройки) есть рядом с ним, и прочее про «подводные камни».

Некоторое время назад я показал в статье на «ФорПосте», как за привлекательным на Booking.com фасадом может скрываться тихий ужас в формате «гетто для русских путешественников».

Другое дело, порой я невольно задавался вопросом – не заслуживают ли российские туристы того негативного отношения, которое к ним демонстрируется за рубежом? Не случайно ли многие наши путешественники избегают мест с заметным присутствием наших сограждан за рубежом и вообще стараются не афишировать, что они из России?

Дело не в только в анекдотическом уже беспробудном пьянстве (а многие россияне, увы, только так и представляют себе отдых) с криками «Тагил!» Дело в подходе в целом.

Как должны местные относиться к иностранным туристам, которые переодеваются в купальные костюмы прямо на проезжей дороге рядом с пляжем? Да, без шуток – упомянутые мною бравые дамы из Саратова переодевались только так, поставив машину на дороге, приоткрыв двери и так типа прикрывая свою наготу, хотя из соседних отелей, ресторанов и даже с пляжа все было неплохо видно во всех деталях. Если на пляже – то слегка прикрывшись полотенцем.

Кабинки для переодевания? Нет, не слышали.

Или которые питаются, исключительно притащив на пляж нарезку хлеба-сыра-хамона из супермаркета («все за один евро») и раскладывая себе это все на бутерброды? Или поставив машину на стоянку у торгового центра, открыв багажник, разложив там всю эту снедь и с гордым видом поглощая ее на виду у всех? Или чей выбор вина в магазине основан исключительно на «о, яркая этикетка» и цене в тот же один евро?

Которые никогда не будут брать на пляже лежаки (экономия в один евро!), а будут лежать исключительно на притащенных из номера крохотных полотенцах? И ведь почти всегда, когда видишь таких персонажей на пляжах в той же Турции – приходят причем на чужие пляжи и сразу расстегивают себе купальники на спине – это будут русские туристки?

Я думаю, местные считают их исключительно за малокультурных дикарей и тихо презирают, стараясь по возможности изолировать от культурных людей.

Мне возразят – это из-за нашей бедности.

Но, во-первых, даже при ограниченном бюджете всегда можно вести себя с достоинством, как культурный человек. Во-вторых, ну не очень-то бедные дамочки были, одна так вообще в своем Саратове – звезда, известная ведущая корпоративов, квартира, обеспеченные предки, перед нами она регулярно задирала нос «я из профессорской семьи!» (а я подкалывал – «а что, в професорских семьях учат говорить с набитым ртом или произносить "чеееее"?»).

Цивилизованность – это и стиль одежды, и поведения, и та же правовая грамотность. Все это всегда «считывается» окружающими и влияет на их отношение к тебе. Ведущих себя как быдло людей, пусть и с деньгами, никто нигде не любит.

Владислав Мальцев

 

2279
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (5)

Profile picture for user zhanneta
1736
zhanneta

  Прекрасно Booking.com в Севастополе работает. Всегда заказываю и гостиницы и билеты через него.

Profile picture for user ulogin_facebook_100003607140547
169
Владислав Мальцев

 

  Прекрасно Booking.com в Севастополе работает. Всегда заказываю и гостиницы и билеты через него.

 Тем лучше. Летом 2018-го, насколько я помню, этот сервис полуостров отключил.

Profile picture for user Николай Орлов
3214
Николай Орлов

to Владислав Мальцев:  Владислав, вы скромно умолчали про такие "ненужные детали" как оформление визы, как оплата услуг через карту банка РНКБ. Если Вы пишете для крымчан и севастопольцев, то нужно исходить из местных реалий. Исходные данные: это гражданский паспорт с местной пропиской, загранпаспорт с отметкой краснодарского ФМС, карта банка РНКБ (никакого Тинкова, Сбера или ВТБ).  Из сайтов или компаний только те, которые официально работают в Крыму

Profile picture for user ulogin_facebook_100003607140547
169
Владислав Мальцев

 

to Владислав Мальцев:  Владислав, вы скромно умолчали про такие "ненужные детали" как оформление визы, как оплата услуг через карту банка РНКБ. Если Вы пишете для крымчан и севастопольцев, то нужно исходить из местных реалий. Исходные данные: это гражданский паспорт с местной пропиской, загранпаспорт с отметкой краснодарского ФМС, карта банка РНКБ (никакого Тинкова, Сбера или ВТБ).  Из сайтов или компаний только те, которые официально работают в Крыму

Про Тинькофф я писал, что можно получить его за пределами полуострова. Цитирую отзыв на banki.ru за июнь 2019 года: "Живу в Крыму, и иногда случаются ситуации, когда людям необходимо перевести деньги с их карт (Сбербанк и тд) деньги мне на карту РНКБ. При этом возникают определенные сложности. И вот однажды позвонили сотрудники банка и предложили открыть карту (платина, кредитная). Я сказал, что зарегистрирован в Крыму. Ответ был, что банк уже сотрудничает и с Крымом, и с Севастополем. Ок. Спрашивают данные, отвечаю. Заполнили заявку. Пришло смс-уведомление заявка одобрена, назначьте встречу с представителем. Ок. Выбираем адрес, а оказывается в Крым представитель не выезжает. Ближайший пункт - Тамань, расстояние от Симферополя 240 км в одну сторону." https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10273982/ Получить карту они не смогли - разминулись с агентом. Но см. комментарий банка - получение кредитной карты было одобрено.

Ранее Тинькофф официально заявлял, что готов выдавать карты людям с пропиской на полуострове - но возникали опять же вопросы по поводу отсутствия агентов и банкоматов в Крыму и Севастополе https://www.kommersant.ru/doc/3714939 Но это все же лучше, чем позиция большинства банков вообще не выдавать карты, не открывать вклады людям с крымской пропиской и т.д. (моя знакомая, живущая в Москве, с этим сталкивалась - кажется, в ВТБ, где ей даже депозит отказались открыть).

Profile picture for user Chaiten
590
Chaiten

На счёт прописки.. у меня Сбер овская карта есть. Открывал на материке , но прописка севастопольская..ничего , работает.

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
487

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2625

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6656

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4452