Это замечательно, что гости из Екатеринбурга – актеры Свердловского государственного академического театра драмы представили на севастопольских гастролях и творчество своих земляков – экспонаты областного музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
Сразу очаровала витрина с изделиями Екатеринбургской гранильной фабрики конца XIX – начала XX вв. Как пояснила директор музея заслуженный работник культуры РФ Надежда Пахомова, переход фабрики под начало Академии художеств в 1797 году и сотрудничество с фирмой Фаберже дало уральским мастерам новый творческий импульс.
Вуалехвостые рыбки из сердолика ничем не отличались от живых аквариумных собратьев. Так же, как и два краба на ракушке, столь же мастерски вытесанной из поделочного камня. Восхитительно правдоподобно выглядели и другие миниатюры анималистической каменной пластики: медвежонок, мышка, бегемот, барашек из цитрина, и особенно зайчик из бовенита (минерала салатового цвета – разновидности нефрита). Покоряли изяществом миниатюрный бокал, кварцевые бюсты императора Николая II и покорителя Сибири Ермака. А лиственит, яшма и лазурит сложились на пластине из черного сланца в чудесное мозаичное панно в технике флорентийской мозаики «Птичка». Очаровало и пресс-папье «Ягоды» – роскошный рельефный натюрморт, где калканская яшма, аметист, сердолик и кварц волшебным образом превратились в ягоды, радующие первозданной свежестью.
В преемственности поколений мастеров-камнерезов убедили творения середины прошлого века, особенно композиция на тему бажовского сказа «Приказчиковы подошвы».
Экспозиция музея пополняется из года в год. Понравились «картины», хрустальные скульптурки, профиль Пушкина в малахите, гарнитур «Золотые рыбки» из сердолика. А композиция «Особенности зимней рыбалки» с белым медведем на льдине из серебристого обсидиана – прямо-таки сцена из спектакля!
Не прошел зритель и мимо витрин с ювелирными изделиями с использованием яшмы, нефрита, малахита, лазурита, родонита, агата и других камней в металлических «кружевах». Некоторые браслеты и колье представляли собой сложные и довольно громоздкие композиции. О вкусах, разумеется, не спорят. Но, думается, что уникальность изделию придает не столько изощренное обрамление, сколько свойства каждого поделочного минерала, его неповторимые штрихи, которые и ведут руку истинного мастера, умеющего выявить и подчеркнуть красоту творения природы.
Не случайно кто-то из великих однажды сказал, что истинное искусство должно не бросаться в глаза, а врезаться в память.
Поэтому от коллекции современных произведений хотелось вернуться к витрине с классическими фигурками и композициями, в которых Мастер и Природа оказывались равноценными соавторами. На вечные времена.
Об этом подумалось и на увиденных спектаклях. Ведь то же самое можно отнести и к сценическому искусству вообще, и к представленным постановкам в частности. Ныне практически все режиссеры стремятся приблизить классику к сегодняшнему дню. Вот и на пресс-конференции нам рассказали, что режиссер спектакля «Фигаро» Сергей Афанасьев из Новосибирска исходил из того, что, мол, Бомарше писал площадную комедию, и чтобы зритель XXI века воспринял ее так же и захотел пуститься в пляс, необходимы «современные ритмические конструкции и драйв». На мой же зрительский взгляд, прекрасно можно было бы обойтись и без рок-музыки, и без такой режиссерской находки, как оживление музейных экспонатов, а всего лишь тщательнее поработать над костюмами, да, пожалуй, поменять местами актеров, игравших графа Альмавиву и Фигаро.
Точно так же, думаю, и «Трехгрошовая опера» вполне могла бы обойтись без «Смысловых галлюцинаций».
Но… Ныне каждый второй режиссер, если не каждый первый привносит в постановку свое видение классики. Это только мое мнение, которое никому не навязываю. А, впрочем, не только мое. Однажды прочитала в Интернете:
Мода – ненадежная подруга,
Очень переменчива всегда,
Уследишь за ней – твоя заслуга,
Только не поймаешь никогда!
То ли дело классика… Искусство –
Истинная нега-красота.
Та, что формирует в людях чувства…
Возможно, поэтически не столь безупречно, но искренне.
А впрочем, не будем углубляться в искусствоведческие дебри. Главное, что гастроли привлекли внимание севастопольской публики. А артистов очаровал Севастополь. «Такой воздушный, легкий, белый, светлый город. Для нас подарок – получить кусочек лета», – сказала заслуженная артистка России Ирина Ермолова.
Ольга Сигачёва
фото автора
Обсуждение (10)
Действительно, люди пошли с удовольствием на эти гастроли. А, вообще, такие мероприятия очень важны. Люди из разных регионов лучше узнают друг друга. Это ведь классно! Да, и в Севастополе набирает обороты культурная жизнь.
to Валерий Шариков
...нет культурной жизни,но жизнь в культуре присутствует..."искусство для искусства"...
Театр, актеры - замечательные! Таких аплодисментов давно не было, билеты покупали за месяц! Пусть приезжают еще! Будем очень рады!
Извините за бытовой интерес... А из какого камня колбаса? :))
А из какого камня колбаса? :))
Из родонита. Родонит (орлец) считался на Урале вторым по значению после малахита. Талисман для творческих людей.
Ходил на "ФИГАРО" и "ТЁТКИ" .Моя общая оценка-"3" по "5"бальной,но "живая струя"важнее............
to Ольга С (Севастополь)
...показался (дистанционно) флюоритом...
to эндемик ( в собственном сакэ)
согласен с Вами,родонит более красный и ярче выражен........колбаса из ФЛЮОРИТА!
...показался (дистанционно) флюоритом...
родонит более красный и ярче выражен..... колбаса из ФЛЮОРИТА!
Из родонита либо родохрозита.
Но точно не из флюорита, т.к. он более прозрачный и другой по вариантам цветов.
to Ольга С (Севастополь) to yury (Севастополь)
...камни такие красивые,что абстракционизм курит...