В израильском правительстве заявили, что прекращение военного столкновения с Ираном это не мир, а пауза в войне. Которая им необходима, чтобы сконцентрировать внимание на Газе. Звучит это прямо сейчас, когда регион только-только оправляется от шока. Вполне вероятно, что это – всего лишь политически мотивированные заявления, ориентированные на «термоядерный» электорат партии «Ликуд» и её союзников-радикалов. Но может быть и так, что это вполне реальные указания на действительные приоритеты Еврейского государства.
Давайте предположим, что это действительно так.
И в этом случае логично предположить, что региону стоит ожидать новой войны Израиля с Ираном. То есть история эта отнюдь не окончена. А, значит, Иран по-прежнему может использовать свои военные же козыри. Создаст ли он ядерное оружие – вопрос философский. Но нечто, ничуть не менее разрушительное, у него имеется прямо сейчас. Это возможность и готовность перекрыть Ормузский пролив.
Конкретно: заблокировать коммерческое судоходство в этих морских воротах нефтеносного Персидского залива. Для понимания: именно через эти самые ворота идёт морской экспорт нефти из Объединённых Арабских Эмиратов, из Саудовской Аравии, из Ирака, из Кувейта, из Катара, из Бахрейна, из Омана, ну, и, собственно, из самого Ирана.
Соответственно, в случае принятия Ираном решения о закрытии этих ворот, в мировой экономике произойдёт кумулятивный эффект. По причине того, что поставками нефти из стран Персидского залива обеспечивается более 1/5 мировой потребности. А это колоссальная доля. В итоге мировые цены на нефть подскочат до заоблачных отметок.
И в общем не удивительно, что, контролируя судоходство через Ормузский пролив, Иран обладает не просто одним из самых значимых козырей в геополитике, но и оружием, не менее мощным, чем ядерное. Которое, опять же, он демонстрирует готовность применить. О чём свидетельствует постановление, принятое во время войны парламентом страны.
Но решится ли Иран реально на этот шаг? Вопрос не такой простой. В первую очередь, с учётом того, по кому реально ударит такое решение.
А дело в следующем: конкретно в плане нефти из Персидского залива основным покупателем являются азиатские страны. И прежде всего это Индия и Китай. Именно они закупают до 60 % нефти из стран Залива. Просто по логистическим причинам. Как говорится: география – это приговор.
Далее: до 30% совокупно закупают Япония, Тайвань и Сингапур. По тем же причинам. А оставшуюся нефть добирают в Турции, Бразилии и ЮАР. Крайне малую часть берёт себе Евросоюз – конкретно ряд его морских стран, вроде Греции, Испании или стран Бенилюкса. Но это уже детали. А вот Индия и особенно Китай – это, что называется, «база».
То есть по факту подобным шагом Иран нанесёт удар по собственным союзникам из БРИКС. И по этой причине Иран десять раз подумает, прежде чем применить такое оружие массового поражения.
С другой стороны, на подобный шаг Иран действительно может пойти в качестве последнего и решительного аргумента против атакующих его главных бенефициаров экономики глобализма. И в этом смысле его удар действительно может достичь цели. В следствие чего потенциальные агрессоры сами десять раз подумают, прежде че на него напасть.
И в этом смысле возможность подобного шага – это как ядерное оружие, являющееся почти идеальным инструментом сдерживания. Подействует ли это в нынешнем, сходящем с ума мире? Хороший вопрос.