Франция, Германия и Великобритания заявили, что осуждают решение Ирана демонтировать часть камер МАГАТЭ на иранских ядерных объектах. Как пишет «Интерфакс», решение Ирана о демонтаже части камер последовало после того, как в среду Совет управляющих МАГАТЭ одобрил предложенную западными странами резолюцию с критикой Ирана за недостаточное раскрытие информации по своей ядерной программе.
В вопросе так называемой «ядерной сделки» Иран ведёт себя более чем решительно. И своими недавними действиями он фактически сделал ей «контрольный выстрел». Его предельно жёсткая реакция означает, что, по сути, «ядерной сделки» больше нет. По крайней мере, той, что была.
Ранее произошло следующее: совет управляющих МАГАТЭ принял большинством голосов резолюцию против Ирана, обвинив его в «отсутствии пояснений о следах урана на незадекларированных объектах». Резолюцию подготовили Великобритания, Германия, Франция и США, а Россия и Китай выступили против.
До этого между Ираном и МАГАТЭ ещё существовала хоть какая-то договорённость о том, что стороны в течение трёх месяцев придумают способ решить возникшие проблемы. Фактически это было одним из условий продолжения ядерной сделки, но время прошло, а стороны не пришли ни к чему.
После выхода резолюции Иран, который был вполне к ней готов, мгновенно объявил о демонтаже камер мониторинга МАГАТЭ со своих ядерных объектов. Тех самых, что были установлены в рамках ядерной сделки. Иран заявил, что не собирается более терпеть происходящее. Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси на словах ещё надеется на некую возможность восстановить хотя бы часть мониторинга, но сам же и говорит: «Я думаю, что это будет смертельный удар [по возрождению сделки]».
А Иран и не собирается смягчать риторику.
«Вы думаете, что мы отступим от наших позиций, если вы примете резолюцию в Совете управляющих [МАГАТЭ]? Во имя Бога и великой нации Ирана мы не отступим ни на шаг от наших позиций», — заявляет иранский президент Ибрагим Раиси.
Более того, Тегеран даже запустил новый каскад современных центрифуг по обогащению урана и готовится к запуску ещё двух новых каскадов.
Но вот только на компромиссы даже не сбирается идти не только Иран. Буквально на днях в The New York Times (одном из рупоров американских демократов) вышла знаковая статья, в которой прямо было сказано, что заключение любого соглашения с лидерами Ирана и Венесуэлы без обеспечения серьёзных уступок по таким вопросам, как ядерное обогащение и демократические реформы, было бы политически рискованным для Байдена. И что большая часть республиканцев и даже некоторые демократы решительно против компромиссов с лидерами этих «недемократических стран».
Ну, и о каких серьёзных соглашениях США с Ираном может идти речь?
То есть полноценную сделку с Ираном согласовать ни в Конгрессе, ни с политиками просто нельзя. И Иран тоже прогибаться не собирается.
Но мировая политика не потерпит вакуума и неопределённости, тем более в таком важном вопросе. Следовательно, на смену одной сделке придёт другая. Попроще. Без апелляций к «высшим ценностям демократии» и претензий на американское «моральное превосходство».
А быть может, и вовсе обойдётся без сделки: США просто могут допустить больше иранской нефти на мировые рынки без снятия санкций и возобновления ядерного соглашения. Молча. Потому что им это очень нужно. Критически нужно.
А ядерные вопросы будут решать как-нибудь «в порядке поступления». И то, как это станет происходить, будет являться реальным индикатором уровня американского могущества. Что ж, посмотрим.
Читайте по теме: Энергопереход: от чего зависит будущее Европы
Павел Кухмиров