3 и 4 марта в Севастопольском государственном университете завершилась третья стратегическая сессия. В этот раз она прошла на базе Института ядерной энергии и промышленности.
Цель происходящего - на теоретическом уровне понять и отработать механизмы, которые позволят создать совершенно новый по структуре и научно-образовательному процессу вуз. В этом проектировании участвуют представители всех учебных заведений, которых коснется реорганизация. Главный куратор процесса - советник министра образования РФ Андрей Волков, один из основателей школы управления Сколково.
В этот раз вопросы науки, образования, инноваций, а также кадровой и градостроительной политики университета рассматривались в фокусе его исследовательской работы. Необходимо было определить проблемы, существующие в каждом из направлений, построить модель желаемой ситуации и найти конкретные решения для ее реализации.
Игорь Злотник, модератор группы «Образование»: "Мы в группе обсуждали, каким образом занятые не в исследовательском, а в педагогическом процессе преподаватели могут сделать исследования содержанием образования. В нашем случае главным результатом должно стать понимание этих механизмов, осознание многообразия методов и некоторый заряд для самостоятельного движения".
Вопросы градостроительной политики становятся особенно актуальными в ситуации слияния нескольких учебных заведений в один университет. Как организовать все его составляющие в единое рациональное и комфортное пространство, обсуждали в группе «Градостроительная политика».
Сергей Градировский, модератор группы «Градостроительная политика»: "У различных площадок, ставших сегодня частью Севастопольского государственного университета, нет единой логики создания. Они были организованы в разное время и под разные задачи, никто не проектировал их как один вуз. Это разрозненное пространство теперь собрали вместе, и нужно жить, плыть и развиваться. Мы сначала посмотрели, как университет «лежит» в городе, затем обсудили, каким может быть функционал этих частей. Возможно, какой-то частью надо пожертвовать, возможно, на что-то обменять, чтобы оптимизировать пространство.
Также мы рассмотрели несколько конкретных площадок, в частности, Голландию и Стрелецкий холм: какие там могут быть архитектурные и планировочные решения, под какие задачи, как это связано с исследованиями и, соответственно, какой тип людей мы можем там предположить. Практический результат – карты, которые нарисует группа, и предложения для руководства университета".
Вопросы кадровой политики, особенно острые в контексте реорганизации и слияния городских вузов, стали предметом споров в группе «Человеческий капитал». Команда анализировала, какие люди, с какими компетенциями работают в университете, включены ли они в исследовательский процесс и есть возможность для их привлечения. В результате группа вышла на определенное модельное решение и предложила несколько реальных шагов для его достижения.
Ольга Назайкинская, модератор группы «Человеческий капитал»: "В такой масштабной реорганизации «человеческий» вопрос», конечно, непростой, но управленческая работа зачастую требует довольно болезненных решений. Мы, конечно, не имеем полномочий их принимать, но понимать и моделировать ситуацию мы должны, для этого и собираемся. Обсуждение проходит по-разному. Кто-то реагирует достаточно остро, кто-то понимает, что это необходимость. Сказывалось, что все участники группы живут в одной среде и прежде всего не хотят друг друга обидеть. Такие обсуждения нужны и для того, чтобы понять, какие плюсы может принести то или иное болезненное решение. Есть ведь и позитивные моменты: если человек не проявляет достаточной компетенции для нового уровня работы, то при переводе на иной функционал он может заиграть другими красками. Это важно обсуждать, это нужно использовать".
Андрей Щербенок, модератор в группе «Наука»: "Перед университетом стоит задача войти в рейтинг 50 лучших вузов страны, а в данной ситуации при постепенном развитии это невозможно. Надо сделать что-то радикальное, неожиданное. Вот мы и думали, что это может быть. У нас есть гипотеза, интересно, как ее примут на семинаре. В результате группа должна сформулировать и предложить ректору конкретные шаги. От их обоснованности будет зависеть, примут их или нет. Интерес-то у всех общий – чтобы университет вырос!"
Еще в одной группе обсуждали проблему разработок и инноваций. Начали с вопросов терминологии. Если с понятием «разработки» всё более-менее ясно (это университетские исследования и изобретения, которые можно в том или ином виде продать на рынке), то под термином «инновация» очень часто подразумевают улучшение и введение новых форм, т.е. модернизацию.
Алексей Овчинников, модератор в группе «Разработки и инновации»: "Слово «инновации» употребляют очень часто, а вот случаются они очень редко. Инновации в подлинном смысле – это то, что меняет какую-либо деятельность радикально. Проблема в том, что ни инновации, ни разработки невозможно создать по указу, это не календарный план бакалавра. Эти вещи могут случиться только в определенной среде. В группе мы должны были ответить на два вопроса. Во-первых, нужны ли нам здесь инновации, ведь есть много учебных заведений, успешно существующих только за счет образовательного процесса. Во-вторых, если нужны, то как создать среду, в которой будут возникать научные проекты, перспективные в коммерческом плане? В контексте амбициозной задачи, стоящей перед университетом, ответ на первый вопрос не сложен: без разработок и инноваций не стать одним из лучших пятидесяти вузов страны. Ответ на второй вопрос группа ищет. Но если Севастопольский университет станет по-настоящему новым и по структуре, и научно-образовательному процессу, это будет масштабнейшая инновация".
В финале сессии команды представили доклады со своим видением ситуации и механизмов ее изменения.
частвующий в семинаре ректор Севастопольского государственного университета Валерий Кошкин отметил, что по каждому вопросу необходимо переходить на уровень проектов.
- Нужно просчитывать сроки, распределять задачи, людей, ресурсы. Чтобы получать желаемое финансирование, должны быть хорошо подуманные проекты и программы, которыми будет легко заинтересовать город и правительство.
В настоящий момент сотрудники университета продолжают разрабатывать программу развития вуза, который должен стать генератором инноваций и сердцем развития региона.
Светлана Косинова
Обсуждение (15)
Какая гордость за наших соотечественников! На главной фотографии - Василий Головин, мой одноклассник)
Это всё конечно очень красиво, если не знать только, что эти разговоры идут очень долго. Пора уже и результат иметь на руках.
По вопросу сокращения - у этих модераторов очень просто решается вопрос сокращений, так как не их сокращают))) А вот если бы это касалось лично их, то вопрос тогда бы звучал по-другому.
Проблем сейчас очень много в ВУЗе, но они почему-то не решаются. Возникает вопрос вообще о качестве управления.
Только и разговоры о том, как всё будет.
Да, типичная болтовня. Ребята из Москвы хорошо зарабатывают на этих стратегических сессиях. Как у Высоцкого "Толку от них как от козла молока. Вреда, правда, тоже никакого."
Назвать университетом и сказать, что "он станет совершенно новым по структуре и научно-образовательному процессу вузом" можно без проблем. Ситуёвина в другом. Я общаюсь с преподавателями СПИ (СевНТУ) и как-то задал им вопрос: ну как, теперь в университете уровень образования поднимется? На что получил ответ: как моет подняться уровень образования, если занятия ведут преподаватели-троечники?
Уровень ВУЗа определяет то, что называется ШКОЛОЙ (научной, образовательной и т.п.). А школы формируются десятилетиями.
to Dmitr2909 (Севастополь)
ДА! И ещё раз-ДА! Первым делом надо провести аттестацию педколлектива ВУЗа в Голландии! ...И тогда станет ясно,что надо ВУЗ закрывать!
Раньше при СССР, Голландия по уровню была в одном ряду с МФТИ им. Баумана и Академией Жуковского.
Выше некуда.
А кто будет этот уровень в новом вузе достигать? Кошкин?
А чего он на прежнем месте достиг? (кроме служебной ванны с джакузи)
Назвать университетом и сказать, что он станет совершенно новым по структуре и научно-образовательному процессу вузом можно без проблем. Ситуёвина в другом. Я общаюсь с преподавателями СПИ (СевНТУ) и как-то задал им вопрос: ну как, теперь в университете уровень образования поднимется? На что получил ответ: как моет подняться уровень образования, если занятия ведут преподаватели-троечники? Уровень ВУЗа определяет то, что называется ШКОЛОЙ (научной, образовательной и т.п.). А школы формируются десятилетиями. Интересно, например? Обобщение как-то тоже не очень. Огласите списки троечников?
еще бы знать-кто учит наших детей.это важно.там что-то промелькнуло Сколково. а Силиконовой долиной там не пахнет? хватит нам иностранных агентов.это я так-а вдруг/из рекламы/.это очень важно.на Минкультуры надежды нет-там временщики. а кому можно верить? не знаю
В СГУ ситуация очень нездоровая. Все ждут июня, когда Центр занятости пополнится новыми безработными. Приезжих из Сколкова интересуют только бюджетные потоки. на всех ключевых постах люди Кошкина. Пытались ликвидировать прфсоюз, но пока идея провалилась. Закрыли все столовые и кафе для студентов. Дай бог не растерять преподавательский состав не самый плохой на бывшей Украине. Был бы нормальный ректор в марте 2014, может было бы все иначе.
Оборудуйте лаборатории до уровня Стэнфорда и Массачусетса - это и будет инновацией.
Скрестили бульдога с носорогом, а теперь как в рекламе: "Ё-моё, что я сделал!"
Может хватит переливать из пустого в порожнее, а действительно начать с дооснащения и переоборудования имеющихся лабораторий.
А то пока начали с ремонта кабинетов для пришлых варягов-руководителей!
Абсолютно не смешно, нет перспектив у высшей школы в нашем городе.
Для перспектив нужно, чтобы университет производил интеллектуальный товар, который бы покупали на рынке.
to К-5 (Севастополь) Раньше при СССР, Голландия по уровню была в одном ряду с МФТИ им. Баумана и Академией Жуковского. Выше некуда.
МВТУ им. Баумана, сейчас МГТУ им. Баумана.
постов: 169 bedouin
добавлено 2015-03-05 21:32:14 Цитировать
Скрестили бульдога с носорогом, а теперь как в рекламе: "Ё-моё, что я сделал!"
Может хватит переливать из пустого в порожнее, а действительно начать с дооснащения и переоборудования имеющихся лабораторий.
А то пока начали с ремонта кабинетов для пришлых варягов-руководителей! /////////////////////////////////////////////////////////// Неужели так обстоят дела? Не может быть, НЕ ВЕРЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Главное за день
Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят
Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?
Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища
Какие находки сделали поисковики на забытом воинском кладбище на востоке Крыма
Крымский санаторий с «немецко-кавказской» водой сделают доступнее
Почему у крымских детей повально падает зрение