Севастополь

Что происходит с такси в Севастополе

Глава профсоюза таксистов Севастополя объясняет подорожание и делится сложностями.

Несмотря на громкий статус города федерального значения, повседневная жизнь Севастополя часто до него не дотягивает. Вот и печальная ситуация с такси ни для кого не является секретом.

О странностях ценообразования, сомнительном качестве и легальности работы этого вида транспорта в Севастополе было написано и сказано не раз.

От неустроенности этой сферы в первую очередь страдают пассажиры, о чём регулярно сообщают в местных пабликах. 

Хотя ради справедливости отметим: бывают случаи, когда от пассажиров претерпевают и водители. В этот раз ForPost решил взглянуть на проблему с позиции тех, кто организует работу такси в нашем городе.

Закон суров?

Напомним: турбулентность и без того шаткой ниши началась с принятием в 2023 году регулирующего работу такси закона. Документом предусматривали различные организационные нововведения — опознавательные знаки машин такси, размещение правовой информации в салоне автомобиля, требования к состоянию машин и водителей и т.д.

Отныне, согласно закону, у водителей появилось три способа оформления для работы — заключить трудовой договор со службой такси, оформиться как индивидуальный предприниматель (в этом случае можно работать на себя или заключить договор с таксопарком) и оформить статус самозанятого (в этом случае работать на себя водитель может только при условии заключения договора с таксопарком).

Кроме того, с 1 сентября этого года вступил в силу федеральный закон № 278-ФЗ, обязывающий водителей легковых такси оформлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Эта мера должна усилить защиту прав пассажиров и в случае причинения вреда их жизни и здоровью дать возможность получить возмещение в повышенном размере — до 2 миллионов рублей.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, в сообществе севастопольских таксистов надежды на улучшение ситуации в этой сфере практически нет.

В законе довольно сумбурно прописаны правила работы таксистов, считает председатель севастопольского профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Алла Лазарева.

«Влияющих на порядок в сфере факторов достаточно много, а чехарда с законодательством приводит к тому, что на рынок можно выходить из всех щелей», — отметила она.

Например, не согласна собеседница с тем, что водитель и агрегатор должны нести совместную ответственность за инциденты во время выполнения заказа. Это нарушает привычно сложившееся чёткое разделение функций между водителями и диспетчерами.

«Есть водитель, который несёт ответственность за совершённые действия на своём рабочем месте. Есть диспетчер, который отвечает за свою работу — точность принятия заказов, своевременное распределение и контроль подачи автомобиля. То есть чётко были распределены функции.

Что делает нынешний закон? Он говорит: диспетчер будет отвечать вместе с водителем за совершённые действия водителем. Наверное, это предложение вносил человек очень далёкий от того, что происходит в сфере <…> И это лишь один маленький штрих. Таких ляпов в законе очень много», — считает Алла Лазарева.

Ответственность и надёжность водителя, убеждена она, должны гарантировать наличие у него разрешения на работу и чётко прописанные её условия в договоре.

А задача диспетчера — убедиться, что он передал заказ водителю, имеющему такое разрешение, а не кому попало. Для этого каждый рабочий день диспетчера должен начинаться с проверки регионального реестра легковых такси.

«Каждый день должен начинаться с проверки реестра, все ли работающие водители там числятся. После этого уже можно начинать работу и быть уверенным, что заказы отдаёшь ответственным водителям», — пояснила порядок действий Алла Лазарева.

Пока в законе не выстроен единый порядок работы такси, ничего хорошего он в сферу не привнесёт, а только отправит всех в «серую» зону, считает собеседница.

Этого же мнения, к слову, придерживаются и другие эксперты.

«Законодательство, которое сегодня есть и пытается изменить, убрать, подровнять <правила перевозок такси>, вводит только больше суматохи и суеты, создаёт видимость работы, а сама работа не строится по нему», — убеждена Алла Лазарева.

Жёсткая конкуренция

Имея за плечами 25-летний опыт работы в сфере такси, собеседница убеждена: к прежним форматам служб такси сегодня возврата нет.

Ещё в 2005 году Алле Лазаревой с единомышленниками удалось создать службу такси, где «всё под одной крышей» — свой таксопарк, укомплектованный штат от директора до механика, медперсонал.

Сегодня сохранить такую структуру или возродить подобный формат уже не получится — для государства это будет дорого, а частные компании могут не выдержать конкуренции с так называемыми свободными водителями.

«Это было такое маленькое отображение государственного предприятия. Утром все приходили к 6 часам на работу, работали до четырёх-пяти часов, потом все менялись, приезжала вторая смена. Каждый день все проверялись, всё контролировалось. Но потом стало тяжело, когда все стали брать доступные кредиты и покупать машины. Естественно, с частником мы уже конкурировать не могли», — вспоминает Алла Лазарева.

Собственно, труднее становится конкурировать сегодня частным службам такси и с крупными агрегаторами.

Клиентам важнее то, чтобы машина быстро приехала, а не то, кто сидит за рулём и в каком состоянии будет автомобиль.

«На сегодняшний день, честно говоря, получается — что для клиента, что для водителя — проще работать вне закона», — пришла к неутешительному выводу собеседница.

Если всё же оставаться в рамках закона — а это единственный верный путь, — то выгоднее и проще всего работать в такси в качестве самозанятого, считает Алла Лазарева. Ещё в «нулевых», после изучения заграничного опыта, добавила собеседница, стало понятно, что это наиболее безопасный и надёжный формат.

Преимуществ такого подхода несколько. Во-первых, каждый водитель самостоятельно приобретает разрешение на работу. Во-вторых, такие водители работают на собственных автомобилях, а значит, более бережно относятся к их технической исправности.

«Уж поверьте мне, это очень отличается от наёмного водителя, которому даёшь автомобиль, и он его использует как хочет без последующей ответственности. Когда человек со своим автомобилем, который он нянчит и лелеет, ему уж точно не хочется попадать в какие-то ДТП или совершать какие-то полёты», — поделилась опытом Алла Лазарева.

А поскольку автомобиль для такого таксиста является главным кормильцем, то он точно будет работать «в самые выгодные и в невыгодные дни». К тому же к таким таксистам и у пассажиров больше доверия.

«Пассажир должен чётко знать, что за ним приедет водитель, у которого всё в порядке с технической точки зрения, который работает на своём автомобиле, со своей лицензией, он за себя отвечает и за пассажира», — пояснила собеседница.

Вопрос цены

Однако на этом пути появляется маленький нюанс: самозанятые водители более капризные и требовательные, хотя и вполне оправданно, признаёт Алла Лазарева.

Например, такой водитель уже может сам решить, выходить ли ему в плохую погоду в рейс или нет, и если выходить, то по какому тарифу. Причём увеличение стоимости перевозки в случае непогоды, к примеру, продиктовано не желанием нажиться на беде ближнего, как уверены многие, а компенсацией возможных рисков водителя.

«Когда идёт дождь, снег, заливает так, что машины тонут, даже в советское время водитель такси имел право не выйти на работу. Ему не отмечали рабочий день, но и прогул не ставили <…> Я не вижу здесь каких-то выходящих за рамки требований», — подчеркнула Алла Лазарева.

Повышенные тарифы такси, за которые многие ругают таксистов, связаны именно с объективными факторами, и это тоже является неким наследием советского режима работы граждан, настаивает собеседница.

«Мы предлагаем клиентам повысить цену перевозки именно за риск. Это даже где-то перекликается с советским законодательством. Просто так рисковать человек не будет. Если самозанятый водитель попадает в ДТП в то время, когда он имел право не выйти на работу, то он остаётся один на один со своей бедой. Страховые компании сегодня не выплачивают полную стоимость компенсации», — пояснила она.

Конечно, случается, что водители разъехались по заказам в разные районы, машин не хватает, а поблизости от клиента никого нет. Тогда повышение цены может стать стимулом для водителя примчаться за клиентом из другого района города.

Клиент вправе либо принять эти правила игры, либо отказаться.

«То есть тариф повышается не просто так, а только если создаётся какая-то ситуация. То ли из отдалённого района машину надо прислать, то ли подождать. Программа сама добавляет стоимость, даже человеческого участия не нужно», — поделилась нюансами работы такси руководитель профсоюза.

Совсем не «Яндекс»

Несмотря на то что уже десять лет Крымский полуостров является полноправной частью России, некоторая изолированность здесь всё ещё ощущается во многих бытовых сферах жизни. В том числе в уровне и качестве работы такси.

Неким мерилом и эталоном того, как это должно быть устроено, для жителей полуострова являются службы такси, работающие в материковой части страны. Положительные изменения в сфере многие связывают с их приходом.

Но, по мнению Аллы Лазаревой, совсем не факт, что эти ожидания оправдаются: как и везде, там тоже есть свои подводные камни.

«Просто дело в масштабе этой организации, он несколько другой. Там легче решать все те же вопросы. Ну и покровительство много значит. Есть моменты, на которые просто закрываются глаза», — считает она.

К тому же в подобных «Яндексу» сервисах работа с водителями выстраивается совсем иначе: в её основе жёсткая дисциплина и безапелляционная исполнительность — «как в армии». Тут уже, конечно, заказами перебирать не получится.

Правда, получится ли выстроить такой формат работы в Севастополе — большой вопрос, не все готовы к такой жесткости.

«Там так: шаг влево, шаг вправо — тебя молча сняли без всяких объяснений. Честно говоря, как работодатель я к такому не готова, у меня рука не поднимется так сделать. Я человек старой формации, мне очень трудно смириться с этим бесчеловечным отношением к людям», — признаётся Алла Лазарева.

Однако из собственного опыта отметим: вне зависимости от формата работы службы такси вызов его в Севастополе до сих пор остаётся квестом. Даже оформление предзаказа за несколько часов до нужного момента не гарантирует, что за вами вообще кто-то приедет.

Бывает, что и финансовое стимулирование водителя, вшитое в каждое мобильное приложение для вызова такси, вероятность уехать вовремя совсем не увеличивает. А тщетные попытки выяснить судьбу своего заказа будут разбиваться о бездушно-любезное: «На ваш заказ машина ещё не назначена».

И таких примеров немало.

Так может, суровая дисциплина — как раз то, что выведет севастопольское такси на принципиально новый уровень?

Полина Ласькова

Фото автора, Татьяны Воробьёвой, Арины Розановой, сгенерировано нейросетью fusionbrain.ai

9309
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 2.6 (5 голосов)

Обсуждение (24)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6685
d dd

Что делает нынешний закон? Он говорит: диспетчер будет отвечать вместе с водителем за совершённые действия водителем. Наверное, это предложение вносил человек очень далёкий от того, что происходит в сфере <…> И это лишь один маленький штрих. Таких ляпов в законе очень много», — считает Алла Лазарева.

 А почему нет ? Служба диспетчерская тоже получает от клиента платеж.

Вот далек от этого вида деятельности.

Но в стране как бы рыночная экономика, любой может оказывать услуги, хотите регулировать?

Медсправка, страховка,техосмотр,ну лицензия, стоянки для такси.  А дальше пусть  клиент харчами перебирает. Агрегаторы это хорошо,но это монопольные дела.

 

Profile picture for user Весельчак не У
247
Весельчак не У

Должна быть цена за 1 км возможно в разное время суток разная, но не без каких либо рулеток в виде добавок в приложении +100, +150, +200 и т.д. Это не нормальное явление однозначно.

Profile picture for user И снова здравствуйте
5576
И снова здравствуйте

Весельчак не У,

Вы всё правильно написали. Должно быть и за каждый км в разных условиях и за каждую минуту простоя в ожидании, только в данный момент это невозможно - при такой работе спутниковых систем навигации (причину все знаем) - современные программы не могут считать и эти километры и, даже, время стоянки...

Profile picture for user Максим Правдоруб
278
Максим Правдоруб

Вот только не надо тут рассказывать про "дорогое" Яндекс-Такси в Москве... Там машину подают за 2 минуты - в любую часть города. Дело было правда пару лет назад но из Измайлово до Медвежьих Озер (а это километров 25-30) в выходной день платил рублей 300. По нашим покатушкам из камышей на Горпищенко будет дороже.

Profile picture for user И снова здравствуйте
5576
И снова здравствуйте

Максим Правдоруб,

300 рублей за 25 км по Москве?)) Да Вы Андерсон)) Или говорите про лет 10 назад....

Profile picture for user Внук героев 2
550
Внук героев 2

Максим Правдоруб,

Последний год цены на поездки в сервисе Яндекс.Такси ощутимо растут. В августе 2023 года средний чек за поездку составлял 441 руб. по России и 778 руб. в Москве, а в апреле 2024 года — 494 руб. и 784 руб. соответственно, сообщили RTVI в сервисе «Чек-Индекс».

Profile picture for user Внук героев 2
550
Внук героев 2

Внук героев 2,

Максим Правдоруб.
Вопросы ещё есть у сказочников про Московское яндекс такси? Хватит тут утвердительных заявлений, тем более от людей проехавших на такси раз в жизни по Москве 10 лет назад.

Profile picture for user Внук героев 2
550
Внук героев 2

Внук героев 2,

В каком городе самое дорогое такси в России?

Самая высокая стоимость на услуги такси была зафиксирована в Москве, где одна поездка в среднем обходится в 618 рублей. В Санкт-Петербурге цены оказались не намного ниже — 495 рублей за поездку.22 мар. 2024 г. 

Хватит? Для тупых, можно всё посмотреть в интернете, прежде чем писать бред.

Profile picture for user Турист /не местный/
819
Турист /не местный/

Внук героев 2,

Необходимо добавить, что в последние годы водители такси в Москве - на 95% из Средней Азии, с трудом говорящие по-русски, не знающие город... и без навигатора даже не представляют себе, где находятся и куда ехать... 🙃

(Вопросы ещё есть у сказочников про Московское яндекс такси?)

Profile picture for user Остряки
5580
Остряки

Внук героев 2,

RTVI хорошо конечно, но статистика. Посмотрел сейчас истории поездок за этот год в Яндекс такси по Москве, говорю сразу, ездил много, супругу возил на лечение в поликлинику, средний чек 700 рублей за поездку в центр 2-я Тверская Ямская из района Текстильщики Юго Восточный административный округ, в дороге 35 минут и 16 километров расстояние, а когда жил в гостинице в центре дистанция 5 км и в поездке 20 минут, то 400 рублей. Поездок много было, цифры средние, плюс минус. У нас Ап Такси с ПОР на Ярошенко 300 рублей, тоже часто езжу в больницу, взял из историй поездок, у нас чуть дешевле, но зато доезжаешь в два раза быстрее.

Profile picture for user Остряки
5580
Остряки

Внук героев 2,

Интернет хорошо, однако, посмотрел и вы посмотрите ещё среднюю зарплату в Севастополе это 52 тысячи, вы  верите в это, зачем нас туда отсылайте тогда? Может конечно я тупой, а вы как считаете похоже это на реальную среднюю зарплату? Ведь в интернете написано, железобетонно и не требует доказательств 

Profile picture for user Внук героев 2
550
Внук героев 2

Остряки,

Ну видите, вы подтверждаете своим средним чеком. А я для тех пишу, кто не в курсе, но пытается умничать в комментариях. И при чём здесь статистика по средней зарплате, там факт по оплате за услуги, а тут фантазии для докладов царю.

Profile picture for user Sevastopolec 2020
611
Sevastopolec 2020


Все очень просто. За качественную услугу нужно заплатить соответствующую цену.

Это как с общественным транспортом.

За 24 рубля мы по 30-40 минут стоим в ожидании автобуса, которого нет.

Так и с такси, очевидно.

Profile picture for user Верещагин
13698
Верещагин

Sevastopolec 2020,

Что то про монополизм и картельные сговоры слышали? Точно нет? Тогда вопросов не имею.

Profile picture for user И снова здравствуйте
5576
И снова здравствуйте

Что бы больше возможностей было найти машину, нужно для начала вернуть стоянки такси, где человек без дозвонов во все службы может найти машину.  Убрать идиотские запреты остановки у тех же Чайки и Центрального рынка, куда таксисты не хотят ехать за заказом, боясь попасть минимум на 750 рублей штрафа (кстати почему бы Форпосту не поинтересоваться о причинах запрета остановки на широкой дороге с односторонним движением) Многие таксисты не пользуются обязательной атрибутикой такси по причине, что тем же ИП фирмы имеющие врача и механика отказывают в возможности заключения договоров на предрейсовые осмотры по причине, что водитель - предприниматель сам получил разрешение, а не данная фирма для него, то есть путёвку такому водителю получить проблематично.                                                       Что касается страховых - вышеупомянутую страховку ОСГОП, где пассажир застрахован на 2 млн рублей (кстати - а страхует ли на такие суммы другой транспорт, включая морской и воздушный своих пассажиров?), получить несложно, а вот попробуйте сделать полис ОСАГО с отметкой такси! В офисах страховых отказываются заключать такой договор, остаётся только электронный полис, а вот его сделать просидев несколько ночей за компьютером теоретически можно если очень повезёт, но заполнив всё что нужно (а это не мало), выясняется, что возникает какая-то ошибка. Те, кто пытался это сделать даже не для такси, а личных поездок, знают, что проблема в регионе, с которым большинство известных компаний не работают от слова "совсем". И ещё один момент. Когда перекрывают город в праздники или при проведении других мероприятий, такси НЕ СЧИТАЕТСЯ общественным транспортом и, даже при наличии ВСЕХ необходимых документов и атрибутики, ДПС не пропускает машины такси в перекрытые районы, куда спокойно едут троллейбусы и маршрутки. Наверняка многие сталкивались с этим, пытаясь выехать из центра после салюта или другого мероприятия... 

Ну а про тарифы Алла Николаевна всё правильно написала. Ну не может такси быть дешёвым, тем более когда люди хотят ехать на хорошей и чистой машине. Легальность и безопасность должны хорошо оплачиваться...

Profile picture for user И снова здравствуйте
5576
И снова здравствуйте

И снова здравствуйте,

Ещё в Артбухту и к первой поликлинике водители не хотят ехать потому что стать без нарушений негде, а пассажиры далеко не всегда ждут машину когда вызвали заранее. Они уверены, что у них есть 5 минуит бесплатного ожидания а за остальное время, они оплатят (цена ожидания то смешная). Поэтому совет - хотите что бы водитель скорей взял Ваш заказ выберите место, где Вас можно подождать, даже если туда нужно пройти 100 метров.

Profile picture for user Внук героев 2
550
Внук героев 2

И снова здравствуйте,

И ещё совет, если заказываете через приложение, не указывайте, что нужен легальный водитель, будете долго ждать или не дождётесь вообще в час пик.

Profile picture for user И снова здравствуйте
5576
И снова здравствуйте

Внук героев 2,

Точно! И "знающий город"))) а то, водитель работающий по городу при сдаче зачета мог не назвать какие-то места в Инкермане, Балаклаве или на Северной и не получил такую отметку - будет стоять рядом с клиентом, на Нахимова, но взять не сможет, потому что не ответил на вопрос где переулок Новикова))

Profile picture for user КРЫМЧАК
16029
КРЫМЧАК

Ч

Дальше, будет только ещё хуже! Чувствуется, что назрела пора обзаводиться лошадью, да и бензина не надо! 

Кто-то, "взял Россию в лаптях, а отдал с атомной бомбой", а кто-то, "взяв Россию с атомной бомбой, вновь упорно одевает её в лапти".

Profile picture for user pavel_S13
104
pavel_S13

КРЫМЧАК,

Или покупать велосипед, самокат

Profile picture for user sev-gor-glav-dum
300
sev-gor-glav-dum

Что происходит. Наглость и жадность - вот что происходит. Такси не дождаться, при этом  рядом есть свободные машины, которые ждут когда ценник вырастет в 2-3 раза. Человек ждет, ждет, а потом когда уже ждать не может - соглашается на очень сильно повышенную ставку. Это не такси - это обман и вымогательство! Такси выставляет ценник за поездку - это дело службы такси и водителя. Клиент имеет право согласить или нет это ценник. Но когда выставляют один ценник, потом обманывают, не подавая машину по озвученному ценнику - это обман! Выставляйте сразу желаемый ценник и подавайте по этому ценнику машину! Клиент сам решит стоит ли поездка таких денег, или проще на общественном транспорте доехать. А сейчас клиента маринуют ожиданием, а потом вынуждают переплачивать, так как из-за потерянного на ожидания время вариант   общественным транспортом становится неподходящим, так как человек уже опаздывает. Так что не надо  тут жаловаться на цены, топливо, ремонт, пробки и так далее. Сначала научитесь вести дела честно.

Profile picture for user И снова здравствуйте
5576
И снова здравствуйте

sev-gor-glav-dum,

Если посчитать все расходы, сделать ценник по рентабельности и назвать Вам его сразу, тогда Вы точно пойдете на общественный транспорт. А  так тарифы в службах в основном фиксированные (имею ввиду за километр и минуту стоянки), а как они повышаются ПРОГРАММОЙ, Вам подробно написали в статье. 

Ещё один совет - называйте точно маршрут, тогда ваши нансы получить машину резко возрастают. Многие водители априори не берут заказы без указания адреса или "по координатам" - в большинстве случаев - это поездки наркоманов за закладками. Не вызывайте с троллейбусных (автобусных) остановок -такие заказы тоже берут не всегда, потому что часто пассажиры вызывают такси, потом подходит маршрутный транспорт и человек уезжает, зачастую даже не сняв заказ, а водитель ждёт. Отвечайте сразу на звонок, потому что водитель может позвонить, что бы узнать как лучше встретиться, а кто-то принципиально не берёт трубку, видя незнакомый номер - это тоже вариант, когда машина за вами скорей всего не поедет...

Profile picture for user факты и аргументы
918
факты и аргументы

будет ещё дороже, сейчас ещё катаются авто которые покупали по довоенным ценам, вот как дело дойдет до обновления парка и водители поймут сколько на самом деле они теряют в день.

Profile picture for user САТУРНиЯ
552
САТУРНиЯ

У нас одна машина на семью - и муж на ней ездит на работу 80км/день туда-обратно. Купила электросамокат... и многие проблемы с такси отпали... А так приходилось ездить на экономе за 450 рублей 10-12км. С камышей на Ерошенко или на комплекс. это обдиралово. Еще и ждешь час машину не ночью и не в 5 утра, а средь бела дня... Всем рекомендую пересаживаться на электротранспорт. Погода у нас в целом нормальная, даже зима позволяет колесить, так что...проблем у здоровых людей не будет )

Главное за день

Голосуйте за главное событие Севастополя в 2024 году

Итоговый опрос от ForPost на платформе телеграм.
10:39
2
1600

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
36
7575

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2612

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
3224