Крым

Хозяйство на разных скоростях: итоги карантина для экономики Крыма

Только часть отраслей устояли перед лицом кризиса.

Хозяйство на разных скоростях: итоги карантина для экономики Крыма
Фото:
Коллаж ForPost

Коронавирусный кризис в очередной раз подчеркнул главную проблему экономики Крыма — низкий уровень диверсификации: главный удар пришёлся по сервисным отраслям во главе с туризмом и строительством, которые обеспечивают основную занятость в Крыму.

В то же время кризис стал суровым испытанием далеко не для всех секторов крымской экономики. Как минимум два из них — сельское хозяйство и финансы — продемонстрировали высокую степень иммунитета к внезапному стрессу. 

Услуги: год уходит в минус

Официальные макроэкономические показатели для Крыма и Севастополя на данный момент доступны только за апрель, но и они предельно наглядно демонстрируют глубину падения в отдельных секторах.

В частности, оборот розничной торговли в Республике Крым в апреле, по данным Крымстата, составил 15,8 млрд рублей — примерно на треть меньше, чем в апреле 2019 года (22,1 млрд рублей). У предприятий общественного питания апрельские показатели упали более чем вдвое — до 326,3 млн рублей против 842,6 млн рублей годом ранее.

По итогам мая, когда в Крыму только начали постепенно открывать многие остановившие работу предприятия, рассчитывать на сопоставимые с прошлогодними показатели в торговле, и особенно общепите, явно не приходится. Полноценный заезд туристов в июне уже не состоялся, а те, кто приедут отдыхать в июле, августе и сентябре, скорее всего, оставят на курортах заметно меньше, чем планировали.

Таким образом, уже сейчас понятно, что в ключевых сервисных сегментах экономики Крыма по итогам года можно ожидать серьезное падение показателей (и это еще не принимая во внимание риски новой волны коронавируса).

Строительство: спасительная ФЦП

К наиболее пострадавшим от кризиса отраслям крымской экономики относится и строительство. По данным Крымстата, в апреле объем строительных работ в РК составил чуть более 11 млрд рублей — существенно меньше, чем годом ранее (11,962 млрд рублей). За четыре месяца стройка просела более чем на 6% к январю-апрелю 2019 года, при этом признаки падения объемов наблюдались еще в марте.

В начале июня, сообщил на совещании по реализации Федеральной целевой программы вице-премьер РК Евгений Кабанов, отставание наблюдалось примерно на 10% объектов (44 из 478).

Тема определенно получит продолжение после визита в Крым его нового федерального куратора – вице-премьера Марата Хуснуллина, хотя несколько дней назад тот же Кабанов заявил о ликвидации отставания по большей части объектов.

После очередной корректировки крымской ФЦП её объем должен превысить триллион рублей, и это лишь подтверждает звучавшие ещё в самом начале карантина предположения, что возможность получать крупные федеральные вливания смягчит удар кризиса.

Другое дело — жилищное строительство, где и прежде не было больших достижений. Апрельская статистика в этой сфере оказалась весьма примечательной. Формально объемы ввода выросли: в апреле в РК было сдано 38,8 тысячи кв. метров жилья против 33 тысяч кв. метров за тот же месяц прошлого года.

Однако большая часть этих «квадратов» представляет собой жилье, построенное на землях садоводств, а в общей сложности за четыре месяца  показатели ввода жилья упали на 26,6% — до 123,3 тысячи кв. метров.

В Севастополе падение оказалось ещё более драматичным, причем ещё в марте, когда объемы строительства составили лишь 36,3% к марту прошлого года, а в апреле Крымстат зафиксировал снижение почти на 55% год к году. За четыре месяца в Севастополе было введено более 133 тысяч кв. метров жилья, но из них на апрель пришлось всего 11 тысяч.

Как результат — цены на жилье в Крыму продолжают расти, даже несмотря на то, что рынок недвижимости встал на паузу. В апреле аналитики портала «Мир квартир» зафиксировали рост средней стоимости квадратного метра в новостройках Севастополя на 1,6%, а в мае — еще на 3,1% (до 79 тысяч рублей). Похожими темпами растут цены на первичное жилье в Симферополе: плюс 1,8% в апреле и 3,2% в мае (до 80,8 тысячи рублей).

Сельское хозяйство: карантин? — не слышали

Повышенная устойчивость АПК в южных регионах России — тенденция, хорошо известная по предыдущим кризисам, и нынешний не стал исключением.  По итогам четырех месяцев сельхозпроизводство РК, по данным Крымстата, показало рост на 0,3% к январю-апрелю 2019 года (его общий объем составил порядка 8,8 млрд рублей).

За три месяца сельское хозяйство выросло на 0,6%, из чего можно сделать вывод, что в апреле аграрии работали в привычном режиме. 

С самого начала карантина АПК оказался в привилегированном положении, поскольку сельхозпредприятия получили возможность бесперебойной работы. Дополнительным стимулом традиционно выступила господдержка. Как сообщил в начале июня министр сельского хозяйства РК Андрей Рюмшин, крымские аграрии получили более 907 млн рублей субсидий, или 36,4% от запланированного годового объема.

Ранее он же говорил о значительном опережении графика доведения субсидии в сравнении с другими регионами (более 21% на середину апреля против 11,6% в среднем по стране).

Другое дело, что сельское хозяйство далеко не самая значимая отрасль в экономике Крыма. На его долю приходится чуть больше 10% регионального валового продукта, и без системных решений водной проблемы рассчитывать на существенный рост этой доли очень сложно. Согласно прошлогодним данным, среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве РК составляет 105 тысяч человек, или 12,5% занятых в экономике республики.

Тем не менее, за последние два месяца именно сельское хозяйство продемонстрировало, какая отрасль экономики Крыма наиболее жизнеспособна в чрезвычайной ситуации.

Период карантина был отмечен не только запуском новых предприятий (в апреле московская ГК «Горкунов» открыла первую очередь своего тепличного комбината «Белогорский» с инвестициями более 2,2 млрд рублей), но и свежими инвестиционными планами.

В конце мая стало известно, что компания «Грушевские сады» намерена заложить в районе Судака вторую очередь интенсивного яблоневого сада площадью 16 га. До конца года также планируется открытие третьей очереди фруктохранилища компании «Фрукты Старого Крыма», второй очереди тепличного комбината «Белогорский», комбикормового завода «Велес Крым» и т.д.

Финансы: театр одного актера

Отдельного внимания заслуживает ситуация в финансовом секторе крымской экономики, значение которого резко выросло в связи с кризисом, оставившим тысячи бизнесов без текущих поступлений.

В конце мая ведущий крымский банк РНКБ сообщил, что вошёл в первую тройку российских банков по оказанию помощи малым и средним предприятиям, пострадавшим от пандемии, сославшись на соответствующий рейтинг Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.

Сразу же после этого РНКБ анонсировал программу выдачи кредитов по ставке 2% годовых на возобновление деятельности предприятий сроком действия до середины 2021 года.

Незадолго до начала карантина заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил о планах дальнейшей докапитализации РНКБ на сумму в 5 млрд рублей в дополнение к аналогичной операции, проведенной в 2018 году. По данным портала «Банки.ру», на 1 мая РНКБ по размеру капитала занимал 27-е место в России (50,3 млрд рублей), а по объему чистой прибыли вышел на 16-е место среди российских банков. За четыре месяца чистая прибыль РНКБ составила 3,96 млрд рублей — более чем на 40% больше, чем за январь-апрель прошлого года.

Промышленность: рост с протянутой рукой

Если судить по доступной официальной статистике за апрель, то крымская промышленность кризис не просто не ощутила, а ещё и заметно увеличила объемы выпуска.

Данные Крымстата свидетельствуют о росте показателей в сравнении с апрелем 2019 года во всех четырех ключевых сегментах промпроизводства — добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, обеспечении электрической энергией, газом и паром, а также формально относящихся к промышленности направлениям ЖКХ (водоснабжение,  водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений).

Объемы промышленного производства в РК в апреле 2020 и 2019 годов, млн рублей

   

 

Апрель 2020 года

Апрель 2019 года

Добыча полезных ископаемых

894,1

836,7

Обрабатывающие производства

9446,9

8335

Энергетика

3387,9

2831,9

ЖКХ

640,2

592

Для более точной картины требуется скорректировать показатели с учетом изменения цен за истекший год, но эта поправка вряд ли нивелирует хорошо заметную положительную динамику. В целом по итогам четырех месяцев статистика обнаружила в Республике Крым промышленный рост на 4,7% к тому же периоду 2019 года.

Но эти сводные цифры показывают лишь «среднюю температуру по больнице». Ряд небольших по федеральным меркам промпредприятий РК уже были вынуждены обратиться в региональный Фонд развития промышленности за кредитами на пополнение оборотных средств. Как сообщил в конце мая глава Госсовета РК Владимир Константинов, первые кредитные договоры на общую сумму 100 млн рублей были заключены с пятью компаниями.

В их числе оказались керченский производитель укупорочной продукции «Юг Интер-пак»,  Красноперекопский трубный завод и три предприятия из Симферополя — завод «Пневматика», выпускающий пневмоаппаратуру для промышленности, электромашиностроительный завод «Сэлма», производящий сварочное оборудование, и завод «Фиолент».

Последний в начале июня также был включен в федеральный список системообразующих предприятий после того, как глава РК Сергей Аксенов обратился к министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову с просьбой о внесении в перечень непродовольственных товаров первой необходимости ручной электроинструмент и аксессуары к нему.

На программу пополнения оборотных средств предприятий из бюджета РК было выделено 200 млн рублей, однако объем поданных заявок быстро превзошел этот лимит: к середине мая на рассмотрение было представлено 18 заявок на 268 млн рублей. В целом же исследование, проведенное крымским Фондом развития промышленности, показало, что потребность в получении займов превышает 2,9 млрд рублей у 23 предприятий.

В Севастополе же аналогичный фонд пришлось создавать в разгар кризиса — соответствующее решение правительство города приняло 10 июня. Как пояснил глава Департамента экономического развития Севастополя Денис Профатилов, не все промышленные предприятия могут воспользоваться льготными займами городского Гарантийного фонда, поскольку их объем ограничен суммой лишь 5 млн рублей.

За период карантина несколько промышленных предприятий Севастополя оказались под угрозой банкротства. По данным Картотеки арбитражных дел, в мае в городской арбитражный суд поступили иски о признании банкротом НПК «Сава», занимавшейся производством кирпича и строительством домов, строительно-промышленного холдинга «Развитие Крыма и Севастополя», судоремонтного предприятия «Сориус Судоверфь» и рыбоконсервного комбината «Аквамарин».

Бюджет за счёт физлиц

Пока это лишь промежуточные итоги карантина — о том, насколько действенны оказались заявления властей о помощи бизнесу, можно будет судить ближе к концу года. Безошибочными индикаторами того, какая доля бизнеса не смогла восстановить деятельность, станут данные о новых банкротствах, о кредитной активности банков и о собираемости налогов.

В последнем случае тревожные индикаторы уже налицо.

Как сообщила недавно зампред Совета министров — министр финансов РК Ирина Кивико, за пять месяцев поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов в региональный бюджет республики превысило 17 млрд рублей, недовыполнение кассовых назначений составило 7,7%, или около 1,4 млрд рублей.

Причинами этого стали приостановка деятельности большинства предприятий в совокупности с принятыми властями мерами по снижению налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса. Из-за этих мер крымский бюджет, по оценке Кивико, прозвучавшей в конце мая, недосчитается 2 млрд рублей.

Наиболее значимым источником формирования бюджета РК за пять месяцев стал налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — на него пришлось почти 41% поступлений, или почти 7 млрд рублей. «Физики» же в качестве конечных потребителей внесли немалую лепту и в резко выросшее поступление акцизов — их за пять месяцев было собрано более 2,8 млрд рублей (включая более 1,6 млрд рублей топливных акцизов), или на четверть больше, чем за тот же период годом ранее.

А вот налога на прибыль организаций в Крыму за пять месяцев собрали на 10% меньше — 3,3 млрд рублей. Снижение поступлений связано с переносом сроков уплаты налога, но какую прибыль получит крымский бизнес в оставшуюся часть года — отдельный вопрос без особо оптимистичных перспектив ответа.

Николай Проценко

Фото: pixabay.com

714
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
624

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
3
730

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
32229

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2353

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
86
9522

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12346