Сегодня в Федеральном законе «О ветеранах» датой героической обороны города Севастополя значится 5 ноября 1941 года, хотя это не соответствует реальному положению дел. Правительство Российской Федерации инициировало изменения в законе «О ветеранах».
Депутат Госдумы от Севастополя обратился к коллегам – депутатам Государственной Думы с просьбой поддержать инициативу переноса даты начала обороны города с 5 ноября на 30 октября 1941 года:
«4 июля город-герой Севастополь отметил скорбную дату – 75 лет со дня окончания 250-дневной героической обороны Севастополя, унесшей жизни десятков тысяч людей. Военнослужащих, моряков, простых жителей города. Но в то же время – ставшей примером для всей страны.
3 июля я вручил новые значки и удостоверения жителям осаждённого Севастополя, людям, пережившим те страшные 250 дней. Буквально перед 75-й годовщиной со дня окончания героической обороны Севастополя эти люди получили свой статус, социальные гарантии, удостоверения, значки и дополнительные ежемесячные выплаты.
Хочу от имени севастопольцев поблагодарить Вячеслава Володина и премьер-министра Дмитрия Медведева, которые откликнулись на мою просьбу обеспечить социальные гарантии жителям осаждённого Севастополя и поспособствовали выделению финансирования.
Законопроект, который мы рассматриваем сегодня, также напрямую связан с городом-героем и трагическими событиями 1941–1942 годов», – отметил Дмитрий Белик.
По мнению историков и ветеранов, принятие законопроекта, изменяющего дату начала обороны Севастополя, – это абсолютно правильная инициатива Правительства. Ведь первые бои на дальних оборонительных рубежах города начались в конце октября 1941 года, чему есть огромное количество свидетельств историков, экспертов, но в первую очередь – свидетелей и участников начала героической обороны Севастополя. В бой шли силы морской пехоты, осуществлялась поддержка береговыми батареями и орудиями кораблей Черноморского флота.
Одними из первых в бой вступили курсанты училища береговой обороны – молодые ребята, многие из которых так и не окончили обучение. В Севастополе сегодня проживают только трое из участников обороны города.
В 5-ФЗ «О ветеранах» 5 ноября 1941 года указано как дата начала обороны Севастополя. На самом деле беспримерная оборона города-героя началась на шесть дней раньше. Войска перешли к обороне Севастополя 30 октября 1941 года – во исполнение приказа заместителя командующего Черноморским флотом по сухопутной обороне главной военно-морской базы контр-адмирала Г.В. Жукова, определившего войскам рубежи и участки обороны.
Мнение Правительства и депутата Госдумы Дмитрия Белика поддерживают оставшиеся в живых участники обороны.
Это севастопольцы – Иван Григорьевич Мацигор и Александр Романович Глушаков. Иван Григорьевич 4 июня отметил своё 95-летие. Александру Романовичу 17 июля исполнилось 96. Их стойкости, энергии, жизнелюбию можно только позавидовать.
«5 ноября – неправильная дата, – считает Александр Глушаков. – Вы хотите доказательств? Я – живое доказательство! 30 октября я, курсант Севастопольского военно-морского училища береговой обороны имени ЛКСМУ, уже сражался с фашистами на подступах к Севастополю в районе Бахчисарая. Уже гибли наши товарищи!».
Эти слова подтверждает и его сослуживец Иван Мацигор. «Курсант Александр Мальцев был ранен, немцы подошли к нему вплотную и крикнули: „Рус, сдавайся!” – вспоминает ветеран, сдерживая слезы. – А он ответил: „Моряки не сдаются”, выхватил противотанковую гранату и взорвал себя вместе с фашистами. Уже 30 октября 1941 года, в первый день боёв, погибли 7 из 15 из курсантов первого курса».
«Потери были огромными, танки, подходя на несколько сотен метров, буквально расстреливали нас, – вспоминает Александр Глушаков. – Всё наше вооружение было – винтовки и бутылки с горючей смесью, в лучшем случае гранаты, их далеко не бросишь».
И таких историй множество в Севастополе. Историки, эксперты также поддерживают инициативу по переносу дат.
«30 октября – „каноническая дата” начала обороны Севастополя, принятая ещё в советской историографии, – говорит известный крымский историк, доктор наук, профессор Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Олег Романько. – Доказательство тому, например, – „Энциклопедия Великой Отечественной войны”, изданная в 1985 году под редакцией генерала армии, профессора Михаила Козлова».
Слова ветеранов подтверждаются в книге Николая Шестакова «Совершенно секретно. Документальная драма»:
«В ночь с 29 на 30 октября 1941 г. курсанты и офицеры в пешем строю совершили 35-километровый переход. Не доходя 4 км до Бахчисарая, батальон занял назначенный рубеж обороны на двух господствующих над местностью высотах.
31 октября 1941 г. начала действовать разведка, во взаимодействии с разведкой 30-й батареи артиллеристов.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1941-го года высланная в сторону железнодорожной станции Альма разведгруппа курсантского батальона в количестве 22 человек на пути следования встретилась с превосходящими силами гитлеровцев и вступила сними в бой.
1 ноября, во второй половине дня, курсантский батальон под командованием заместителя начальника училища полковника Костышина уже отражал первые сильные атаки мотопехоты врага, поддерживаемые авиацией, артиллерией и танками».
Фактически – начиная с 29 октября город уже был в осадном положении и шли бои.
«И это лишь крупицы из героической обороны города Севастополя, начавшейся 30 октября 1941 года. Хочу поблагодарить своих коллег-депутатов, за то что поддержали эту важную инициативу. И преподнесли оставшимся в живых ветеранам настоящий подарок в преддверии 76-й годовщины начала обороны города», – подчеркнул Дмитрий Белик.
Обсуждение (20)
А что означает "датой героической обороны города Севастополя" (в самом начале текста)?
Начала обороны? Окончания обороны? Редакторы, вопрос к вам.
А дата окончания? Ведь давно известно, что после 3 июля 1942 года город сопротивлялся врагу ещё около двух недель.
Много лет, много много раз думал, что ветеранов отблагодарить можно только сделав им, их детям и внукам достойную жизнь.
А вместо того, чтобы сделать достойную жизнь, много много лет разные правительства чевствовали памятными знаками, грамотами, словами и прочей мишурой (понятно, что так проще, раз или пару раз в год, под годовщину и тп).
И "бороться" за каким днём началась оборона это конечно подвиг, ратный труд.
А достойной жизни всё ...
всё в туманном будущем...
А дата окончания? Ведь давно известно, что после 3 июля 1942 года город сопротивлялся врагу ещё около двух недель. [/quote
Город уже не сопротивлялся. После того, как основная масса сдалась 4-го июля на мысе Херсонес, оставались только некоторые малочисленные группы не пожелавших сдаваться, которые прятались под скалами и обрывами мыса Херсонес. Так что собственно концом обороны и является фактически 4 июля 1942года.
to Σεβαστο πολις (sevastopol988@yandex.ru) Много лет, много много раз думал, что ветеранов отблагодарить можно только сделав им, их детям и внукам достойную жизнь. А вместо того, чтобы сделать достойную жизнь, много много лет разные правительства чествовали памятными знаками, грамотами, словами и прочей мишурой (понятно, что так проще, раз или пару раз в год, под годовщину и тп). И бороться за каким днём началась оборона это конечно подвиг, ратный труд. А достойной жизни всё ... всё в туманном будущем...Согласна с Вами. Сегодня подошла к стоявшей в пикете Александре Полищук. Только достаёшь камеру и начинаешь беседовать с пикетчиком, так сразу подходит масса людей - и все с проблемами, все просят помочь. Одна история меня просто поразила.
Жила-была семья, отец и мать в которой были участниками боевых действий в Великую Отечественную. Отец после ранений очень болел, почти не обслуживал себя, хрупкой супруге приходилось тяжко, нажила она много болячек.
Похоронив отца, дети (ещё при Украине) решили уехать на ПМЖ в Израиль, но мать отказалась категорически. Сказала, Севастополь - её Родина, на которой она хотела бы умереть, к тому же она ждала положенную ей квартиру, потому что жила в 15-метровой комнатке с печным отоплением, являющейся частью перестроенной когда-то конюшни. Жильё считалось ветхим, очередь у женщины была третья.
Дети уехали, а через некоторое время мать сломала шейку бедра и, в конечном итоге, попала в дом престарелых. О том, как там, с её слов, живётся, сейчас говорить не буду. Скажу лишь, что как только дети смогли приехать в Севастополь, они это сразу сделали, и хотели забрать мать в Израиль. Однако въезд туда лежачего инвалида возможен только после оплаты им страхового полиса (что-то около 150 тысяч евро в год, если я не перепутала чего. Во всяком случае, сумма для семьи неподъёмная).
Дочь пошла по инстанциям и выяснила, что с её матери каким-то чудесным образом сняли статус ветерана боевых действий и присвоили статью 20, то есть, труженика тыла, причём, сделали это на Руднева-40, в то время, как мать всегда стояла на учёте в военкомате. У дочери просто истерика. Она взяла все её награды и хлопотала о восстановлении статуса участника боевых действий, пока не восстановила его. Но о квартире ей сказали забыть, потому что бабушке она всё равно не положена. У дочери опять шок.
Если бы матери дали нормальную квартиру, она могла бы нанять ей сиделку и спокойно уехать, а в комнату с печным отоплением сиделку найти невозможно ни за какие деньги. Дочь вызвала комиссию. Пришли сытые розовощёкие поздним вечером, когда ни щелей в стенах, ни искрящей проводки не видно, и сказали, пусть бабушка сделает здесь капитальный ремонт и живёт припеваючи, потому что само по себе жильё просто прекрасное.
Другая женщина - как раз труженик тыла, рассказала свою историю. По ней мы будем разбираться. Кстати, может кто-то подсказать, куда обратиться, чтобы доказать, что она в 1942 году была в джанкойском партизанском отряде?
А вообще отношения властей к людям, даже таким заслуженным, просто ужасное.
Днём раньше, днём позже, разве ЭТО изменит статус города-героя и улучшит жизнь оставшихся в живых ветеранов?
Забота о людях, а не "уточнение" каких-либо дат - вот забота по-настоящему народного правительства.
Так и до Куликовской битвы дойдём, лишь бы не заботиться о живущих!
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Вам здоровья, бодрого настроения и сил, физических и душевных!
to Σεβαστο πολις (sevastopol988@yandex.ru)to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Вам здоровья, бодрого настроения и сил, физических и душевных!
Большое спасибо!
И всё-таки каждый должен знать: начало обороны - 30.10.1941 г., конец - 4.07.1942 г. Помним и гордимся!
"Госдума поддержала перенос дат начала обороны" - что-то в этой фразе настораживает. Чего бы ещё такого в истории "перенести"? (Я не о ветеранах, я - о богатстве русского языка)
to forcob
Насчёт перенести не знаю, а вот, например, инициатива внести в Водный кодекс статью о запрете купания в Херсонесе уже есть.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
А вообще отношения властей к людям, даже таким заслуженным, просто ужасное
И это факт. Несколько дней назад спикер Алтабаева заявила:"Я занимаюсь историей и хорошо понимаю, что пережили эти люди, которые в период обороны Севастополя были маленькими детьми". ИНТЕРЕСНО как эти люди доказывают, что они пережили войну в Севастополе? Моя бабушка "встретила" приход немцев находясь на рабочем месте, в военном ателье. Пережила эту страшную оккупацию, выжила. А в мае 1944 была снова принята на работу портным (это зафиксировано в пенсионном архиве). Архив 41-42 гг. не сохранился. По-этому наши чиновники сказали, что они понимают - в мае 44 года пришлого гражданского на селения в Севастополе ещё быть не могло, но ... в статусе "Житель осаждённого Севастополя" моей 95-летней бабушке ОТКАЗАЛИ.
Очень коротко – Побежденное государство Германия живет лучше победителя.
Что-то в нашем доме не в порядке Вам не кажется?!
Зато можем менять даты как карточный шулер, так решают вопросы в РФ.
to vianna (Севастополь) Архив 41-42 гг. не сохранился. Поэтому наши чиновники сказали, что они понимают - в мае 44 года пришлого гражданского на селения в Севастополе ещё быть не могло, но ... в статусе "Житель осаждённого Севастополя" моей 95-летней бабушке ОТКАЗАЛИ.
У меня первым вопросом - бабушка Ваша ещё жива? Добиться решения Вашей проблемы - это дело чести! Да, бюрократия требует бумажку с подтверждением факта пребывания в городе с 30.10.41 по 04.07.42 (хоть один день!). Я с этим тоже помучился, несколько лет назад, ещё при той власти, когда пытался добиться статуса своей матери. Выручил посадочный талон на судно от 23.06.42., сохранился чудом в архиве бабули (умерла в 2015м на 97м году), матери было 3 годика. Ещё в те годы просили письменное подтверждение 2х свидетелей (соседей, знакомых, даже подростков 12 лет), потом отменили. Но, если Ваша мать была в оккупации, вдруг кто-то ещё жив? К тому же можно, как косвенное свидетельство, получить в гос.архиве оф.справку о её проживании в городе в период оккупации. У меня здесь прадеды оставались, я брал подобную в 2012 г. по адресу ул.Гер.Сталинграда,64 (тел.41-64-47). В ней давали сведения из адресных листков отделения полиции немецкой ортскомендатуры от 3.08.42 г. (ФИО, дата рожд.,адрес, м/работы).
Если чем-то смогу быть полезным, ответьте здесь. как встретиться - решим. Удачи.
to Андрей Юров (Севастополь)
Здравствуйте. А по членству в джанкойском партизанском отряде не подскажете, куда обращаться?
Госдума поддержала перенос дат начала обороны - что-то в этой фразе настораживает. Чего бы ещё такого в истории перенести ? (Я не о ветеранах, я - о богатстве русского языка)
35 км в сторону Бахчисарая - это и сейчас не Севастополь.
Начало боевых действий под Бахчисараем это не начало обороны Севастополя.
to Андрей Юров (Севастополь)
Добрый день, у меня похожая с Вашей ситуация. Мама жила в осаждённом Севастополе на Куликовом поле (3-х летним ребёнком), в оккупации не остались, бежали они из города летом 1942 года (со слов моей бабушки,ныне уже покойной) на последней подводной лодке, которая благополучно прибыла в Геленджик. Эту эвакуацию организовал для них Кожухарь Николай Ефимович (бывший работник Севморзавода, а затем командир разведгруппы партизанского отряда) Мама когда-то давно делала запрос в архив и ей дали ответ, что никаких данных за период 1941-1942 года (до прихода немцев) не сохранилось.
Мне очень хочется, чтобы мама при жизни получила то, что положено ей по Закону. Тем более, что сейчас положена существенная ежемесячная материальная помощь. Но как доказать факт её пребывания в осаждённом городе? Есть только свидетельство о рождении . Стоит ли ещё раз делать запрос в архив? Или может быть где-то сохранились списки эвакуированных жителей, которых вывозили подводными лодками?
В оккупации оставались моя прабабушка и двоюродная тётя (тоже ныне покойные)...
Буду благодарна за любой совет.
мой тел + 7 978 805 пятнадцать 53
to Андрей Юров (Севастополь)
Вот для этой женщины
Член джанкойского партизанского отряда с ноября 1941 года по 25 января 1942 года Сухорукова Раиса Ивановна.
to Андрей Юров (Севастополь)
Спасибо большое за участие. Моя бабуля жива, ей 96 лет при полном уме и памяти (только из квартиры уже не выходит).
В городской архив запрос подавали несколько лет назад, но безрезультатно. А что за организация о которой Вы писали на ул.Гер.Сталинграда,64?
Если Вам удобно, вот моя почта viannasev@yandex.ru.
Насколько я помню оборона Севастополя началась когда орудия 30 батареи открыли огонь по колоне немцев эти орудия относились к Севастопольской береговой батареи.Если я в этом не прав поправьте.И когда гарнизон вступает в огненный контакт с противником это и есть начало обороны .