Сегодня каждый симферополец знает о таком мрачном и полном траура месте, как концлагерь «Красный». Открытие мемориального комплекса состоялось в 2015 году, и вот уже 8 лет наследники Победы приходят туда, чтобы почтить память павших.
Совершенно другая судьба у лагеря «Картофельный городок». До последнего времени о нём мало кто знал, а свидетельством существования служила небольшая памятная плита, спрятанная в нагромождении складских помещений. Как годы оккупации существовал этот фильтрационный лагерь, узнавал ForPost.
Работал дольше всех
«Картофельный городок», а точнее Dulag-241, начал свою работу в первой половине ноября 1941 года. Тогда немецкие оккупанты организовали на месте бывших овощных складов точку фильтрации и пересылки советских военнопленных. В восьмистах метрах от железнодорожного вокзала быстро вырос двухрядный забор с колючей проволокой, караульные вышки и будка для охраны.
«Первыми узниками стали военнопленные с Перекопского перешейка, которых загнали вглубь полуострова и разместили в этом дулаге», — объясняет зампредседателя Госсовета Республики Крым, кандидат исторических наук, председатель Крымского регионального отделения Российского военно-исторического общества Владимир Бобков.
Настоящую проволоку теперь сменила декоративная.
По словам эксперта, зима 1941-1942 годов стала самым сложным временем в жизни лагеря. Узникам приходилось спать прямо под открытым небом, порой без одежды и обуви. Как это часто бывает осенью, днём шёл дождь, а ночью наступали заморозки. Из-за этого не всем военнопленным удавалось встретить рассвет.
Загоняли, как скот
В ту зиму в «Картофельном городке» ежедневно погибало до 50 человек. В отличие от других лагерей, в дулаге не расстреливали: морили голодом. Сырая вода, до 100 грамм эрзац-хлеба и болтушка из отрубей — вот и весь рацион. У пленных часто развивались кишечные болезни, дизентерия.
«Из-за зверского отношения немецких властей к военнопленным, находящимся на территории «Картофельного городка», в течение ноября-декабря 1941 года и начала 1942 года до 6000 человек погибло мучительной смертью», — говорится в акте Симферопольской городской комиссии о злодеяниях немецко-фашистских войск в г. Симферополе от 1 ноября 1944 г.
Читайте по теме: Установлены новые эпизоды варварских преступлений нацистов в Крыму
Уже в 1942-м году в лагерь стали попадать и мирные жители. Часто их уводили из домов обманом. Например, в своих воспоминаниях свидетель Т.С. Борович описывает, как в «Картофельном городке» среди прочих оказались двое 16-летних юношей — Виктор Багликов и Николай Борович.
Фрагмент архивного документа.
В феврале 1942 года в Алуште, как и на всем южном берегу Крыма, был голод. Используя это, немцы издали приказ, по которому все мужчины от 16 до 65 лет должны были явиться на городскую площадь с мешками. Оттуда их обещали отправить в Симферопольский район за зерном.
«Всех прибывших на сборный пункт действительно погнали в Симферополь, но не за зерном, а за смертью в фашистский концлагерь», — пишет Т.С. Борович.
То же самое случилось и с ялтинцами. Чтобы местные не вздумали поддержать ялтинский десант, многих, особенно мужчин, немцы увезли в «Картофельный городок».
Рука помощи
Те, кто не подлежал распределению, оставались в «Картофельном городке» надолго. Их принуждали к непосильному физическому труду: узники разбирали завалы и строили дороги для немецких войск. Для них работа была одновременно пыткой и шансом: если из дулага-241 и сбегали, то делали это во время работ.
Местные жители смотрят на одну из лагерных стен.
Но побег — самая простая часть. Дальше бывшим пленным нужно было встроиться в жизнь общества и получить новые документы, иначе при первой же проверке оккупанты отправили бы узника обратно в лагерь. В таких случаях, несмотря на все риски, помогали подпольные организации.
«Напрямую партизаны доступа к лагерю не имели. По их словам, тогда Симферополь был практически адом: отправляя в город агентов, подпольщиков, они очень часто теряли их. Здесь были сосредоточены основные карательные органы, СД», — делится Владимир Бобков.
Читайте по теме: Без наград и признания: как в Крыму погибла за Родину разведчица Ася Аметова
Посильную помощь старались оказывать и местные жители. Некоторые забирали пленников через поручительство. Другие под угрозой расстрела подбрасывали узникам еду и одежду. Архивы полны свидетельств женщин, которых немцы жестоко избивали за попытки покормить пленных.
Нельзя забыть
«Картофельный городок» прекратил свою работу только в апреле 1944-го, когда Симферополь освободили от немецко-фашистских захватчиков. По оценкам исследователей, за 3 долгих года через него прошли от 120 до 144 тысяч советских граждан. Ещё до окончания войны историю жизни лагеря начали восстанавливать по крупицам: множественные опросы, записи свидетелей, перевод немецких отчётов.
Фрагмент справки о военных преступлениях немецких оккупантов с описанием «Картофельного городка».
Ближе к семидесятым дулаг-241 оказался под пеленой забвения. Изменились политические реалии, и о нацистских преступлениях практически перестали говорить.
«Тема нацистских преступлений была описана в общих чертах сразу после войны, при работе ЧК. Позже она ушла, потому что возникла ГДР, новые политические реалии. В угоду этим реалиям многие аспекты истории не афишировались. Поэтому нам сегодня бывает проще описать XIX век крымской истории, нежели события, которые происходили буквально несколько десятилетий назад», — отмечает Владимир Бобков.
Вырвать «Картофельный городок» из небытия и показать людям затёртые страницы истории удалось относительно недавно. С помощью неравнодушных крымчан 2 мая 2023 года на месте бывшего лагеря был воздвигнут небольшой мемориальный сквер. Памятное место украсили фотографиями и цитатами выживших узников лагеря.
Вход в бывший дулаг всё так же охраняет памятная плита.
Читайте по теме: Мы не «занимаемся» патриотизмом: как потомки неизвестных солдат в Крыму чтят их память
Елена Фокина
Фото: автора, пресс-служба УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю, государственный архив Республики Крым