Всего несколько дней есть в распоряжении неравнодушных крымчан, чтобы спасти от уничтожения уникальное произведение искусства — мозаичное панно размером 7х4 метра на фасаде бывшего пансионата «Родничок» в Евпатории, которое в народе прозвали «танцующими гуцулами». Если ничего не предпринять, то уже на следующей неделе здание со всем декором сровняют с землёй и начнут возводить жилые многоэтажки.
Последний шанс
О том, что над образцом советского декоративного искусства нависла угроза уничтожения, жительница Симферополя Анастасия Хижнякова узнала от местного художника Игоря Гладких. О том, как он на добровольных началах каталогизирует сохранившиеся в разных уголках Крыма мозаичные панно и популяризирует осколки архитектуры прошлой эпохи, не получая на это никакой государственной поддержки, ForPost рассказывал в материале «В борьбе за культуру и память: художник из Крыма создаёт каталог местной мозаики».
Девушка решила присоединиться к движению и привлечь внимание к проблеме.
«Как оказалось, в 2021 году вышло постановление о сносе здания пансионата «Родничок». Тогда же общественность города обратилась к местным властям за поддержкой. В 2022 году обещали рассмотреть этот вопрос, кормили «завтраками». Если бы не это, то можно было бы действовать по-другому и не потерять столько времени. Но в итоге здание вот-вот демонтируют, а на все просьбы сохранить мозаику его владелец спрашивает: “Что вы делали с 2021 года?”», — рассказала ForPost активистка.
Понимая, что шансы на успех невелики, неравнодушные крымчане всё же решили попытаться спасти мозаичных «Пляшущих гуцулов». Инициативу поддержали в крымских отделениях Союза дизайнеров и Союза архитекторов, а также в других регионах.
За сохранение «Гуцулов» ратует и евпаторийское городское отделение ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). Об этом ForPost рассказал один из его членов, художник архитектуры Альберт Савченко.
«Ценность этой мозаики несомненна: это высокохудожественный экземпляр декоративно-прикладного искусства, созданный известными в городе мастерами Юрием Белкиным и Георгием Бондарем. Сейчас такого не делают, и сохранить эту работу необходимо как историю», — заявил собеседник.
В память о погибшем мастере
Мозаичное панно важно сберечь не только из-за его художественной ценности. Сохранение объекта — это дань уважения одному из его создателей, евпаторийцу Юрию Владимировичу Белкину. Талантливый художник оформил не одну школу и детский садик в городе. Его работы можно было встретить в библиотеках, поликлиниках и даже грязелечебницах Евпатории. Большую часть жизни мастер отдал городской студии изобразительного искусства. Также благодаря ему юные художники курорта обрели помещение под детскую художественную школу: Юрий Владимирович сначала выступил инициатором создания, а потом стал и первым преподавателем.
К сожалению, жизнь художника трагически оборвалась в декабре 2008 года: Юрий Белкин оказался среди погибших от взрыва газа, прогремевшего в жилой многоэтажке на улице Некрасова.
«Танцующие гуцулы» на фасаде пансионата «Родничок».
Памятуя, что другую мозаичную работу талантливого мастера уже не удалось отстоять во время возведения Федерального детского реабилитационного центра, Альберт Савченко поспешил выехать на стройплощадку у «Родничка», где смог договориться об отсрочке демонтажа здания на неделю. На больший срок прораб не согласился, потому что иначе подрядчика начнут штрафовать за отставание от графика работ.
После осмотра фасада пришли к заключению, что снять «Гуцулов» возможно без особых проблем.
«Прораб предложил нам начать демонтаж мозаики. Я попросил экскаваторщика поддеть, и там вполне реально дисками вырезать из бетона и арматуры стены по частям всё изображение, куда-то складировать, а затем на новом месте собрать обратно на вновь создающемся пространстве, к примеру, на Фестивальной площади», —предложил собеседник ForPost.
Однако, по его словам, всё упирается в деньги для оплаты строительных лесов, подъёмного крана, манипулятора, а также другой техники и инструментов. По подсчётам собеседника ForPost, цена вопроса — 250 тысяч рублей, которые за пару дней общественники вряд ли сумеют собрать.
Надежда сохраняется
Об отсрочке сноса здания с мозаикой застройщика просили и активисты во главе с Анастасией Хижняковой. Девушка сдаваться не готова и на своей страничке в соцсети «ВКонтакте» разместила обращение к главе Крыма Сергею Аксёнову с просьбой вмешаться в ситуацию.
«Мы обращаемся к Сергею Аксёнову, чтобы он приостановил снос — через него это будет сделать быстрее всего. Мы обратились в министерство культуры, но там, естественно, прислали отписки. Кроме того, ответы от ведомств приходят, как обычно, в течение недели, а нам надо остановить этот процесс прямо сейчас», — объяснила ForPost свои действия активистка.
Публикация получила значительную поддержку, и информация очень быстро разлетелась среди неравнодушных крымчан, однако дошла ли до главы республики, неизвестно.
Если ничего сделать не удастся, это будет уже далеко не первая потеря в мозаичном наследии Крыма. К сожалению, случаев, когда сноса подобных объектов удавалось избежать, в истории последних лет намного больше, чем положительных примеров.
Напомним, таким образом симферопольский бульвар Ленина при реконструкции лишился мозаичных скульптур: подрядчик уничтожил их, никого не уведомив. А мозаичные тюльпаны работы известного севастопольского скульптора Вячеслава Яковлева, «растущие» на Фестивальной площади Евпатории, и вовсе оказались ничейными. Как поясняли ForPost в администрации города, приступить к реставрации скульптурной композиции раньше, чем она будет принята в муниципальную собственность и поставлена на баланс, невозможно. А на подобную бумажную работу могут уйти месяцы.
У «Танцующих гуцулов» такого запаса времени, чтобы дождаться спасения, увы, уже не осталось.
Пелагея Попова
Фото: Анастасия Хижнякова|ВКонтакте
Обсуждение (2)
Если шанс сохранить? Околонулевой, оно ж советское.
Действительно красивая мозаика, она ценна и как с художественной, так уже и с исторической точки зрения. Неужели властям города всё по фиг? Не такие уж большие деньги, чтобы это сохранить, да и дело здесь совсем не в деньгах.