«Пакет Яровой», заявленный как антитеррористический, создал проблемы всем операторам связи. И неважно, предоставляют они телефонную связь или услуги интернет.
Согласно федерального закона 374-ФЗ от 6 июля 2016 года были внесены изменения в части обязанности хранить информацию в пункт 1 статьи 64 ФЗ «О связи».
Требование сохранять на серверах записи звонков, СМС-сообщений, переписок, истории посещения интернет-страниц своих абонентов, а также изображения, аудио и видео, которые они просматривают или скачивают, сроком от месяца до полугода выглядело фантастическим из-за объемов информации.
Несмотря на все противоречия и явные недоработки, закон вступил в силу 1 октября 2018 года. Провайдеры и мобильные операторы понесли и продолжают нести денежные потери из-за необходимости приобретения новых серверов для хранения информации, а также их обслуживания. Уже сейчас заявляется, что ежегодно из-за объема роста трафика потребуется дополнительное наращивание объемов хранилищ на 15%.
Ожидаемой реакцией, о которой пользователей предупреждали с момента появления законопроекта, стало повышение тарифов у провайдеров. Кто-то уже поднял свои цены, другие только анонсируют изменения в тарифной сетке. Если оставить цены на прежнем уровне, не всякому провайдеру удастся даже «выйти в ноль», не говоря уж о получении прибыли.
Вероятнее всего, полный переход на новые тарифные сетки завершится к концу 2020 года. Кто-то поднимет цены раньше, кто-то позже, но сделать это будут вынуждены все.
По оценкам экспертов, в среднем стоимость интернет-тарифов поднимется на 200 руб/мес. Это позволит провайдерам компенсировать дополнительные расходы.
К слову, стоимость интернета в России на данный момент одна из самых низких. Так, в США тариф 100 Мбит/сек обходится пользователю в 50 долл/мес (примерно 3500 рублей), в Италии — 33,11, в соседней Беларуси — 13. В России — всего 8 долл./мес.
Рост тарифов на связь — это еще одно из направлений приведения цен в соответствие с общемировыми и требование современного рынка.
Насколько поднимут тарифы операторы Крыма неизвестно. Каждая компания самостоятельно определяет данный размер. Так, генеральный директор ГК «СевСтар» Константин Кокуш о данной ситуации говорит следующее:
— Мы давно знали, что придется повышать стоимость тарифов, но старались сделать это как можно позднее и насколько возможно минимально. «СевСтар» — коммерческая организация и не получает никаких субсидий от государства: на собственные средства поддерживает работоспособность сети, проводит ее модернизацию. Увеличение серверных мощностей это неизбежные расходы. И как бы нам этого не хотелось, работая в правовом поле, придется пересматривать тарифную сетку. Сколько абонентам придется платить за исполнение «Закона Яровой» пока сказать не могу. В данный момент мы ищем все возможные способы, чтобы сделать это платеж для абонентов минимальным.
Похоже, повышение цен на интернет и связь в Крыму — вопрос времени. Можно быть уверенными, что пересмотрят свои тарифные сетки все операторы связи, и сделают это уже до конца года. Одни немного раньше, другие на месяц-другой позже.
Так что выбирая провайдера или принимая решения «остаться с проверенным оператором или перейти к конкуренту», следует учитывать не цену «здесь и сейчас» (она может измениться в любой момент), а другие, более постоянные параметры: оперативность технической поддержки, наличие дополнительных услуг и т.п.