Подземный переход, который планируется построить в Севастополе на улице Дмитрия Ульянова, будет оборудован специальными подъёмными платформами для инвалидов-колясочников. Правда, воспользоваться ими матерям с колясками вряд ли получится. Это следует из ответа департамента транспорта и дорожного хозяйства на информационный запрос ForPost, направленный вслед за публикацией «Севастопольцы просят чиновников не опускать их под землю».
Напомним, в материале шла речь об обращении инициативной группы горожан, призывающих чиновников отказаться от строительства подземного перехода и решить вопрос безопасности улицы регулируемыми наземными переходами, которые не создадут проблем ни инвалидам, ни пожилым людям, ни женщинам с детьми и колясками.
За миллионы под землю
В своём информационном запросе ForPost попытался выяснить, на какие данные опирался выбор в пользу подземного перехода и каковы будут его параметры. Как следует из ответа департамента, сравнение эффективности и целесообразности двух вариантов перехода не производилось, а решение о необходимости именно подземного перехода опиралось на «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» и недостаточную безопасность двух нерегулируемых наземных переходов.
«Согласно статистике аварийности в зоне существующего перехода за период с 01.01.2015 по 31.07.2018 произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, из них 5 квалифицированы как наезд на пешехода», — говорится в ответе департамента.
Читайте по теме: Почему подземные переходы не способствуют безопасности
Что касается интенсивности движения через улицу (на его соотношение с автомобильным движением опираются вышеуказанные «Рекомендации»), по данным департамента, в среднем её в час переходит (или будет переходить с учётом постоянного и сезонного роста населения) 120 человек в час, в час пик — 300 человек.
«То есть, вместо того чтобы поставить светофоры и камеры видеонаблюдения, департамент за миллионы бюджетных рублей будет сотни людей в час загонять под землю, чтобы потом подниматься», — возмущена одна из инициаторов обращения Полина Петренко.
По мнению активистки, этот подход трудно преодолеть, если нет примеров другого, более цивилизованного решения проблемы.
«Если бы люди бы увидели, как можно сделать всё удобно и безопасно без подземки, они бы никогда на неё не согласились. Но этого никто не делает, к сожалению», — убеждена она.
Подъёмник — не выход
Противником подземного перехода выступило и севастопольское отделение Всероссийского общества инвалидов. Его председатель Виктор Кулиш отмечал, что пандусы с подходящим для колясочников уклоном (1:20) не вписываются в габариты перехода, а теми, что сейчас есть, ни один инвалид воспользоваться не решится. В техническом же задании к проекту рекомендовалось использовать именно пандусные сходы, а лифты предусмотреть только при «обоснованной невозможности размещения пандусов». Судя по ответу департамента, проектировщики — ЗАО «Аэродромдорстрой-Проект» из Москвы — эту необходимость обосновали.
Как сообщил департамент транспорта, длина тоннельной части будущего подземного перехода — 21 м, ширина — 4,5 м, высота — 2,5 м. Пешеходы будут спускаться в него по 4 подземным лестничным сходом шириной 3 м.
«Для маломобильных групп населения по наклонной поверхности лестничных сходов применены подъёмные платформы наклонного перемещения БК-320 по ГОСТ Р 51.630-2000, ТУ 4835-003-10437146-03», — уточняет департамент.
К сожалению, это решение тоже не обрадовало севастопольских инвалидов, ведь подъёмник — это техника, которая требует бесперебойного электричества, охраны и обслуживания.
«Что будет, если отключат свет или подъёмник поломается? А они ломаются постоянно. В здании правительства на 1-м и на 3-м этажах есть эти наклонные платформы. На 3-м этаже уже давно стоит поломанная, руками носят людей на совещания», — приводит очень характерный пример Виктор Кулиш.
Ещё одну очень вероятную проблему он тоже подкрепляет примером из жизни:
«Кто будет подъёмник охранять? Там круглые сутки диспетчер будет сидеть? Нет, конечно. И никто не застрахован от вандализма, тем более это металл. У нас в офисе на первом этаже из кондиционеров трубки медные повыдирали».
«Это не выход. Мы с этим сталкивались, знаем, что это такое. Так что все эти наклонные платформы — они стоят никому не нужные. А уж в балке быстро их оприходуют», — заключает председатель севастопольского общества инвалидов.
Странный выбор
Молодых матерей подъёмники тоже не слишком обрадуют, ведь их стандартный размер — 80 на 100 см — заедешь не с каждой коляской, а будут ли предусмотрены пандусы при наличии подъёмников, остаётся неизвестным. И это ещё не вся печаль.
Если верить информации поставщиков электроподъёмников такой модели, «наклонное подъёмное устройство с платформой БК-320 предназначено для перемещения лиц с ограниченной подвижностью, находящихся в креслах-колясках, внутри жилых и общественных зданий» — в отличие от некоторых других моделей той же линейки, оснащённых навесом для использования на улице.
Впрочем, «технические параметры <проекта> будут уточняться по результатам проведения экспертизы проектной документации», уточняет департамент транспорта. Вот только когда это произойдёт, остаётся неизвестным: на вопросы о сроках строительства ведомство ответа не дало.
Как ранее писал ForPost, все работы по расширению проезжей части и тротуаров между остановками «Площадь Пожарова» и «Ул. Дмитрия Ульянова», предшествующие строительству перехода, должны были закончить к 20 декабря 2018 года.
Светлана Косинова
Фото: TUT.by, turbomash.ru
Обсуждение (63)
Сколько еще жизней нужно оборвать на переходе у Шостака, сколько людей нужно покалечить на существующем переходе, чтобы все-таки опустить его под землю? Вандалы? - камеры пусть поставят, за остановки быстро и показательно по рукам надавали. Это наверное самый кровавый переход Севастополя. Под землю, только под землю!
Деревья спилили, раскопки закопали. А воз и ныне там. Народ месит ногами грязь на тротуаре, поминая "незлым тихим словом" виновников всего этого... А тут ещё непонятно, куда собираются бабло закапывать. То ли в переходы с наноподъёмниками, то ли в в мост через балку.
Да, давайте поставим на каждом переходе по светофору, тогда точно на работу и с работы будем хотить пешком - будет много быстрее.
Разве у нас есть площадь Пожарова? Что то я площади там не заметила.
Википедия: ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ — архитектурно организованное открытое пространство общественного назначения в городе, ограниченное застройкой, зелёными массивами, например, рекой или обрывом.
Да дешевле уже гаишников там поставить!!!!
Мы мешаем чиновникам быстро ехать. Так что под землю нас, под землю!
Бордюрный камень должно быть был из гранита? Кто помнит ?
Убрали быстро. Куда?
Нравится мне мэр Якутска. Нам бы такую.
Сначала надо все просчитать. Где наиболее опасные пешеходные переходы? У ГАИ вся информация есть. После надо продумать, где и какой переход надо делать? Может достаточно поставить семафор, может построить длинные пандусы для людей с ограниченными возможностями, а может и лифты. Оценить стоимость и целесообразность. Затем строить. К сожалению, у приезжих чиновников совсем другие цели - распилить бюджет и убежать.
Конечно, подземка! На ней же бабла можно отмыть немеряно... Куда интереснее, чем копеечные средства и зебры. Подъемники, разумеется, работать не будут. Народу нечего вообще по улицам шляться. Пусть дома сидит. Пусть страдает. Города - они для молодых и для тех, у кого есть автомобиль.
Статья отличная.
Надо строить согласно существующим нормам.Крапка.Другого не придумали.Расплодили этих общественных организаций дальше некуда.Деревья не те,бордюр не из самшита...Путину напишите обращение,может поможет.Такими темпами в городе вообще ни фига не построят.
Подземный переход может затопить. Только канатные дороги и вертолётные площадки!!"
За подземный переход бьются только те, кто может на этом хорошо заработать: чиновники правительства!
Опять разворовывание бюджета под "благим намерением"!
Какие там инвалиды на Шостака? Военные самозахватом разрыли склепы катакомбных христиан и построили себе пятиэтажки - богатенькие. Бедных, на колясках я не видел там. (Только привидения бедные, неприкаянные бродят....). Все военные с машинами. Им переход не нужен. А прогуляться можно под мост. Сделайте пологий спуск, подъем. Рельеф уклона не более 3 градусов. И под мостом косметически обновите. Миллионы в землю закапывать не надо...
Херсониситам сделайте пологий спуск на остановку Репина, вместо громоздкой лестницы. Рельеф поволяет углубиться от мостика Дм. Ульянова - и всё!
Какие тупые у нас чиновники....Лишь бы в землю " отмыть бабло"...
Чего дисскутировать,все равно ничего не построят,неужели еще не привыкли к тому,что только одни разговоры.
to Мурман:
Лучше бы не строили . У меня во дворе летом заасфальтировали не только дорогу и тротуары, но и ворота. Они теперь не могут открываться.
Стояли с пятидесятых годов, теперь проржавеют и их можно будет выбросить.
Безопасней подземных переходов только эстакады. Подземные переходы нужны!
Конечно подземный переход, это выход.
Там нужны подъземные переходы !!!! Только что бы сделали все по уму, а не так, как "построили" новый мостик на ул. Пожарова.
А чем надземные переходы плохи?
В чем проблема???
Оборудовать переход экскалатором, и люди сами туда попрут толпами, даже те, кому переходить не трэба!
Кто-то с умным видом, скажет, что это очень дорого?
Это очень дешево, если посчитать, что на такой переход потрачены деньги, которые иначе были бы разворованы и осели бы в карманах приезжих чиновников.
Так хоть польза для наших стариков и инвалидов будет.
Их и так по пенсии обидели.
Давайте, хоть по мизеру попробуем создать им достойную жизнь!
Сделать внутри перехода следует хорошее освещение и оборудовать его камерами слежения с хорошей разрешающей способностью, дабы материковым криминальным элементам неповадно было наших стариков обижать..
Таки так!
В Севастополе просятся, аж пищат около 20 подземных переходов. И столько же надземных.
Это безопасность. Инвалидов-колясочников в том числе.
Как ни обустрайвай переход зебрами, камерами, светофорами, дебил с депутатской неприкосновенностью или мажор всё равно будот гонять, как гоняли. Только полная изоляция автомобильной дороги и пешеходов позволит снизить количество ДТП и уменьшит пробки и тянучки по городу.
to Тихон Чистяков: по пунктам:
1."Военные самозахватом разрыли склепы катакомбных христиан и построили себе пятиэтажки"
Никаких склепов там не было.Никакого самозахвата не было.В интересах города был даже построен подземный канализационный тоннель к КНС на Ерошенко.Да, была попытка увеличения площади земельного участка, но Херсонесский музей не согласовал из-за наличия склепов и городские власти не разрешили. Было это приблизительно в начале девяностых.
2." Все военные с машинами". Не путайте сегодняшних военных с военными девяностых годов. Тогда бывало денежное довольствие месяцами не платили.
Так что чиновники конечно тупые. Но мы то с вами не чиновникиТщательнее надо. А то можно подумать, что вы просто очень не любите военных
вместо подъемников надо травелаторы поставить, как в супермаркетах, и это решит сразу две проблемы
to Ластик:
Вполне согласен с вами, уважаемый Ластик!
Надо делать подземные переходы столько, сколько нужно и на перспективу тоже, оборудовав их по современному, соответствующим образом, как я писал где-то там, несклько выше.
И не такие узкие как наши знаменитые два подзем-перехода.
Пока есть бюджетные материковые деньги, надо их с умом использовать, пока не разворовали их.
И при этом надо использовать их так, чтобы нашим старикам и инвалидам было с пользой.
Если держава о них не может позаботиться досторйным образом, это должны сделать наши руководители на уровне нашего города!
to Невзоров:
Что это такое?
Надеюсь, это то, что я имею ввиду в своих постах выше?
...или примерно то?
Чем больше дорогих проектов, тем быстрей найдутся спи потерянные миллиарды))))))
Каждый день километровая пробка из-за этого узкого места. Приходиться планировать свой маршрут постоянно с большим запасом по времени, чтобы успеть отстоять в трёх пробках подряд, добираясь до Камышей из центра города.
И всё благодаря светофорам и нерегулируемым пешеходным переходам. Подземные переходы - это, конечно, сомнительная постройка, если не будет обеспечиваться всем необходимым (освещение, видеосъемка, ливнёвки, пандусы и т.п.). Но, это лучшее решение на этом участке.
А какие альтернативы? Светофор и надземный переход. Надземный переход - еще большее уродство. Светофор - быстро вызовет раздражение либо тех, кто за рулём, либо тех, кто пешком. Потому, что для увеличения пропускной способности в этом месте (по логике) светофор должен долго оставаться "зелёным" для автомобилей, собирая подолгу пешеходов на обочине. И очень кратковременно "быть зелёным" для пешеходов. Пешеходы будут наблюдать, как уходят их автобусы, мёрзнуть и мокнуть под дождём и стоять, стоять, стоять... Хотя в этот момент уже могли оказаться на другой стороне дороги и, при этом, абсолютно не останавливая поток. А к раздражению еще добавится категория граждан "я успею", которая будет скакать через дорогу на запрещающий сигнал светофора, думая, что это безопасно или вообще не думая, а просто завидев свой маршрут на противоположной стороне.
Поэтому - подземный переход это вполне логичное решение. Главное, чтобы действительно были учтены все замечания, всех групп населения.
p.s. Если что - на Ульянова я частый гость. Поэтому рассуждаю не только с точки зрения "мне бы побыстрей проехать этот участок", но и с точки зрения пользования этим самым подземным переходом.
Да хоть бы начали уже делать ..а то январь на календаре воз и ныне там !!!!!!а обещали к 20 декабря все сдать )))
to Ластик:
Это каким же образом они вам напищать сумели?
Ересь не пишите, пожалуйста. По вашей логике горожан надо загнать в норы, пусть живут, как кроты, а улицы предоставить машинам... У депутатов и мажоров не будет просто физической возможности гонять, если улица будет спроектирована грамотно. Изменение уровня, искливление траектории, снижение допустимой скорости, выделенные автобусные полосы, визуальная чистота, разное покрытие (мощение, краска), изменение приоритетов, поочередный проезд, и т.д... Всё это успешно применяется во многих развитых странах и городах, сводя количество смертей к минимуму. Но это работа. Работа, которая требует времени. Куда как проще впаять подземный или надземный туннель... Народ-то нетребовательный.
to Кутузова Варвара:
А что, в каком году тоже говорили?))))
Вначале пусть три действующих до ума доведут, а уж потом четвёртый строят.Переходы- это хорошо, но глядя на существующие....
to Cranberry87:
Вы про какие-то напонятные страны и города пишете, к которым Российская Федерация точно не относится.
У депутатов и мажоров не будет физической возможности гонять, если правосудие у нас не будет "Басмановским".
Шмара, как гоняла, так и гоняет. Без прав. Папа отмазывает.
Депутат сбил насмерть пешехода на переходе - виноват дворник.
Майор полиции уложил на остановке пятерых под колёса - погрозили пальчиком.
Почему в Москве, Петербурге, Новороссийске, Краснодаре и ещё в куче городов подземные/надземные переходы построены, а у нас нетрадиционно ориентированные против?
Альтернативы подземным перехода нет.
Что будет, если отключат свет или подъёмник поломается?
А если завтра война ? Вопросы целесообразности надо задавать не только каким-то "бабушкам". Подземные переходы надо строить и как можно больше.
Единственное препятствие для строительства подземных переходов в Севастополе - это руководство города. Чтоб они не делали - получается сквер им А Ахматовой.
Всегда есть категория людей, которым всё не нравится. Уровень экономики в Крыму был бы гораздо выше при наличии АЭС в Щёлкино, и качество жизни естественно, но нашли "зелёных". Что в малом - то и в большом.
to Ластик: 1) Если спроектировать пространство таким образом, чтобы исключить физическую возможность разгона, сбивать перестануть. Есть инфраструктура провоцирующая на превышение скорости, а есть инфраструктура психологически препятствующая этому. Если не допускать скорости 50 км/ч, можно значительно увеличить шансы на выживание.
2) Почему подземные/надземные построены? Первые - потому что были совмещены с выходами метро, остальные потому что Хрущеву понравилось. Сейчас их продложают строить потому что во власти - вредители. Потому что проще внушить народу мысль о пользе таких переходов и заработать на этом денег, чем провести работу для людей. Потому что проще создать бестолковый гост, чтобы в случае аварии не проводить расследование, а свалить вину на водителя или пешехода.
Подземки/надземки нужны на магистралях, но никак не в городе. В ссср понастроили проспектов, потом кинулись решать проблему пересечения улиц. В Новороссийске и Питере дошли уже до того, что роют переходы через одну!! полосу... Вы считаете, это тот опыт, что мы должны перенимать? Эти города не являются эталоном комфорта, почему вы предлагаете равняться на них? Почему не Вена, Лондон или Цюрих? Я лично не хочу видеть любимый Севастополь похожим в плане комфорта на Новороссийск или на Красноярск... Мне хочется видеть свой родной город красивым и удобным для всех граждан. Мне хочется любоваться им, и не из окна машины мельком, а воочию. Мне хочется гулять по нему с комфортом, а не карабкаясь вверх-вниз по ступеням в луже, помогая одной рукой бабуле, а другой маме с коляской. Мне хочется жить здесь с удовольствием, и я считаю, что наш город достоин современных и удобных решений.
Автор выражает сугобо мнение свое и главного редактора,а большинство жителей Севастополя положительно относится к подземному переходу. Их надо везде как в Москве и другихгородах делать больше. Страшно через дорогу ходить, а под землей никто бабушку не собьет.
В том месте только подземный переход! Там же просто по тротуару ходить страшно, не то, что улицу перейти!
Переход нужен! Афтор пусть хрень не несёт! Там постоянно машины бьются и пешеходы под машины попадают!
На этом переходе регулярно сбивают людей. Только подземный переход!
Насчёт подъёмника можно поспорить. Может лучше - пандус, чтобы и детские коляски можно было везти.
Но это уже детали.
to Prent:
Это не о мосте, где раскопки. Это - о широком участке напротив остановки с лестницами. Там сбивают.
А почему не надземный ? Ведь дешевле и легче
В нём ступенек будет больше. Тут народ подстанывает, что в подземный спуститься - ноги болят. А я на пам. м. Кошка каждый день хожу и ничо...
to Cranberry87:
У нас так всё движение организовано так, что больше 30 км/ч редко где разгонишься - ямы, колдобины, лужи, "дохлые полицейские"...
В 70-х годая я на троллейбусе от Камышей до центрального рынка доезжал за 30 минут.
Сейчас на автомобиле столько же, а на троллейбусе до 1 часа выходит.
Один обычный переход на 1 км дороги снижает среднюю скорость потока с 60 до 40 км/ч. 2 перехода до 10 км/ч. 3 перехода полностью останавливают движение (5 км/ч). Доказано математическим моделированием и на практике подтверждено.
Подземный переход в этом месте просто попил денег. Понятно, что чиновники будут топить именно за такой вариант.
Приблизительные раскладки по цене обустройства:
1) Подземный 300-500 млн
2) Качественный наземный 3-5 млн. И то так дорого только в том случае, если его полностью камерами нафаршировать.
И где тут проще откусить ? Если что это риторический вопрос.
Почитайте внимательно то, что пишет Cranberry87 выше. Полностью поддерживаю такую точку зрения
Автору респект.
Остаётся одно: нам бы все машины взять и отменить. Напрочь.
to Тина Севастополь:
Дык, наверное там же, где и памятник "КАЗАРНОВСКОМУ"
ForPost, с редактором и корректором до сих пор беда?
Очучение, что радетели строительства переели мака. Планы градниозные, эскалаторы. Очнитесь. Сначала спросите у себя кто это будет строить, как и строить ли вообще? Воры обосновывают очередное воровство, а публика им подмахивает. Всё это нужно: и переходы, и дороги, и парки, и набережные. и очистные, и больницы, и онкоцентр , но только без нынешних уродов у власти. Неужели не достаточно примеров уже украденного и уже совершённых разрушений? Всё построим , только с хозяйственниками.
to Cranberry87: Мне хочется жить здесь с удовольствием, и я считаю, что наш город достоин современных и удобных решений.
Это не в Севастополе, во всяком случае в обозримом будущем.
Когда строилась автозаправка на ул. Вакуленчука, "ТАТНЕФТЬ" должна была построить подземный переход там же, так может поднять документы и заставить выполнить обещанное, а то как то все забыли, а сами они не вспомнят.
Лично я за подземный переход... Во всех нормальных городах так! Объясните, например, зачем на пр. Острякова возле подземного перехода ещё и наземные...? В районе Хрюкина их аж три штуки...!
Ждёт как всегда трое подрядчиков и долгие сроки.
Ждем от губернатора показательного пересечения подземного перехода с коляской или в коляске.
А еще можно сначала провести эксперимент с предлагаемми подъемниками на существующих переходах. Чтобы все убедились наглядно, как это удобно.
Почему-то все сравнивают по уровню безопасности то, что есть сейчас и подземный переход. Но если сделать нормальный наземный переход со светофором, камерами и ограничением скорости, будет же совсем другая картина по сравнению с текущей ситуацией.
P.S. Напротив Гагаринской администрации почему то не хотят строить подземный переход) А оставляют обычный наземный. Хотя там тоже 4 полосы и серьезный поток машин.Пробок там кстати в этом месте, насколько я знаю, нет
Единственный вариант, который может быть работоспособным - пандус с нормативным уклоном и поручнями. На этом снимке переход через Ленинградский проспект в Москве в районе остановки "Улица Флотская".
Обслуживанием подъемников в надземных и подземных переходах занимается ГБУ "Горморст", но всякая оперативность отсутствует. В лучшем случае у вас примут информацию о неработающем устройстве, но в данный момент придется искать другой способ.
Хоть бы кто спросил у заинтересованых и знающих людей....
1. Сколько инвалидов переходят дорогу по Дм. Ульянова? и куда они идут? по сравнению с остановкой и переходом на Репина???
2. Дороги должны быть без светофоров, лежачих полицейских, переходов - транспорт и так уже стоит.
3. Переход нужен в первую очередь на Репина!!! потом на Ульянова.
4. Решения уже есть давным давно по всему миру. В Стамбуле лифт на один этаж из подземного перехода на улицу бесплатный
Надо только не воровать!
ЗЫ. Обвинения в пренебрежении прав инвалидов не принимаю - 3 гр опорно-двигат.
Вопрос в том, сталкивались Вы с невозможностью перейти улицу или нет?
to Cornelius: Вы к ямам и колдобинам предлагаете еще добавить подземные переходы? Они вам просто перенесут пробку с одного места на другое, потому что дело не в переходах, а в пропускной способности улиц. Доказано математическим моделированием и на практике подтверждено, с использованием ПТВ ВИСУМ и развитыми мировыми столицами, где давным давно отказались от подземок в пользу обычных переходов и светофоров, и при этом не стоят, а едут. Чудеса?
По факту подземки и расширения - временная передышка, впоследствии все равно будет коллапс, т.к. машин у нас только прибывает. В 70-х не было столько личных автомобилей, потому вы и доезжали быстро. Да что уж там, еще лет 10 назад можно было от Маринеско до пятого за 15 минут доехать, а теперь стоим дружно в пробках. Да, своя машина - это классно и удобно, но реальность такова, что на дороге уже мест всем желающим не хватает, поэтому приходится думать о том, как увеличивать пропускную способность, причем всей системы улиц, а не одного перекрестка. Тут не переходы надо просить, а выделенки для общественного и удобную среду, которая не вынуждала бы людей пользовать личное авто без веской причины. По затратам это будет, как подземный переход, а толку несравнимо больше. Чтобы убирать пробки как явление не требуется убирать светофоры и зебры. Здесь отличная статья с примечаниями на примере Москвы http://www.polit.ru/article/2012/10/05/transport/
to user_doc:
Это ж какие города вы считаете нормальными и почему?
to aquila:
Это невозможно и ни к чему. Но урегулировать частоту их использования - вполне. Сейчас у нас стоит выбор: "Я хочу стоять в пробке в автобусе или в своей машине?" Конечно, все выберут свою комфортную машину. Если выбор будет такой: "Я хочу ЕХАТЬ в автобусе или стоять в пробке в своей машине?", ситуация в корне изменится.
to Cranberry87:
а если ездить на лошадях - то вообще смертность будет нулевая. Ну вот как Остап Ибрагимыч - лошать отделалась легким испугом.
НИГДЕ в мире, ни в одном мегаполисе НЕТ наземных переходов. Просто НЕТ.
Вы относите Севастополь к мегаполисам?
Из увиденного мной, в Санкт-Петербурге на Невском проспекте один подземный переход в районе Садовой, на Московском и Лиговском проспектах в пределах до Обводного канала - один, возле метро Лиговская.
С Москвой сложнее, но и там наземные переходы встречаются даже на магистральных проспектах.
to M.V.Y: Вы бредите? Где вы такое видели? Любой поисковик откройте и убедись своими глазами, а лучше почитайте, если нет возможности съездить. Подземки, как вид - исключительно наследие ссср. На западе их по пальцам пересчитать можно, и они всегда дублируются наземными.