Севастополь

Что пошло не так с «гаражной амнистией» в Севастополе?

Данные Росреестра и местных госструктур об успехах «гаражной амнистии» подозрительно разнятся.

В Севастополе за время действия так называемой «гаражной амнистии» не оформлено ни одного объекта. Такие неутешительные данные приводит Росреестр.

Напомним: закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» (о «гаражной амнистии») был принят Госдумой весной прошлого года и вступил в силу с 1 сентября 2021 года.

«Гаражная амнистия» предусматривает упрощённый механизм оформления прав собственности на гаражи и земельные участки под ними. Собственнику объекта достаточно обратиться в местные госорганы с заявлением о предоставлении участка под гаражом и документами, подтверждающими право собственности на объект.

Согласно закону под действие «гаражной амнистии» подпадают гаражи, возведённые до начала действия Градостроительного кодекса РФ, то есть до 31 декабря 2004 года. Распространяется действие закона на одноэтажные капитальные строения с фундаментом и стенами, не имеющие жилых помещений. При этом гараж может быть отдельно стоящим или входить в состав гаражного кооператива, но размещаться на городской земле. Не распространяется «гаражная амнистия» на самострои и подземные гаражи в многоэтажных домах и офисных зданиях.

Одной из причин необходимости принятия законопроекта называлось большое количество неоформленных гаражей в российских регионах, узаконить которые владельцы могли только в судебном порядке. Планируется, что «гаражная амнистия» продлится до 1 сентября 2026 года.

Какие документы нужны для оформления и статус гаража можно узнать в МФЦ, Севреестре, у кадастрового инженера. Информация также доступна на публичной кадастровой карте Росреестра.

Несмотря на вроде бы понятный и прозрачный механизм реализации закона, успешно воспользоваться предоставленными привилегиями, как показал анализ Росреестра, смогли не во всех регионах. Так, самым активным процессом оформления гаражей отличились Татарстан (зарегистрировано 237 земельных участков и 552 гаража) и Мордовия (зарегистрировано 225 земельных участков и 16 гаражей). В лидерах также оказались Тверская, Омская и Нижегородская области, Бурятия, Пермский и Красноярский края.

А вот Севастополь по какой-то причине попал в число регионов-аутсайдеров, где за время действия «гаражной амнистии» не было оформлено ни одного объекта, сообщает РБК. Аналогичная ситуация зафиксирована Росреестром в Санкт-Петербурге, Чечне, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Дагестане и на Сахалине. В соседней с Севастополе Республике Крым, где закону дали неоднозначную оценку, зарегистрировано два случая применения «гаражной амнистии».

По мнению экспертов, в городах федерального значения, в число которых входит и Севастополь, процесс оформления гаражей может тормозиться из-за принятия соответствующих региональных законопроектов, в которых будут прописаны субъективные особенности применения «гаражной амнистии».

Где-то буксует

Это утверждение отчасти справедливо — региональный закон об особенностях реализации «гаражной амнистии» в Севастополе действительно не принят. Такой законопроект рассматривался в комитете по градостроительству и земельным вопросам местного заксобрания и был отправлен обратно органам исполнительной власти на доработку. Повторно законопроект депутатам не поступал.

Однако, по мнению главы профильного комитета заксобрания Вячеслава Горелова, отсутствие местного закона, устанавливающего в регионе некоторые особенности реализации «гаражной амнистии», не должно влиять на весь процесс.

Конечно, добавил депутат, у нас есть свои нюансы, когда, например, на одном земельном участке на склоне размещены друг над другом два гаража и у каждого свой собственник. В этом случае неясно, кто будет совладельцем земельного участка под гаражами; такие нюансы как раз и должны быть прописаны в региональном законе. Но в целом для реализации федерального закона о «гаражной амнистии» субъектовый закон играет не первостепенную роль.

«В принципе, речь идёт о некоторых особенностях, устанавливаемых на уровне региона, которые могут быть, а могут и не быть. Это не означает, что нельзя реализовывать федеральный закон. Необходимо просто издать нормативно-правовой акт правительства Севастополя, устанавливающий порядок реализации „гаражной амнистии”. Но такого порядка я тоже не знаю, к сожалению», — пояснил Горелов.

Севастополь гаражная амнистия

Вместе с тем в экспертном сообществе бытует мнение, что «узким местом», где застревает реализация «гаражной амнистии», является департамент по имущественным и земельным отношениям (ДИЗО).

«Скорее всего, люди пытаются воспользоваться „гаражной амнистией”, но я не уверен, что ДИЗО отрабатывает заявки, которые к ним поступают. По неофициальным данным, в департаменте накопилась достаточно большая пачка документов, которым по каким-то причинам не дают хода», — пояснил собеседник издания.

С чем связана «пробуксовка», неясно — вроде бы в федеральном законе все разъяснения даны, Росреестр обещал оказывать всю необходимую помощь регионам, в том числе консультационную и методическую, чтобы ни у заявителей, ни у органов исполнительной власти не возникало вопросов по реализации «гаражной амнистии». Тем не менее почему-то процесс не идёт.

Нет регламента

С утверждением, что «всё плохо» не согласны в департаменте по имущественным и земельным отношениям. По информации ведомства, в департамент поступило 601 заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка под гаражом, по 144 объектам документы были возвращены собственникам из-за неправильно сформированного пакета необходимых документов, остальные находятся в работе. При этом о какой-то задержке документов речи не идёт, это обычный рабочий процесс — на ответ гражданам у департамента есть 30 дней, напомнили в ДИЗО. При этом около десяти земельных участков под гаражами зарегистрированы, добавили там. Почему тогда эти сведения расходятся с официальной статистикой Росреестра?

Дело в том, пояснили в департаменте, что на сегодняшний день «гаражная амнистия» реализуется в городе как стандартная госуслуга предварительного согласования предоставления земельного участка, находящегося в собственности города. С таким заявлением гражданин обращается в ДИЗО, указывая в нём, что речь идёт о гараже, возведённом до 31 декабря 2004 года.

Данная госуслуга предоставляется не только тем, кто хочет зарегистрировать землю под гаражом, но и ещё в ряде случаев. То есть отдельного регламента именно по работе с заявлениями в рамках «гаражной амнистии» в Севастополе пока не существует. Возможно, именно по этой причине в статистике Росреестра не были учтены десять уже оформленных гаражей.

Такую нестандартную ситуацию в ДИЗО пояснили как раз отсутствием регионального закона о «гаражной амнистии» — после внесения поправок он был направлен на повторное рассмотрение в Росреестр, где и находится до сих пор.

«До настоящего времени заключение по проекту закона из Росреестра не поступило», — уточнили в ведомстве.

При этом повторно внести дополненный и исправленный законопроект на рассмотрение местного заксобрания планируется в первом квартале этого года — в случае если не будет задержек со стороны Росреестра.

Опять Генплан!

Но на этом сложности с реализацией «гаражной амнистии» в Севастополе не заканчиваются. Утверждать схему размещения гаражей, а соответственно, и оформлять их в российском правовом поле проблематично ещё и в связи с отсутствием утверждённых Правил землепользования и застройки и Генплана города.

Севастополь гараж узаконить

По информации источников ForPost, знакомых с ситуацией, в будущем вполне может оказаться после регистрации какого-нибудь гаража, что он находится в несоответствующей функциональной зоне или на территории, на которой Генпланом будет предусмотрено развитие города. Для того чтобы таких казусов не возникало, необходимо принятие если не Генплана, то хотя бы Правил землепользования и застройки — где будет понятно, что гаражи стоят законно и в той зоне, в которой их размещение возможно.

Кроме того, подчёркивают собеседники, застройка и темпы развития Севастополя уже давно не соответствует Генплану 2005 года. Собственникам гаражей, получившим отказ на оформление объекта, чтобы хоть как-то узаконить свою собственность, приходится идти в суды и там доказывать, например, что территория, где расположен их гараж, уже давно не является зелёной зоной, как было обозначено в Генплане, а застроена жилыми домами.

Принятие актуального Генплана и Правил землепользования и застройки города помогло бы решить такие нюансы и облегчить жизнь всем участникам реализации «гаражной амнистии» в Севастополе.

Чтобы оценить реальные масштабы проблемы с регистрацией гаражей в Севастополе, ForPost направил запрос в Севреестр, в том числе с целью уточнить количество гаражей, на которые распространяется действие «гаражной амнистии».

Полина Ласькова

5371
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (16)

Profile picture for user GaLex
130

Территории гаражных кооперативов в черте города - очень сладкий актив для распила и последующей продажи понаехам под застройки фанерными курятниками

Profile picture for user cvant
1155

1.Проблем в оформлении  Гаражей построенных на склонах ( на 2-ххозяев, один над другим ) нет  Земельный участок оформляется  как   долевая собственность 2-х собственников !( 0.5 и 05)

2. Законом предусмотрена приватизация в гаражных кооперативах, имеющих документы на отвод земли под строительство и эксплуатацию индивидуальных гаражей и в действующем генплане города они отражены.

Так что  причины эти надуманные. Навара нет от мелких одиночек-заказчиков.

Profile picture for user Andgi
3459

Город развивается, а свободной земли не так, уж много, поэтому, власть будет делать всё, чтобы тормозить процесс. 

Profile picture for user boxx2507
108

Сам Закон о "гаражной амнистии" - это очередной пшик. Условия, предусмотренные законом для большинства претендентов являются невыполнимыми.

Profile picture for user созидатель
494

 В Севастополе фактически со стороны Правительства города (руками ДИЗО) наблюдается самый прямой саботаж федерального закона 79-ФЗ (гаражная амнистия).

  Действительно закон "сырой" явно издавался под выборы. Но дополнителные голоса получили.

  Однако. Дата подписания - 5 апреля 2021.  Дата вступления в силу  1 августа 2021.

  Ст. 18 ПРЕДУСМАТРИВАЕТ право в т.ч. Севастполя издать свой закон, предусматривающий осбенности.    Есть право, поэтому ваше право воспользоваться своим правом.       А если не воспользовались, то это ваши проблемы.

  Наше правительство в период с апреля фактически до сентября палец о палец не ударило, чтобы подготовиться к данной большой работе (закон, регламент).

  Гаражники с апреля пытались достучаться до властей о необходимости к диалогу. Тщетно.  Только дойдя до приемной Президента удалось заставить праввительство организовать рабочую встречу в августе.    Опять комедь.  Севреестром, совместно с ДИЗО такая встреча анонсировалась на 9 августа, но так наше немощное правительство не могло найти помещение, то она состоялась 24 августа, на котором они решили услышать от гаражников пожелания и вопросы.      В конце правительство направляет в Заксобрание проект своего закона, а фактически этакого уродца, который и сами через три дня отозвали.

  В настоящее время заявления от гаражников подаются в соответствии с 79-ФЗ.                      Будьте добры исполняйте.  Ответы уже более три месяца не даются.

  Ларчик просто открывался. Под будущий Генплан срочно делается так называемый реестр земель планируемых под изъятие ( стороительство домов, дорог). И конечно в первую очередь под каток попадают гаражные кооперативы.  А если сейчас узаконить права, то при изьятии земель необходимо выплачивать рыночную компенсацию.  Но тогда земли для "своих людей" становятся золотыми.   А своих обижать нельзя.  Остается тормозить узаканивание собственности.

  Стоит вопрос надо подавать документы или стоит ждать ? Подавать обязательно, учитывая аппетиты понаехавших то ли еще будет в местном законе.  Здесь необходимо понимать, что закон обратной силы не имеет.    Правительство Севастополя само себя из за своей хитрож... загнало себя в угол.    Вообщем ожидаем шкал судебных исков по административному судопроизводству по действию (бездействию) органов власти.

   Под лежачий камень, вода не течет

Profile picture for user Ujastik
279

Так ведь землю под гаражами уже не раз продали и перепродали.biggrin

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5786

Город не развивается,а застраивается

Правительство ведь народное, Едро с людьми советуется, поэтому и регламент местный не могут принять.

Свою личину эти люди показали еще 2015 году,когда налог повысили и заявили,что если не можете заплатить 1500 рублей то зачем вам гараж(т.е нищеброды на выход).

И основное --- не хотят земличку упускать из рук, по этому будут не палки в колеса вставлять,а брёвна.

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_842180952833
527

У многих в пользовании каменные гаражи ещё с СССРовских времён, а на право строительства и пользования  документов нет! Как узаконить СВОЙ (???ли ????)гараж,который приткнулся сбоку хаты на городской земле!?!????Только ГК имеют по "амнистии" право узаконить землю под ногами(колёсами),а ОСТАЛЬНЫЕ -без прав как были,так и остались!

Profile picture for user Василий1980
495

У людей дома и участки ИЖС изымают для нужд города, а тут гаражи. 

Лучше поликлинику, школу, садик построить вместо гаражей.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
5786

to Василий1980:  кому лучше?

Может поликлинику надо построить например на месте Новуса/Ниагары на Меньшикова,где её клятая Советская власть планировала.

Снести на фиг,вокруг ведь так много Моллов

Profile picture for user Ириска
128

На сайте росреестра  опубликованы методрекомендации о реализации ,,гаражной амнистии,, И это называется упрощенка ?Как же тогда могла выглядеть неупрощенка?

Profile picture for user созидатель
494

 

to Василий1980:   

Ваше мнение имеет место.  Но есть очень не маленькое "НО".

Да ранее гаражи давали на выселках.  В настоящее время многие оказались  в центре жилых застроек.    Просто ликвидировать гаражные кооперативы можно легко.  Но куда девать автомобили.  Во дворах уже не проехать, скорые, мусоровозы просто проявляют чудеса маневрирования.   В городе нет хозяина.  Забирая у кого то необходимо  продумать, как компенсировать и решить вопрос.  Взамен надо строить многоуровневые парковки, но так, что бы паркоместо не стоило 600- 800 тыс.       Но тогда пере чиновниками стоит дилемма . Обязать застройщика наряду с жильем строит такие сооружения,  но тогда что потечет этим чиновникам в карман ?     Простая логика временщика мне нужно сегодня и сейчас, а что будет дальше меня не интересует, буду доить следующий регион.

Profile picture for user созидатель
494

cvant

(Inkerman)     

  земля под 2-х уровневым зданием,  в котором 2 гаража делится в долях согласно техплана. 

50 на 50 будет если площади гаражей совпадают, т.е. нижнего нет подвала

 

 

Profile picture for user sergey-ka
4310

Для системы требуется поступление налогов и сборов...

Profile picture for user Алексей Макушин
3700

to cvant:  

1.Проблем в оформлении  Гаражей построенных на склонах ( на 2-ххозяев, один над другим ) нет  Земельный участок оформляется  как   долевая собственность 2-х собственников !( 0.5 и 05)

​2. Законом предусмотрена приватизация в гаражных кооперативах, имеющих документы на отвод земли под строительство и эксплуатацию индивидуальных гаражей и в действующем генплане города они отражены.

Так что  причины эти надуманные. 

 

to созидатель:  

cvant(Inkerman)       земля под 2-х уровневым зданием,  в котором 2 гаража делится в долях согласно техплана. 50 на 50 будет если площади гаражей совпадают, т.е. нижнего нет подвала  

 Под лежачий камень, вода не течет

 Насчет последнего. Нет никаких проблем прописать законопроект и пока "камень лежит" подать его через Общественную палату, муниципалитет или любого депутата Заксобрания.

Profile picture for user Seva100bab
16

Прошёл год с момента выхода статьи.  Ничего не изменилось. 

Главное за день

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
1336

Минфин Крыма ищет подрядчика на реставрацию здания бывшего старинного банка

Сметная стоимость работ определена в сто миллионов рублей.
11:16
4
953

В Крыму стали чаще брать кредиты на учёбу

Сколько стоит быть студентом, получающим популярную специальность?
18:14
3
560