20 сентября 1974 года на Черноморском флоте в составе 409-го отдельного дивизиона аварийно-спасательных судов была создана 288-я группа подводных лодок специального назначения (ГПЛ СН). В её основе — относительно небольшие подводные аппараты, функционал которых был связан со специфическими глубоководными работами. Чем же занимались экипажи выкрашенных в бело-оранжевые полоски секретных подводных снарядов, ForPost рассказали ветераны 288-й ГПЛ СН.
Спасти товарищей
После завершения Второй мировой войны в Советском Союзе началось активное развитие ВМФ. В конце 50-х годов на флот стали поступать подводные лодки с глубиной погружения 500 метров. В связи с этим возникла необходимость спасения экипажей аварийных подводных лодок на больших глубинах.
«На глубинах до 180 метров для спасения подводников использовались специальные колокола, которыми комплектовались спасательные суда. Но после того, как подводные лодки получили глубины погружения до 500 метров, возникла необходимость в создании принципиально нового глубоководного спасательного аппарата. Так появился УПС — управляемый подводный снаряд. Он выглядел примерно так же, как колокол СК-64. Его поставили на специальную подводную лодку проекта 66, с которой он мог погружаться и оказывать помощь аварийной подводной лодке», — рассказал ForPost командир подводного аппарата «Поиск-2» 288-й ГПЛ СН Илькам Файзуллин.
Удачный опыт применения нового аппарата послужил основой для развития проекта. В дальнейшем конструкцию доработали — разместили на надводном судне и запустили в серийное производство. Назвали аппарат СПС — спасательный подводный снаряд.
Если совсем просто описать принцип его работы, СПС стыковался с аварийной подводной лодкой — люк к люку, из камеры присоса откачивалась вода, люки двух подводных кораблей открывались, и подводники переходили из подводной лодки в подводный аппарат. Для спасения всего экипажа требовалось три ходки.
Помимо спасательных аппаратов, были созданы АРСы — автономные рабочие снаряды, которые не предназначались для эвакуации подводников из аварийных лодок, но выполняли не менее важные функции. Они комплектовались специальными манипуляторами, которые могли резать тросы, перемещать предметы, выполнять поиск различных предметов под водой и другие задачи.
Советской наукой были созданы и уникальные аппараты, которые могли опускаться на сверхбольшие глубины — 2 и 6 тысяч метров. Эти небольшие подводные лодки установили не один рекорд в Чёрном море и Мировом океане.
За годы службы 288-я группа подводных лодок специального назначения выполнила немало важных задач, в том числе подъём со дна моря взрывоопасных предметов, проверку якорных стоянок кораблей на предмет диверсионной деятельности, обследование погибших кораблей и самолётов, участвовала во многих научных открытиях. Рассказать обо всех достижениях группы в рамках одной публикации довольно сложно.
Расскажем лишь о некоторых примерах мужества и находчивости подводников АРСов и СПСов.
«Морской буксир тянул из Балаклавы в Одессу списанную подводную лодку 613-го проекта для последующей разделки на металлолом. В районе мыса Херсонес из-за непогоды лодка ушла под воду, оборвав трос. И участники этого мероприятия ничего лучше не придумали, как привязать к оборванному тросу груз и затопить его. Позже в район затопления подводной лодки было направлено спасательное судно „Михаил Рудницкий”, чтобы подводные аппараты обследовали, как подводная лодка лежит на грунте, не мешает ли мореходности. Под водой работали два аппарата — АРС АС-4 и СПС АС-5. Оборванный и затопленный трос под водой встал дугой, и при всплытии в нём запутался АС-4.
Командованием было принято решение о направлении в район аварийной ситуации СПС „Коммуна”, на борту которого находился аппарат АС-32 во главе с капитаном 3 ранга Илькамом Файзуллиным. Они разработали тактические возможности для спасения экипажа подводного аппарата, самостоятельно изготовили резак, взяли его в манипулятор, погрузились до видимости аппарата и провели эту абсолютно уникальную работу. Коллеги были спасены», — рассказал командир 288-й ГПЛ СН в период с 1993-го по 1997 год Валерий Козорез.
Похожий случай произошёл с гражданским подводным аппаратом «Аргус», который запутался в подводном кабеле связи в конце июля 1980 года под Геленджиком.
К месту инцидента отправилось судно «Георгий Козьмин» с аппаратами АС-8 и АС-12, килекторное судно КИЛ-33.
К моменту начала спасательной операции «Аргус» находился на дне 36 часов. Из-за выключенной в целях экономии ресурса аппаратуры и системы жизнеобеспечения температура внутри прочного корпуса стала близкой к забортной (+ 4 градуса). Люди замерзали и готовились к мучительной смерти. Однако благодаря АС-8 экипаж гражданского аппарата был спасён.
Важный юбилей
Для ветеранов 288-й ГПЛ СН 50-летний юбилей — большая дата. За годы службы сделано множество уникальных работ. Они могут гордиться достижениями и свершениями.
«Служба у подводников отличается от моряков надводных кораблей. И офицеры по-другому себя ведут, и мичманы — потому что на надводном корабле ошибка одного человека или двух может не повлечь каких-то глобальных катастроф или аварий, а если на подводной лодке безответственный человек не закроет плотно рубочный люк или пытается под водой открыть не тот клапан, то из-за этой ошибки гибнет вся подводная лодка. Когда первые команды пришли с подводных лодок на подводные аппараты, этот дух высочайшей ответственности, высочайшей работоспособности они принесли в группу. Поэтому и дружба у нас особенная.
Сегодня ветеранов 288-й группы, ушедших в море, достаточно много. Мы должны вспомнить в первую очередь их. Мы должны их родственникам сказать, что мы помним ваших людей. Да, это не каждый день, да, это к какому-то событию, но мы помним. Мы хотим напомнить в какой-то мере городу, интересующимся историей, что была такая группа, мы были не самыми плохими специалистами в этой жизни, мы достигли многого, мы хотим порадовать себя и вспомнить, что мы сделали хорошего, были ли мы хорошими парнями. Мы хотим через стенды, которые у нас будут после празднования группы, сделать несколько выставок в Балаклаве в штольне, на Михайловской батарее, чтобы о нас узнали, вспомнили, заинтересовались историей подводных исследований в целом», — подчеркнул Илькам Файзуллин.
Подробнее о 288-й ГПЛ СН смотрите в нашем видео.
Андрей Киреев
Фотографии из архивов ветеранов 288 ГПЛ СН
Обсуждение (8)
Гордимся вами, профессионалы !!!
"Поиск 2" ,что на фото, базировался на "Коммуне" и погрузился по моему до самой большой глубины в Черном море. Где то аж в середине 70х.
А потом помнится выписывали всякую из за границы
"а если на подводной лодке безответственный человек не закроет плотно рубочный люк" - вообще то таким человеком обычно является командир, ну или (это правда не к спасательным аппаратам относится) вахтенный офицер и как себе автор представляет такую ситуацию?
Интересно, а где остальные 287 групп базируются?
Где вся эта техника сейчас? Или ключевым словом в данной статье должно быть группа БЫЛА? Почему Курск доставали водолазы страны НАТО?
Oldcool,
Смотрите видео - там рассказано, что произошло с техникой.
AnKir,
Посмотрел видео. Отправили на металлолом исправные аппараты... Тех, кто принял такое решение, по идее надо под трибунал и приговор привести в исполнение в день вынесения. ВОВ меньше принесла ущерба, чем 90е...
Oldcool,
"Почему Курск доставали водолазы страны НАТО?" - Потому что "Рудницкий" (тот что в ролике) перешел на Север с аппаратами и там практически никто до аварии с "Курском" не занимался ни регулярными тренировками (последняя у них была на ЧФ больше чем за 2 года до событий) ни содержанием матчасти - заряда батарей аппаратов хватало не больше чем на полчаса, потому они и не смогли сесть на комингс аварийного люка кормового отсека. Вот так все печально и хотя все командование флота это знало никто реальной ответственности не понес, а ком флота отправился в Совфед где рассказывал сказки о том что он "расскажет правду".