Центробанк издал доклад о текущем состоянии региональной экономики, где обозначил нынешние позитивные тенденции. В этом материале предлагаем короткий обзор доклада и анализ выводов регулятора.
При этом сразу напомним, что регулятор поставил задачу приведения инфляции к 4%, а для этого использует свой главный инструмент — ключевую ставку, рост которой способствует снижению потребительского спроса.
Цены не растут
Центробанк отмечает общее для всей России замедление темпа роста цен в декабре 2023-го и январе 2024 года.
«Месячный рост потребительских цен (с поправкой на сезонность) в декабре 2023 года замедлился во всех макрорегионах и по большинству групп товаров и услуг вслед за потребительской активностью. Заметнее всего замедлился рост цен на мясопродукты, плодоовощи, легковые автомобили и бытовые услуги. Однако в целом цены повышались ускоренными темпами. По недельной статистике, в январе рост цен продолжил замедляться», — сказано в докладе ЦБ.
В то же время, по словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, пока описанные тенденции не имеют особого влияния на социально-экономическую ситуацию в стране.
«Я напомню, что официально годовая инфляция в прошлом году составила 7,42%, а в январе оказалась даже выше — 7,44%. И это при том, что январь является месяцем, когда традиционно снижается спрос после декабрьского всплеска. И если даже в этих условиях инфляция имеет позитивную динамику, говорить о замедлении её темпов точно не приходится. Тем более цель приведения роста цен к плановому показателю в 4% становится явно недостижимой», — пояснил экономист.
К тому же он обратил внимание, что изменение на несколько десятых процента уровня инфляции не имеет существенного удельного веса в общем уровне инфляции, которая по-прежнему превышает 7%.
«Такое изменение показателя ближе к статистической ошибке, нежели к реальному положению вещей», — пояснил он.
Потребитель поменялся
Впрочем, есть и тенденции, которые могут говорить о более-менее устойчивом изменении ситуации по инфляции.
Во-первых, это общая направленность потребителей к переходу на сберегательную модель поведения, то есть такую, когда люди тратятся на повседневные нужды, но при этом потребление товаров длительного пользования, траты на досуг и развлечения и прочее — снижаются.
«Спрос на непродовольственные товары начал снижаться — граждане стали откладывать покупки на более поздний срок из-за усиления привлекательности сбережений. Рост продаж продовольственных товаров замедлился по сравнению с осенними месяцами», — сообщил ЦБ в докладе.
Во-вторых, по данным Центробанка, в конце прошлого года замедлилось потребительское кредитование, которое обычно разгоняет спрос и вызывает рост цен.
«В декабре 2023 года годовой рост портфеля потребительских кредитов замедлился, в том числе из-за ужесточения регуляторных мер Банка России. Рост средств населения на вкладах ускорился из-за повышения депозитных ставок», — отметил ЦБ.
В то же время, по мнению Михаила Беляева, эти тенденции не стоит рассматривать в позитивном ключе.
Хотя ЦБ всегда связывает рост цен именно с повышенным спросом, по словам экономиста, у этого явления есть и обратная сторона: снижение спроса влечёт замедление экономического развития.
«При таких высоких ставках банков, как сейчас, снижение кредитования является вполне естественным. Но можно ли говорить о том, что это позитивная тенденция? Я бы так не утверждал. Снижение кредитования подрубает потребительский спрос, а таким образом возникает инертность на рынке относительно производимой продукции со всеми вытекающими последствиями, включая темпы развития производства», — пояснил экономист.
Методологическая ошибка
При этом Михаил Беляев уверен, что не стоит вообще связывать рост цен с изменением спроса потребителей.
«Это в нашем случае является методологической ошибкой. Да, перед Новым годом высокий спрос на потребительские товары — это, как говорит наш президент, медицинский факт. Но в январе возникает «спросовая яма», и, казалось бы, цены расти не должны, однако сам ЦБ говорит о том, что цены растут, хотя и не такими быстрыми темпами. Дело в том, что российская инфляция определяется не только спросом и предложением, но и другими факторами, такими как монополистическое положение на рынках, включая продовольственный и непродовольственный. Именно это продолжает удерживать цены на товары на достаточно высоком уровне, хотя их рост, конечно, сдерживается за счёт снижения спроса, о котором говорит ЦБ», — пояснил он.
Напоследок стоит напомнить, что траты россиян на повседневные нужды уже сейчас будут расти, что считается обычным явлением после провала в январе. И это значит, что повышенный спрос снова может подстегнуть цены.
По мнению экономиста Беляева, только развитие экономики может вывести Россию на иной уровень предложения, которое уравновесит спрос и будет способствовать не просто снижению самой инфляции, но и росту благосостояния населения.
Однако при нынешней денежно-кредитной политике ЦБ экономический рост оказывается крайне ограничен, а достижения в виде снижения спроса и потребительской активности являются лишь незначительными факторами сдерживания роста цен.
К слову, подобной точки зрения в России сейчас уже придерживаются многие экономисты.
Андрей Мединский