Авиакомпании России могут потерять 339 самолётов: 230 отечественных и 109 зарубежных. А также 200 вертолётов: 190 — производства РФ, 10 — заграничного. Такой пессимистичный прогноз до 2030 года, просчитанный властями и перевозчиками, озвучил глава Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров.
Какие самолёты могут убрать
Ядров рассказал, что среди российских бортов, запланированных к выбытию, в основном возрастные Ан-26, Ан-24, Ан-2 и Як-40, а также самолёты Sukhoi Superjet — из-за установленных на них двигателей SaM146 совместного производства РФ и Франции, написал ТАСС.
«У нас есть принятое решение по безопасному увеличению ресурса SaM146 до практически 11 тысяч циклов. Дальше есть план доказать, что SaM146 может безопасно эксплуатироваться до большего числа циклов», — уточнил Ядров.
По его данным, сегодня у 76 отечественных авиакомпаний, выполняющих 99% полётов, есть современный парк из 1 135 воздушных судов. 1 088 из них — «на крыле», остальные не эксплуатируются.
Хотя ещё два года назад в стране было 116 компаний, парк которых состоял из 2 228 судов, напомнил РБК.
При этом авиаотрасль РФ вопреки иностранным санкциям «продолжает находиться в общемировом тренде безопасности полётов», сказано на официальном сайте агентства.
По его сведениям, удерживаются «общемировые стандарты безопасности» и есть положительная динамика в области авиационных происшествий. Число последних в этом году по сравнению с прошлым снизилось на 38,7%.
Как спасают авиапарк России
Чтобы авиакомпании РФ не потеряли 339 самолётов, делаются шаги для максимального сохранения существующего парка воздушных судов с абсолютным соблюдением всех мер безопасности их полётов, рассказали в Росавиации 7 октября.
Для этого, по информации ведомства, поступают так:
- продлевают ресурсы самолётов, прежде всего Ан-26, Ан-24 и Як-40 — уже созданы и создаются спецпрограммы проверок техники, в том числе старения критических элементов;
- практикуется увеличение ресурса двигателя SaM146 на самолётах Sukhoi SuperJet 100 — для этого формируются дополнительные сертификационные программы;
- создаётся необходимая нормативная база, позволяющая одобрять использование компонентов-аналогов и выдавать РМА-одобрения (одобрения для производителей запчастей — прим.); эта практика есть и за рубежом, она даст российским производителям возможность выводить на отечественный рынок запчасти, аналогичные оригинальным;
- российские центры по техобслуживанию и ремонту авиатехники формируют дополнительные компетенции по работе с иностранными самолётами.
Президентская задача на обновление авиапарка
Напомним, после начала Россией специальной военной операции на Украине в 2022 году страны Запада, введя ограничения, запретили поставку в РФ самолётов и запчастей к ним, обслуживание и страхование воздушных судов, а также разорвали лизинговые контракты об авиабортах.
На тот момент программа государственного заказа предусматривала поставку нашим авиакомпаниям 583 новых самолёта отечественного производства. В их числе были машины моделей Sukhoi Superjet 100, SuperJet New, МС-21, Ил-114-300, «Байкал», Ту-214, Ил-96-400.
Президент России Владимир Путин год назад просил ускорить разработку пассажирской версии лёгкого многоцелевого «Байкала». Он поставил задачу запустить серийный выпуск этого самолёта «в ближайшее время».
В сентябре этого года глава государства отметил, что разработки по проектам «Байкала» и других небольших самолётов уже есть — «планы есть и модели конкретные», «они и в воздух уже подняты и летают». Но пока не идёт речи об их выходе на линии — «будем всё делать для того, чтобы этот процесс ускорить», сказал Путин.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин летом текущего года озвучил сроки начала серийного выпуска «Байкала» — октябрь — декабрь 2026-го, писал «Коммерсантъ».
При этом авиакомпании РФ, чьи парки состоят в основном из зарубежных бортов, поставили на прикол 34 из 66 имевшихся у них самолётов Airbus A320/A321neo, по данным на ноябрь 2024 года. Причина в том, что из-за санкций возникли проблемы с обслуживанием их двигателей.
В экспертном сообществе тогда предположили, что без ремонта Airbus neo начнут массово выбывать из эксплуатации начиная с 2026 года.
С отечественными самолётами, уже используемыми перевозчиками, тоже не всё просто. Так, возникли проблемы с Sukhoi Superjet 100. Почему — читайте в нашем материале.
Пётр Фальков