Министр торговли Афганистана вскоре посетит Москву, сообщил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.
«В ближайшее время мы ожидаем визит министра торговли Афганистана, который приедет обсуждать коммерческие контракты с профильными представителями РФ», — сказал он на пресс-конференции в Москве.
После выхода Америки из Афганистана актуальным стало присутствие в регионе других игроков, альтернативных США. И это не только Россия, Китай и Иран, но и коллективные субъекты, такие как ШОС.
Страны, входящие в данный союз, крайне заинтересованы в мирном развитии Афганистана и готовы инициировать согласованную стратегию развития данной страны, ориентированную на наращивание экономического взаимодействия. Тем не менее, у США всё ещё остаются серьёзные рычаги влияния на ситуацию.
Состоявшаяся недавно в Узбекистане конференция, в которой участвовали более двадцати государств региона, чётко дала понять, что РФ, Китай, среднеазиатские страны и Пакистан вполне готовы к изменению приоритетов с вектора безопасности на вектор развития Афганистана.
Стало понятно, что страны ШОС вполне готовы к усилению сотрудничества с Кабулом в экономике и даже к реализации социально-экономических проектов. Финальной целью данных инициатив является снижение колоссального уровня бедности в государстве и помощь во включении Афганистана в коммуникационную инфраструктуру региона.
Москва, в частности, сообщила о готовности поставки в Афганистан товаров различного спектра и в развитии региональной инфраструктуры путём включения в неё этой страны. В свою очередь, Китай готов инициировать трансрегиональные проекты, например, по строительству железных дорог. Снова стали актуальны переговоры о строительстве газопроводов. Впрочем, в данном вопросе имеется много сложностей, и это очевидно.
Сейчас многие отмечают, что в Афганистане вырос уровень безопасности, а это фактор, работающий на наращивание потенциала инвестиций в страну. Определённую отстранённость в данном вопросе показывает сейчас только Таджикистан, находящийся в некой конфронтации с движением «Талибан»*. Причины здесь, главным образом, в таджикском этническом факторе на территории самого Афганистана. Тем не менее, все другие республики Средней Азии вполне готовы придерживаться магистральной стратегии ШОС на данном направлении.
Совершенно понятно, что экономику Афганистана нужно реанимировать и развивать для стабилизации ситуации в регионе в целом, ослабления угрозы экспорта нестабильности в другие его части. Ясно, что Афганистану нужны инфраструктурные проекты. И конференция ШОС продемонстрировала готовность многих стран к реализации подобной повестки.
В прежние годы подобные планы также активно обсуждались, тем не менее проамериканский режим в Кабуле не обладал достаточным влиянием внутри страны и вряд ли обладал высокой договороспособностью с соседними государствами. В итоге повестка развития если и реализовывалась, то только в сугубо ограниченном формате.
В данный момент, после ухода из Афганистана американцев и их союзников, у Вашингтона до сих пор остаются серьёзные возможности влияния на положение дел в стране. К примеру, показательно то, что представители США публично занимаются обсуждением вопросов разблокировки госсчетов Афганистана. И это при очевидном факте, что какого-то желания вкладываться в Афганистан у Америки уже нет.
Но они всё равно будут участвовать в подобных процессах исключительно с целью навязывания России и Китаю геополитической конкуренции. Так что говорить о каком-либо серьёзном прорыве там можно будет лишь тогда, когда американцы действительно уйдут. А это вполне возможно.
Читайте по теме: Почему ОПЕК не спешит
Павел Кухмиров
*Запрещённая в России террористическая организация