Администрация США положительно оценивает решение ОПЕК+ увеличить квоты на добычу нефти в сентябре, сообщили в Белом доме.
«Это шаг в правильном направлении», — отметили там.
Тем не менее, в такой радости Белого дома есть значительный элемент лукавства, так как данное увеличение квот наименьшее за последний год — всего на 100 тысяч баррелей в сутки (б/с). В то время, как с лета 2021 года по весну 2022-го квоты росли в среднем на 500 тысяч б/с, а в августе — сразу на 648 тысяч б/с.
Что же произошло? Отчасти это связано с летней коррекцией нефтяного рынка, когда марка Brent упала в цене со 120 до 109 долларов за баррель. Похожее падение (со 116 до 106 долларов) показал и сорт Dubai (ключевой на Ближнем Востоке). Причины здесь, в том числе, и в ужесточение политики ФРС Америки, что нередко порождает «медвежьи настроения» на рынке нефти. Как раз в начале лета ставка по федфондам в США выросла с 1 до 1,75 процента, а через месяц и вовсе до 2,5 процента. Целью здесь было обуздание инфляции, достигшей в США максимума с 1981 года.
Дополнительной причиной осторожности ОПЕК+ является и явное отставание их самих от уже и без того имеющегося графика наращивания добычи. Страны ОПЕК в начале лета добывали на 1 миллион б/с меньше, чем было установлено квотой. Около 50 процентов из них — 470 тысяч б/с — пришлось на Нигерию, в которой очевидно недоинвестирование в добычу, вызванное военными рисками. Так что квоты ещё и приводятся в соответствие с фактической добычей, что даёт возможность оздоровления рынка и самого института квот.
Понятно, что торможение роста квот нарастит интерес и к самой данной сделке. ОПЕК+ сейчас становится всё более рутинным и всё менее актуальным. Наращивание квот становится привычным ритуалом для рынка нефти, тем более на фоне увеличившейся роли ставок ФРС США и прочей геополитики. Сейчас это слегка уравновешивается.
Что будет дальше с самой сделкой ОПЕК+? Здесь многое зависит от того, окажется ли сильнее геополитика или же действия монетарных властей. То и будет сильнее влиять на нефтяной рынок. Пока эскалация региональных конфликтов продолжит нарастать, цены продолжат держаться выше 100 долларов за баррель. В этом случае ОПЕК позволит себе возвратиться к своему привычному формату роста квот.
В противном случае страны — участницы сделки повременят с возвращением к прежней норме. Если ужесточение монетарной политики окажется более значимым для инвесторов, то даже в свете неспокойной геополитики это может повлечь снижение цен. К примеру, как в 2014–2015 годах. Тогда после свёртывания программ количественного смягчения и поднятия ставок ФРС цена нефть марки Brent упала до 52 с 99 долларов за баррель.
Тем не менее, «поводья» нефтяного рынка сейчас в руках Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. На их долю приходится 2/3 нефти, добываемой странами, участвующими в сделке ОПЕК+. В начале лета данные страны выкачали на 2,2 миллиона б/с меньше, чем в аналогичный период позапрошлого года, до вступления в силу нынешней сделки ОПЕК+ (принятой на фоне пандемии COVID-19). Выйдут ли эти объёмы на рынок — ключевой вопрос, влияющий на цену. Именно по этой причине РФ будет выгодна нынешняя позиция ОПЕК+, которая не торопится наращивать квоты. И именно поэтому одобрение Белого дома смотрится довольно лицемерно. Что ж, дальнейшее развитие событий на рынке многое покажет.
Читайте по теме: Эрдоган заявил, что договорился с Путиным об оплате российского газа в рублях
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Если ОПЕК "размагнитится",что очень зависит от США,то отдельным добытчикам наступит п-ц.Как это уже бывало,в конце 80-х.Так что присматриваемся к ОПЕК.И молимся,кто боговерующий.