В дружной семье морских тральщиков. «Вице-адмирал Жуков» становится в строй

admin

Вот уже несколько раз морской тральщик «Вице-адмирал Жуков», где командиром капитан 3 ранга Сергей Лахин после завершившегося ремонта выходил в море. Для опробования механизмов и материальной части, отработки экипажа. Старшим на борту был командир тактической группы морских тральщиков капитан 2 ранга Александр Альховик.

-Идет плановая отработка задач, - говорит Александр Альховик, - моряки оценивают работу «стального сердца» корабля, других узлов и агрегатов, подлеченных судоремонтниками, взаимодействуют с представителями судоремонтных заводов, приобретают и восстанавливают навыки обслуживания техники в море.

Мне сразу вспомнилась наша короткая беседа с командиром бригады ОВР капитаном 1 ранга Валерием Зубковым, который в начале нового 2014 года сообщил приятную новость о том, что все корабли его бригады находятся в боевом строю. В том числе те, кто завершил недавний ремонт.

…Три морских тральщика: «Вице-адмирал Жуков», «Иван Голубец» и «Ковровец» (двумя последними командуют родные братья капитан-лейтенанты Валентин и Антон Тютькало) словно три родных брата-воина застыли на причале. Такое бывает нечасто, ибо какой-то из них либо несет дежурство у кавказских берегов, либо отрабатывает учебно-боевые задачи в районе главной базы ЧФ, либо находится в доковом ремонте или у причальной стенки 13-го и 91-го судоремонтных заводов (СРЗ). Морские тральщики не новы (старший из «братьев» - «Иван Голубец» уже перешагнул свое 40-летие) и периодически требуют ремонта и особого внимания, как от экипажей, так и от заводчан - флотских лекарей. Взять хотя бы самого «молодого» из троих братьев. Морскому тральщику «Вице-адмирал Жуков» 15 января исполнилось 36 лет. Возраст, прямо скажем, солидный.

Об истории корабля его нынешний командир капитан 3 ранга Сергей Лахин рассказывает с гордостью.

- Морской тральщик "Электрик" был зачислен в состав Балтийского флота в 1977 году, Военно-морской флаг на нем был поднят 15 января 1978 года. В 1982 году он совершил межфлотский переход и вошел в состав Черноморского флота. 17 марта 1985 года кораблю было присвоено имя «Вице-адмирал Жуков». Каждого молодого матроса, который приходит к нам на корабль мы обязательно знакомим с биографией Гавриила Васильевича Жукова - участника Гражданской войны, который начал свою службу на флоте в 1918 году.



Строки из биографии видного советского военачальника



В 1925 году Г. В. Жуков окончил Высшие специальные курсы командного состава РККФ. С марта 1940 года - командир Одесской военно-морской базы. Во время Великой Отечественной войны, с 19 августа 1941 года командующий Одесским оборонительным районом. После эвакуации в октябре 1941 года войск оборонявших Одессу служил заместителем командующего Черноморским флотом по обороне Севастополя, являлся командиром военно-морских баз: сначала, с апреля 1942 года Туапсинской, затем с мая 1943 года Островной Балтийского флота, а с января 1945 года — Одесской. С 1946 года командовал южным морским районом Тихоокеанского флота. В 1948—1951 годы занимал должность начальника Высшего военно-морского училища. Г. В. Жуков награждён: 3 орденами Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орденом Нахимова 1-й степени и многими медалями. Его именем названы морской тральщик, переулок в Одессе, улица в Севастополе.



- Моряки должны гордиться тем, что служат на именном тральщике, - убежден капитан 3 ранга Сергей Лахин, - За свои 36 лет наш корабль не только избороздил Черное море, но и побывал в Атлантике, Индийском океане, Персидском заливе, участвовал в миротворческой миссии в Грузии. Он неизменный участник многих флотских учений, состязательных тралений. Его школу прошли многие сотни моряков, десятки офицеров получили здесь опыт корабельной службы и добрым словом вспоминают походы на морском тральщике. За кормой корабля в общей сложности более 200 тысяч морских миль.

Наша беседа от краткой истории переходит к сегодняшним дням.

-Весь 2012 год мы не вылезали из морей, - свидетельствует командир корабля-именинника капитан 3 ранга Сергей Лахин, - отрабатывали задачи в разных частях Черного моря. Участвовали как во флотских учениях, так и в стратегическом учении «Кавказ-2012». За 2012 год корабль, не выходя в забосфорье, отмерил 8 294 мили…

Это очень высокий показатель для корабля, который не выходил в Средиземное море. Его экипаж оказался, пожалуй, самым ходовым в тот год не только в масштабе тактической группы морских тральщиков, но и всей Краснознаменной бригады ОВР. В испытаниях морем экипаж сплачивался, получал необходимые практические навыки эксплуатации техники и оружия.

Затем подошло время ремонта, восстановления технической готовности. И «Вице-адмирал Жуков» стал в соответствии с общефлотскими планами в 30-й док. После доковых работ начался поддерживающий ремонт в 13-м и 91-м судоремонтных заводах. Сегодня ремонтные работы позади. Экипаж сдал первую курсовую задачу, успешно проходит ходовые испытания, начал подготовку к сдаче К-2.

-Наш экипаж сильно обновился, - говорит капитан 3 ранга Сергей Лахин, - включая и офицерский состав. Всего год в должности мой помощник капитан-лейтенант Александр Вавилов. До этого служил командиром БЧ-1 на МТЩ «Иван Голубец». Важно то, что он уже допущен к самостоятельному управлению морским тральщиком. Приказ об этом состоялся в конце декабря 2013 года. В апреле прошлого года пришел на корабль командир БЧ-5 лейтенант Александр Семенов, на долю которого в ходе ремонта выпали большие хлопоты. С августа того же года служит другой выпускник института - инженер БЧ-2,3 лейтенант Вячеслав Билибин. Он из флотской семьи, отец его служил командиром БЧ-5 крейсера. Чуть с большим стажем службы командиры БЧ-2,3 и БЧ-4,7 старшие лейтенанты Антон Некрасов, Евгений Аношкин. Оба выпускники Тихоокеанского ВМИ имени С.О. Макарова.



Правда есть и опытные офицеры. Среди них, например, командир БЧ-1 капитан-лейтенант Геннадий Артищев – однокашник командира по Санкт-Петербургскому ВМИ имени Петра Великого. Успел послужить на МПК, был дивизионным штурманом.



Если говорить о командире корабля, то Сергей Лахин - коренной севастополец. Закончил бывшее училище имени М.В. Фрунзе – самый прославленный флотский вуз. Учился хорошо и выпустился из военно-морского института с красным дипломом. За его плечами служба в качестве командира БЧ-2,3 на МТЩ «Иван Голубец», четыре года был помощником командира корабля. После Высших офицерских классов назначен командиром «Вице-адмирала Жукова».

Есть в экипаже и опытные мичмана. Это, например, старшина моторной команды (носовое машинное отделение) старший мичман Василий Янковский. За его плечами опыт почти 20-летней службы. Старшина радиотехнической команды старший мичман Денис Билай. Настоящий ас своего дела. Он также прослужил почти два десятка лет. Или специалист связи старший мичман Виктор Варава, награжденный медалью «За боевые заслуги» и занесенный в Книгу почета Краснознаменной бригады ОВР. На его счету десятки тысяч пройденных миль, обеспечение корабля необходимой информацией во многих дальних походах, в штормовых условиях.

- Завершается срок его службы, - искренне сожалеет командир корабля, - Жаль расставаться с такими специалистами. Вместе с тем на смену мастерам военного дела приходит молодое пополнение, выросшее на нашем корабле из контрактников. Это, к примеру, старшина трюмно-котельной команды мичман Владимир Вдовин, старшина команды связи мичман Сергей Пашмурадов, старшина минной команды мичман Максим Саратов, в прошлом старшина 2-й статьи контрактной службы, старшина команды-боцман корабля мичман Тимур Хамирзов, оба пришедшие к нам с МТЩ «Ковровец»…

Этот список можно продолжить. И говорит он о том, что на корабле проводится работа по нормальной ротации кадров. Хорошо, что вчерашние лучшие контрактники становятся мичманами, профессионалами, людьми с четкой ориентацией на долгую службу.

Вместе с тем на корабле растят и контрактников.

-Почти 70 процентов личного состава на корабле – контрактники, - не без гордости за свой экипаж говорит командир «Вице-адмирала Жукова», - в числе лучших из них могу назвать старшину моторной команды кормового машинного отделения главного старшину Виктора Менделя, гидроакустика главного старшину Андрея Тишенина, кока старшину 2-й статьи Василия Виноградова….

-Присматриваемся мы и к воинам по призыву, как кандидатам в контрактники, вступает в разговор помощник командира МТЩ капитан-лейтенант Александр Вавилов, - Это мотористы матросы Андрей Боязитов, Мурат Джамбеков…

Особое внимание на корабле уделяют молодым матросам, недавно пришедшим на корабль. Таких семеро человек.

-Ведь очень важно, насколько быстро они вольются в экипаж, сдадут зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию материальной части, несению ходовых вахт, станут полноправными членами нашего большого коллектива, - резонно замечает помощник командир корабля, - поэтому молодежь у нас под особым контролем. Мы делаем все, чтобы их адаптация к нелегкой корабельной службе проходила как можно быстрее и легче.

Капитан-лейтенант Александр Вавилов отметил старание рулевого матроса Дмитрия Донскова, призванного из Астрахани и связиста матроса Леонида Самащука, призванного из Волгоградской области. Эти молодые воины с высшим образованием.

-Дмитрий Донсков закончил Новочеркасский политехнический институт, - говорит Александр Вавилов, - а Леонид Самащук - Волгоградский государственный технический университет. Ребята грамотные, толковые, они быстрее других выучили книжки «Боевой номер», адаптировались к корабельным условиям и сдали зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию материальной части.

…Недолго стоять у причала морскому тральщику «Вице-адмирал Жуков». Его экипаж вновь выходит в море, чтобы обрести морскую выучку, получить практические навыки обслуживания техники и оружия, чтобы зорко стоять на страже южных рубежей нашей Отчизны, чтобы со временем поменять своих братьев на боевом дежурстве.

Кстати, о дежурстве. С кавказских берегов в родной Севастополь 19 января вернулся МТЩ «Турбинист» под командованием старшего лейтенанта Андрея Калмаева. Старший на нем - заместитель командира тактической группы морских тральщиков капитан 3 ранга Дмитрий Огурцов. Корабль успешно выполнил поставленные задачи, а на смену ему из Севастополя еще 15 января отправился МТЩ «Иван Голубец». Так что вся «семья» морских тральщиков в работе. «Пахари моря» не знают усталости. Вот уж поистине: покой им только снится.

Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора

 

Profile picture for user Черное море
11237
Черное море

Семь футов под килем Вам, «Пахари моря», не знающие усталости. Готовьтесь охранять сочинскую Олимпиаду.