Проект «Севастопольцы» - Трофим Калашников – Кондуктор флота (хроники жизни нижних чинов)

А.В. Горобец, Е.А. Горобец
Цикл «Жизнь и служба в Севастополе»
(хроники о жизни нижних чинов)
Кондуктор флота
Очерк 1
История города Севастополя периода второй половины XIX – начала ХХ века в рамках общероссийской истории в советское время подавалась крайне сжато и схематически выглядела примерно так: первая оборона – революция 1905 года – Великая Октябрьская Социалистическая революция.
Я не хочу обсуждать причины этого явления, но факт остается фактом: этот период жизни нашей страны объективно и в достаточной мере до сих пор не освещен.
Мне всегда хотелось углубиться в историю этого времени и увидеть его глазами очевидцев, и такая уникальная возможность была: несколько поколений нашей большой семьи – с дедушками, бабушками, прабабушками, родственниками и свойственниками – с 1810 года жили на Корабельной стороне города Севастополя. Жили компактно, не забывали друг друга и постоянно рассказывали внукам-правнукам что-то из своей жизни и жизни своих родителей. Я и сам еще застал Аполлоновских рыбаков, перепоясанных вместо кушаков свернутыми в жгут рыболовными сетями, и базары, полные свежей и дешевой черноморской рыбы, и прочую Корабельскую экзотику… С середины шестидесятых годов всё это, к сожалению, стало исчезать из обихода.
Время безжалостно стирает из памяти современников обстоятельства и порядок жизни их предшественников. Появились новые «севастопольцы», которым безразлично, что здесь было раньше и что будет потом. Такое отношение к истории своей страны и своего города опасно. Иваны, родства не помнящие, не умеют ни накопленного предыдущими поколениями сохранить, ни своего основать прочно.
Главная цель этой работы – представить живые свидетельства о прошлых поколениях людей Корабельной стороны, рассказать об их образе жизни, их службе, их труде. Меньше всего внимания уделено в повествовании «важным персонам», историческим знаменитостям. Нижние чины флота, Аполлоновские рыбаки да мастеровые Лазаревского адмиралтейства – наши прародители, простые люди, – вот главные герои этой хроники.
***
В бесконечном ряду прошедших лет остановимся на крошечном интервале от 1890-го до 1930-го года, пространство сузим до Черноморского театра политического и военного противостояния с эпицентром в Севастополе. В это «прокрустово ложе» истории вошли войны и революции, оккупация и интервенция, создание флота, уничтожение флота и снова его создание, террор Белый и террор Красный, массовые повешения, административные расстрелы и репрессии, национализация, коллективизация… все пронеслось над Севастополем.
Отдавая дань уважения всем, жившим на севастопольской земле с момента основания города, составившим его бессмертную Славу и вынесшим на своих плечах все беды, пришедшиеся на долю их родного города, я решил начать хронику рассказом об одном из них – моем прадеде – кондукторе флота Трофиме Никифоровиче Калашникове.
Он родился в 1869 году в городе Екатеринославе (Днепропетровске). Фамилия его родителей - Колашко, именно под этой фамилией Трофим Никифорович в 1890 году был призван на действительную воинскую службу в Российский Императорский Военно-Морской Флот.
Время его призыва пришлось на годы интенсивного восстановления Российских Военно-Морских сил на Черном море. Вновь строящийся паровой, винтовой, броненосный флот выдвигал новые требования к профессионализму личного состава своих команд. Мужество и отвага экипажей парусных кораблей были неоднократно подтверждены громкими победами: Корфу, Калиакрия, Синоп… этот список блистательных викторий можно было бы продолжать и продолжать, однако новому Российскому Флоту были нужны не только доблестные, но и образованные, технически подготовленные кадры. Именно поэтому в 1875 году в городах Кронштадте и Николаеве были открыты специальные школы для нижних чинов.
В 1890 году Севастополь был официально объявлен Главным Военным портом Черноморского флота, сюда были переведены флотские органы управления, первая черноморская дивизия, школы Учебного отряда Черноморского флота и соответствующие флотские экипажи.
По прибытии в крепость Севастополь новобранец Трофим Колашко был направлен в Учебный отряд, где прошел начальную военную подготовку, принял Военную Присягу и в чине «матрос 2-й статьи» был зачислен в состав экипажа одного из кораблей Черноморского флота. Полтора года спустя за успехи в прохождении службы матрос 2-й статьи Колашко был произведен в чин «матрос 1-й статьи» и откомандирован для дальнейшего обучения в Минную школу Учебного отряда Черноморского флота.
По окончании первого года обучения матрос1-й статьи Колашко успешно сдал промежуточный экзамен, был произведен в категорию «старшие корабельные специалисты» по военно-учетной специальности «минёр-гальванёр» и допущен к занятиям по программе следующего, второго года подготовки. Завершив полный курс Минной школы Учебного отряда Черноморского флота, матрос 1-й статьи минёр-гальванёр Колашко успешно сдал выпускные экзамены, по результатам которых состоялось его производство в первый унтер-офицерский чин «минный квартирмейстер». Квартирмейстер – младший унтер-офицер, в то же время – это высший чин, до которого мог дослужиться нижний чин срочной службы.
В Российской Императорской Армии и Военно-Морском Флоте существовало пять воинских чинов унтер-офицеров, самым старшим был чин «кондуктор флота». Кондуктор флота – это ближайший помощник, «правая рука» офицера-специалиста. Чин требовал значительной технической и общеобразовательной подготовки, поэтому присваивался после сдачи соответствующих экзаменов по специальным и общеобразовательным предметам.
По окончанию срочной службы в 1896 году Трофим Никифорович «представил по команде рапорт» о зачислении в сверхсрочную службу и о допуске к экзаменам на воинский чин «кондуктор флота» по специальности минер-гальванер. Экзамены он успешно сдал.
При производстве в корпус кондукторов флота Трофим Никифорович получил «nom de guerre» (имя войны, фр.) «Калашников» – псевдоним так и заменил его малороссийское имя и впоследствии стал семейной фамилией.
В 1896 году кондуктор флота Трофим Калашников для дальнейшего прохождения службы был направлен в город Николаев, где в 1895 году, практически одновременно с закладкой нового броненосца, в 35-м Черноморском флотском экипаже приступили к формированию и боевой подготовке его команды. Наряду с боевой подготовкой личный состав броненосца принимал активное участие в строительстве корабля: в монтаже и наладке его машин, механизмов, систем вооружения и связи, что значительно повышало уровень знаний по корабельной специальности, как нижних чинов срочной службы, так и молодых унтер-офицеров.
Мая 7 дня 1894 года броненосец был включен в списки кораблей Военно-Морского флота Российской Империи под именем «Ростислав», получив это наименование в память Великого князя Киевского Ростислава Мстиславовича, внука Владимира Мономаха. Мая 6 дня 1895 года в Николаевском адмиралтействе состоялась церемония официальной закладки броненосца, а августа 20 дня 1896 года броненосец «Ростислав» был спущен на воду.
Июня 25 дня1897 года «Ростислав», без брони и вооружения, своим ходом отбыл в порт Севастополь для достройки, вооружения и проведения приёмо-сдаточных испытаний. С этого момента и на долгих двадцать лет (вплоть до февральской революции 1917-го) воедино сплелись судьбы кондуктора флота Калашникова и броненосца «Ростислав».
В этом же году случилось и еще одно судьбоносное для нашего кондуктора событие: Трофим Никифорович женился на Наталье Андреевне Телечевой, младшей дочери высококвалифицированного рабочего Андрея Иванович Телечева, переселенного по двадцатилетней программе строительства Черноморского флота из города Калуги в город Севастополь.
В1883 году, с началом строительства в Севастополе на верфях Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) серии эскадренных броненосцев «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец», остро стал вопрос о квалифицированной рабочей силе. В связи с отсутствием на юге страны достаточного количества людей, подготовленных для работы на современных судостроительных предприятиях, правительство Империи приняло решение – собрать отовсюду мастеровых высшей квалификации и направить их на возрождаемые верфи Новороссии и города Севастополя. Отобранные таким образом мастеровые должны были стать на каждом заводе, каждой верфи, каждом адмиралтействе юга страны тем ядром, вокруг которого из местного необученного населения было бы образовано новое поколение квалифицированных заводских рабочих.
По всем промышленным центрам Российской Империи уполномоченные чиновники приступили к селекции и вербовке высококвалифицированных мастеровых для работы на судостроительных предприятиях юга страны. Одновременно, в соответствии с принятой Российским правительством «Судостроительной программой для Черного моря», началось переселение отобранных мастеровых с семьями к новому месту работы. Казна брала на себя расходы по переезду и обустройству на новом месте каждого привлеченного в эту программу мастерового с его семьей. Казна так же обеспечивала ему хорошие заработки и приемлемые условия труда на новом месте работы.
По прибытии в Севастополь мастеровой Телечев был направлен на верфи РОПиТ, получившем ещё в 1856 году территорию разрушенного войной Лазаревского адмиралтейства в бесплатное, на неопределенное время, пользование. За несколько лет РОПиТ восстановило это судостроительное предприятие и приступило к ремонту, а со временем и к постройке сначала коммерческих, а затем и военных судов.
Реформы, проводимые в Российской Империи с конца девятнадцатого века, несколько улучшили положение нижних чинов сверхсрочной службы. Они получили право учить своих детей в казенных гимназиях за казенный же счет. Правда, форму одежды, учебники и писчие принадлежности приходилось покупать на свои деньги. С другой стороны, существенным вспомоществованием было полученное от «казны» в самом конце XIX-го века разрешение покупать для домашних трапез флотских унтер-офицерских семей мясо на флотской скотобойне, которая находилось в Ушаковой балке (где сейчас расположен яхт-клуб), а хлеб – на флотском же хлебозаводе, расположенном по улице Гоголевская за Сенным рынком. Стоимость «казенных» продуктов была в несколько раз ниже, чем в свободной продаже на городских базарах.
Разговор о флотском житье-бытье начнем с «кормежки на флоте». На флоте кормили хорошо.
Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», формально начавшееся по причине поданного матросам на обед отвратительного борща из червивого мяса, – это исключение, подтверждающее общее правило.
И, кстати о мясе… Мясо во флотских рационах было постоянной составляющей, а такого наваристого и вкусного борща, какой готовили в те времена для флотских команд, ни в одном ресторане, ни в одном трактире Вам бы не предложили. Следует заметить, что для борща по-флотски овощи нарезались не соломкой, как обычно, а кубиками, чтобы молодым хлопцам было, что пожевать (порубать).
Чтобы разнообразить корабельное меню, борщ готовили примерно по тридцати разным рецептам, в том числе: борщ постный, борщ на мясном бульоне, борщ на поджарке из свиного сала с луком.
Эти три основные группы, в свою очередь, отличались по наборам закладываемых в борщ овощей. Короче говоря, хороший кок мог до бесконечности варьировать ингредиенты и вкусовые качества «южнорусского», а правильнее сказать, – украинского овощного супа, то есть борща – все они были, да и остаются, один вкуснее другого. Борщ варили с вечера, чтобы он настоялся. На следующий день к обеду борщ разогревали и насыпали, да, именно насыпали, а не разливали, по бачкам экипажа, уж очень густ и наварист был сей замечательный продукт. В бачки же закладывали одинаковые по весу куски мяса в количестве, соответствующем количеству «едоков на бачке».
Для приема пищи нижние чины расписывались по помещениям, столам и бачкам. Питание нижние чины получали артельно, то есть группы по шесть – восемь человек объединялись в артель. В любом случае артель формировалась из нижних чинов одного отделения. Отделенный командир назначал старшего артельщика.
Старший артельщик назначал «бачкового», который получал на камбузе пищу для всех столующихся из бачка. Он же контролировал распределения мяса, которое делили следующим образом: вынимали из бачка, выкладывали его на куски хлеба, один из артельщиков отворачивался, а «бачковой», указывая на кусок, спрашивал: «Кому?»
Отвернувшийся артельщик называл одного из сотрапезников и так до окончания дележа. Старший артельщик устанавливал так же очередность дежурств по уборки стола и мытью посуды. Ежедневно перед обедом начиналась церемония выдачи «винной порции», по чарке на едока (чарка – 123 мл). Винные порции выдавались кондуктором-баталером[1], и учитывалась в так называемой «форменной книге». Отказ от «винной порции» так же, как и отказ от потребления других продуктов – таких как, сливочное масло, табак и тому подобное, компенсировался денежной выплатой, так называемой «заслугой». Например, отказ от чарки водки оплачивался казной денежным вознаграждением в пять копеек. Причитающаяся кондукторам «винная порция» перед обедом доставлялась в кондукторскую кают-компанию специально занаряженными вестовыми[2].
Во время стоянки на баке корабля выставлялась бочка с соленой сельдью, любой желающий в любое время мог съесть селедку (посолонцевать), эта еда не учитывалась и не контролировалась.
После вечерней поверки, читки приказов и объявления нарядов на следующий день, «бачковые» разносили по кубрикам в надраенных до блеска шестилитровых латунных чайниках вечерний чай с сахаром. Чай готовился из расчета 0,5 литра на человека. Один-два раза в неделю во время стоянки в порту вместо чая давали молоко. К чаю давали полфунта белого хлеба.
Ели неспешно, соблюдая очередность, если кто-нибудь из сотрапезников увеличивал темп еды, ему сначала говорили «не части», а в случае, если предупреждение не действовало, старший артельщик мог «вдарить» торопыгу деревянной ложкой по лбу. Не очень больно, но чрезвычайно обидно, вроде как бы мальца воспитывают. На кораблях флота были узаконены «добавки» (дополнительные порции) к любому из блюд, выдаваемых на камбузе[3].
Желая избежать в дальнейшем повторения «Потемкинских» событий и разговоров о некачественной пище, флотское командование ввело дополнительный доклад дежурных фельдфебелей дежурному офицеру о приеме пищи нижними чинами.
Сами же матросы по этому поводу придумали шутку: «Дежурный фельдфебель – дежурному офицеру:
- Ваше благородие! Команда нэ хочэ йсты лаврогого листу».
Содержание доклада фельдфебеля обусловлено тем, что лавровый лист и дочиста обглоданные кости – это все, что обычно оставалось в бачках моряков после их трапезы.
А теперь вернёмся к трагическим событиям, связанным с восстанием на кораблях Черноморского флота в 1905 году. Они имеют прямое отношение к нашему герою – кондуктору Трофиму Калашникову.
***
14 ноября 1905 года. Отставной капитан 2-го ранга Петр Петрович Шмидт, по просьбе прибывшей к нему на квартиру делегации экипажа крейсера «Очаков», принял на себя руководство восстанием на кораблях Черноморского флота. Готовясь к столь важному шагу, Петр Петрович где-то достал парадную форму капитана 2-го ранга (кстати, он имел полное право на ее ношение) и отправился на крейсер. Вместе с ним был его шестнадцатилетний сын Евгений.
Ход восстания хорошо известен, поэтому рассмотрим лишь один из заключительных эпизодов этой трагедии, важный для нашей хроники.
К 16 часам 30 минутам 15 ноября 1905 года крейсер «Очаков» превратился в пылающий костер. Матросы покидали горящий корабль, кто вплавь, кто на шлюпках. И те, и другие попадали под плотный ружейно-пулеметный огонь правительственных войск. Спасаясь с крейсера «Очаков», Петр Петрович Шмидт и его сын вплавь добрались до миноносца № 270. Миноносец начал движение с целью покинуть Севастопольскую бухту, уйти в открытое море и, таким образом, спасти капитана 2-го ранга Шмидта от ответственности за вооруженный мятеж, однако на траверзе Биологической станции миноносец попал под артиллерийский огонь броненосца «Ростислав».
Мой прадед Трофим Никифорович Калашников, который, как мы помним, в то время служил на броненосце «Ростислав», рассказывал моему дедушке Алексею Трофимовичу Калашникову об этом дне так:
- «Темнело. Закончился бой с мятежными кораблями. После отбоя боевой тревоги я, выйдя на шкафут, увидел результаты наших трудов. Ярким костром пылал крейсер «Очаков». У Павловского мыса, в районе гидро-метео станции лежал на мели, искореженный нашим же огнем миноносец «Свирепый», а ближе к выходу из бухты дрейфовал лишенный комендорами «Ростислава» хода миноносец № 270.
Моё внимание привлекло большое скопление нижних чинов на площадке у ютового трапа, как раз перед кормовой батареей главного калибра. Люди оживленно переговаривались, иногда гул их голосов прерывался вспышками дружного смеха. Прохожу через толпу и вижу старшего офицера «Ростислава» лейтенанта Федора Федоровича Карказ, который распекает неизвестного мне капитана 2-го ранга. Обер-офицер был в промокшем до нитки парадном обмундировании и с непокрытой головой, к нему жался тоже абсолютно промокший юноша лет семнадцати. Я снял свою фуражку и предложил ее капитану 2-го ранга, которую тот молча надел, кивком головы поблагодарив меня за этот подарок. Повседневная кондукторская фуражка это конечно не парадная обер-офицерская треугольная шляпа с плюмажем, однако все же лучше, чем ничего, не можно ведь находиться на палубе боевого корабля без головного убора. Я же отправился к себе в каюту за запасной фуражкой. Вскоре я узнал, что офицер, которому я отдал свой головной убор, был предводителем «Очаковского» бунта, мятежником Шмидтом, но я ни о чем не жалею. На нем, конечно, много матросской крови, однако бездельно измываться над человеком и моряком, когда он уже не может за себя постоять. Дело это греховное и богопротивное. Если он виновен, то арестуй его, в конце концов, расстреляй, но не нарушай его моряцкой чести. А паче всего на глазах у младших по чину, и уж совсем негоже на палубе боевого корабля учинять «цирковое представление» для нижних чинов, и в оном цирке, вместо дрессированного медведя, представлять флотского обер-офицера, хоть и бунтовщика».
Эта безмолвная сцена привела офицеров броненосца в недоумение. Только что старший офицер «Ростислава» лейтенант Федор Федорович Карказ на глазах у нижних чинов, побросавших свои работы и толпящихся на палубе броненосца, издевался над стоящим перед ним с непокрытой головой капитаном 2-го ранга:
- Вот он, сволочь! Тащите эту сволочь за мной! Вот он – командующий флотом! А-А! Сволочь такая!
И вдруг кондуктор Калашников отдал «этой сволочи» свою фуражку. Все на флоте знали, что по старинному морскому обычаю ни при каких обстоятельствах моряк не должен находиться на палубе корабля с обнаженной головой – это, в первую очередь, унижение его собственного достоинства. Именно поэтому старший офицер броненосца «Ростислав» как можно дольше держал пленника с непокрытой головой на палубе корабля, дабы продлить глумление над моряком, и показать нижним чинам, столпившимся на палубе броненосца, всю глубину падения этого «государственного преступника».
Поступок кондуктора можно было трактовать как сочувствие мятежнику, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако в этом случае дело получило бы официальный ход, началось бы дознание. Дознание же могло принести многим офицерам, и в первую очередь командиру корабля, немало неприятностей. Могли, например, припомнить и либерально настроенную кают-компанию броненосца, в коей господа офицеры говорили, что они против мятежа, но «не желают кровопролития». Не помогло бы им даже то обстоятельство, что флагман Черноморского флота броненосец «Ростислав» принял самое активное, можно сказать, решающее участие в подавлении восстания на крейсере «Очаков».
Исходя из этих соображений, офицеры «Ростислава» решили представить непредвиденный эксцесс, автором которого явился кондуктор Трофим Калашников, несколько по-иному, с анекдотической, если угодно, точки зрения:
- Политикой здесь и не пахнет. Просто-напросто «впэртый хохол», унтер, знает только то, чему его научили на флоте, поэтому никому, даже обер-офицеру, даже государственному преступнику, не позволит нарушать форму одежды. И, следовательно, с учетом того, что требования Устава распространяются не только на экипаж, но и на «любое другое, приватное, в том числе, лицо, имеющее присутствие на корабле» – поступил правильно, исправив нарушение, допущенное инсургентом Шмидтом на палубе броненосца «Ростислав». Поэтому, с точки зрения командира и господ офицеров, подобное похвальное усердие кондуктора Калашникова в соблюдении требований «Корабельного Устава Военно-Морского Флота Российской Империи» должно всемерно поощряться, являя достойный пример для нижних чинов, как броненосца «Ростислав», так и всего флота.
Эта история с фуражкой для арестованного Шмидта еще сыграет свою роль в судьбе Трофима Калашникова. Она спасёт ему жизнь.
***
Настало время немного поговорить об условиях жизни нижних чинов во флотских экипажах и на кораблях Российского Императорского Военно-Морского Флота. Не следует забывать, что команды жили на кораблях только с 1 апреля по 1 октября, на время так называемой «компании». Остальные месяцы подавляющее большинство кораблей стояло у стенок с погашенными топками, охранялось сменными караулами, нижние чины корабельных команд жили в береговых казармах флотских экипажей, а офицеры, в основном, уходили в отпуск.
Говоря о службе нижних чинов в Военно-Морском Флоте Российской Империи, следует заметить, что большое значение для моряков имели патриархальные порядки, к которым молодые матросы были приучены всей своей допризывной жизнью. В первую очередь, это традиция уважения старших. В те годы в Военно-Морском Флоте Российской Империи служили семь лет, а призывались на службу, имея за спиной полных двадцать лет жизни. Четыре первых года матрос был обязан обращаться к такому же матросу, но имеющему шевроны за выслугу лет, со словами «господин старый матрос». Даже в бане «молодые матросы» имели право мыться только после того, как помоются «старые матросы».
Среди флотских команд всемерно поддерживалась старинная традиция уличных кулачных боев. Команды, сошедшие в увольнение, с удовольствием дрались с «чужаками». Ну, например, с солдатами гарнизона или с гражданскими мастеровыми или там лавочниками, приказчиками, да мало ли с кем…. В крайнем случае, с такими же матросами, только с другого корабля, была бы охота драться. А охота была. Считалось, что такие драки сплачивают корабельный экипаж, вырабатывают чувство взаимной помощи, ощущение надежного дружеского плеча и уверенности, что «мой корабль – мой дом родной».
Таким образом, в нижних чинах воспитывалось сознание того, что вокруг все чужие, а раз чужие, значит враги, а раз так, значит никакого с ними общения, «акромя драки». Негласно флотское командование всех уровней поощряло такие групповые потасовки – все лучше, чем те же матросы, собираясь на берегу в разношерстные компании, будут слушать заезжих агитаторов и говорить о своих сложностях да заботах. Так и до второго «Очакова» недолго договориться, пусть уж лучше дерутся. Полиция пресекала подобные столкновения, но тоже только формально.
Мой дедушка, Алексей Трофимович, рассказывал, как, играя со сверстниками в Ушаковой или Аполлоновой балке, он не единожды наблюдал подобные драки и действия полиции по их пресечению. Отряд полиции разгоняет дерущуюся толпу, несколько матросов вырываются из этой свалки и бегут к морю. Мальчишки взбираются на железнодорожную насыпь, откуда отлично видно и то, что творится в балке, и то, что происходит на берегу. Устье каждой из этих балок одинаково перегорожено железнодорожной насыпью с тоннелем, по которому проложена дорога, ведущая к морю. Матросы на бегу раздеваются, предметы формы остаются разбросанными вдоль дороги, ведущей к морю. На бегу же снимают ботинки (ботинки на резинках, поэтому снимаются легко), и вот беглецы в одном нижнем белье пулей влетают в тоннель, проходящий через железнодорожную насыпь, пробегают под аркой акведука, ласточкой прыгают с пирса в море и что есть мочи плывут к своему родному кораблю.
Корабли стоят на бочках вдоль фарватера Северной бухты.
Городовые выбегают на пирс, стреляют по уплывающим матросам, но чтобы попасть – так такого в жизни ни разу не было. Пока длится «погоня», остальные участники драки помаленьку исчезают. Все это больше напоминало игру в «казаки-разбойники», чем полицейскую операцию.
В итоге все остаются при своих интересах, все здоровы и счастливы. Матрос, уйдя от полиции и прибывши таким образом на корабль, становился героем дня. С негласного разрешения командира, как бы по традиции, он получал у баталера лишнюю чарку, а то и две, водки, а так же комплект обмундирования взамен брошенного во время бегства, и до конца дня освобождался от корабельных работ. Следует заметить, что количество чарок водки определялось температурой забортной воды: зимой – больше, летом – меньше.
Таким образом в матросе воспитывали уверенность в том, что для него весь мир – враг, и что только на родном корабле он любим и уважаем. В детстве дома у него был любящий, но строгий отец, а здесь, на корабле, у него есть строгий, но справедливый, любящий своих «сынков» – матросов их отец-командир. Он не даст в обиду и в любой момент придет на помощь, а для этого только всего и надо, что исправно служить Престол-Отечеству и быть беззаветно преданным лично ему, отцу-командиру.
Что же касается телесных наказаний, то еще в 1860 году своим особым постановлением Морской министр Адмирал Николай Карлович Краббе отменил на Российском Императорском Военно-Морском флоте телесные наказания нижних чинов. Были составлены «Правила о власти командира корабля во время плавания и в чрезвычайных случаях», а так же Военно-Морской судебный Устав. Однако «рукоприкладство» на кораблях Военно-Морского флота все же имело место, несмотря на то, что основная масса офицеров подобный род действий явно не одобряла, а замеченных в «зуботычине» офицеров презрительно именовали «дантистами».
Значительное место в воспитательной работе с экипажами Военно-Морского Флота Империи занимали судовые праздники. Судовой праздник линкора «Ростислав» был приурочен к Храмовому празднику церкви во имя Святого Благоверного князя Ростислава – 14 марта. Такие праздники организовывались с разрешения командира корабля и под руководством судового священника.
Мой дедушка Алексей Трофимович рассказывал, как однажды отец взял их с братом Павлом к себе на линкор для участия в корабельном празднике:
- «Праздник проходил торжественно и благолепно. С вечера было отслужено Всенощное бдение. А утром на борт линкора с Графской пристани и пирса в Аполлоновой балке катерами и баркасами «Ростислава» были доставлены семьи офицеров и нижних чинов для участия в Божественной Литургии и молебне Святому Благоверному Великому князю Ростиславу у его святой иконы. Присутствующий на богослужении младший флагман эскадры по окончании службы поблагодарил священника за проповедь, а команду за прекрасное церковное пение. По окончании торжественного богослужения, с разрешения командира, экипаж и гости приступили к праздничному обеду. Был провозглашен первый тост за здоровье Государя Императора, Государыни Императрицы и за весь Царствующий дом. Тост этот был встречен дружным троекратным «Ура!» присутствующих».
После обеда его участники вышли на верхнюю палубу, где повсюду были расставлены столы с горячими напитками (чай, кофе, какао, всевозможные сбитни и тому подобное) и сладкими блюдами, играл корабельный хор балалаечников. Корабль из грозного стального левиафана превратился в веселый сказочный город, иллюминированный, как рождественская елка и украшенный флагами рассвечивания. Повсюду бегают ребятишки. В каземате по правому борту идет демонстрация бесконечного количества серий кинокомедии «Пат и Паташон». В каземате по левому борту свои же матросы из самодеятельного театра показывают назидательную драму из жизни Великого князя Киевского и Смоленского Ростислава. Спектакль подготовлен ими к празднованию Дня корабля, под руководством одного из офицеров, знатока и любителя древней истории Русского государства. На верхней палубе, музыка и танцы, танцуют все. Офицеры и их жены во главе с командиром корабля принимают активное участие в играх и забавах экипажа, что делает торжество по истине семейным и веселым.
С наступлением сумерек, праздник завершился фейерверком и катанием по Севастопольским бухтам на баркасах и шлюпках, буксируемых катерами «Ростислава».
***
В 1908 году линкор «Ростислав» вместе с линкорами «Пантелеймон», «Три Святителя», крейсером «Память Меркурия» и рядом более мелких судов вошёл в состав сформированного в начале года «Черноморского отряда действующего флота». Для отряда была составлена обширная программа учебных мероприятий, которая продолжилась и в следующем году, когда в нее впервые были включены подводные лодки.
29 мая 1909 года в темное время суток, когда отряд кораблей следовал от траверза мыса Херсонес курсом на Инкерманский створ, подводная лодка «Камбала» в соответствии с учебным планом удачно торпедировала линкор «Пантелеймон», но в результате ошибок, допущенных ее командиром, попала под таран «Ростислава», была им разрезана и мгновенно затонула.
Для обследования погибшей подводной лодки «Ростислав» остался на месте катастрофы. Утром предполагалось начать обследование затонувшей подводной лодки. Охотником (добровольцем) вызвался водолазный кондуктор линкора «Ростислав» Конон Кучма. За 22 минуты пребывания под водой, на запредельной для того времени глубине в 57 метров он смог установить, что все находившиеся в «Камбале» люди погибли. Для работы на столь большой глубине, практически в полном мраке, оказался чрезвычайно полезным «подводный карбидный фонарь» конструкции кондуктора Трофима Калашникова.
Трофим Никифорович по ходу службы сделал два важных изобретения: «Подводный карбидный фонарь» а также «Способ разминирования минных постановок», и был всемилостивейше пожалован золотой медалью «За усердие». Пятьсот рублей серебром и карманные золотые часы с цепочкой, которые Трофим Никифорович получил в дополнение к медали, были замечательным подтверждением Монаршей Благосклонности и поощрением к дальнейшим успехам на воинской службе.
А частная жизнь кондуктора шла своим чередом. Летом 1912 года Трофим Никифорович и Наталья Андреевна Калашниковы на условиях ипотечного кредитования купили домовладение по адресу: улица Черниговская, № 45. К этому времени у них было уже шестеро детей, и наличие собственного дома стало насущной необходимостью.
Трофим Никифорович, как говорится, был мастер на все руки, хорошо владея портняжным ремеслом, он обшивал всю семью, шил женское платье для жены и дочерей, мужское – для сыновей. При этом был строг до чрезвычайности: достигнув определенного возраста, ребенок, для которого он что-то шил, обязан был тут же находиться и осваивать столь необходимое в жизни ремесло. Трофим Никифорович замечательно владел и сапожным ремеслом, шил и ремонтировал для семейства всю необходимую обувь, но этому ремеслу детей не обучал.
На царской службе Трофим Никифорович получал вместе с морскими и прочими надбавками 97 рублей в месяц денежного довольствия (что-то около современной тысячи долларов США), по тем временам – вроде бы и неплохо. Этот заработок позволял семье вести вполне приличный, по местным стандартам, образ жизни: с домашним электрическим освещением, в том числе резервным, от аккумуляторных батарей, кабинетным роялем в гостиной, домашней библиотекой, пополняемой из года в год получаемыми по подписке журналами «Нива» и «Вестник иностранной литературы» с ежегодными приложениями новинок из художественных и научно-популярных изданий. Все дети учились в гимназии.
***
В октябре 1912 года «Ростислав» вместе с крейсером «Кагул» был направлен в Константинополь, где собралась внушительная международная эскадра, составом до 21 вымпела.[4] Шла Первая Балканская война, и успехи болгарской армии могли вызвать в городе беспорядки. Защитить европейские посольства от погромов и были призваны собравшиеся здесь корабли. Однако, к общему счастью, бунта не случилось. Вместо участия в боевых действиях русские в Царьграде с большой помпой отметили 300-летие дома Романовых.
Броненосец «Ростислав» принимал активное участие в Первой Мировой войне. Весной 1916 года в ходе артиллерийского обеспечения Трапезундской наступательной операции боевая обстановка сложилась таким образом, что возникла необходимость высадить тактический десант, состоящий из моряков линкора. Кондуктор Калашников возглавил один из взводов этого десанта. За личное мужество и отвагу, проявленные в рукопашной схватке с противником в ходе упомянутой операции, он был удостоен Знаком отличия «Георгиевский крест» четвертой степени и «Георгиевской медали «За храбрость» четвертой степени.
Трофим Никифорович уволился от воинской службы весной 1917 года ввиду известных событий, повлекших за собой прекращение действия Воинской Присяги. Кондуктор Калашников принципиально не желал участвовать в революции, справедливо полагая, что кроме смертоубийства, ничего хорошего из этого не получится. Сняв погоны, Трофим Никифорович поступил на работу электромехаником в Лазаревское адмиралтейство, зарабатывал неплохо, там же работал столяром-краснодеревщиком старший брат его жены Филипп Андреевич Телечев.
Единственное, что смущало рабочих Лазаревского адмиралтейства, - господ мастеровых Калашникова и Телечева, – так это то, что работа в адмиралтействе была единственным источником существования их семей. А если Лазаревское адмиралтейство вдруг закроется, и господа мастеровые останутся за воротами? Что делать?
Свое решение глобального русского вопроса Трофим Никифорович и Филипп Андреевич нашли достаточно быстро и, воплощая его в жизнь, к концу лета 1917 года на паях построили четырехвесельную рыбацкую лодку, снаряженную для плавания под парусом и на веслах. Наличие в семье лодки открывало новые перспективы для выживания в столь непредсказуемые годы.
***
В 1919 году решение задачи восстановления боеспособности Черноморского флота упиралось в ряд серьезных обстоятельств, и в первую очередь – в отсутствие обученного личного состава. Флоту требовалось подготовленное пополнение, именно поэтому командование Вооруженных сил Юга России приняло решение о создании Электромеханической школы Учебного отряда.
Инструкторско-преподавательский состав, которой должен был быть укомплектован проживающими в Севастополе отставными штаб-офицерами и кондукторами соответствующих специальностей, для чего предполагалось вновь призвать их на действительную воинскую службу. Таким образом, Трофим Никифорович Калашников в конце июля 1919 года вновь был призван на воинскую службу в чине подпоручика флота на должность преподавателя Электромеханической школы.
14 ноября 1920 года до обеда последние пароходы Вооруженных сил Юга России покинули порт Севастополь, увозя остатки Белых войск и следующих за ними гражданских лиц в эмиграцию. Того же 14 ноября, но только во второй половине дня, передовые отряды анархо-крестьянский армии Нестора Ивановича Махно, союзной в то время с рабоче-крестьянской Красной армией, вошли в Севастополь.
Моя бабушка Татьяна Григорьевна рассказывала: принарядившись, приколов к пальтишкам красные банты, она и другие соседские девочки вышли на улицу Четвертая Бастионная, в районе верхнего входа на Исторический бульвар (на этой улице в то время жила ее бабушка) встречать Красные войска. Однако вместо них в город вошли махновцы. Начались грабежи и расстрелы.
В этой обстановке решением революционного комитета военных моряков Электромеханической школы Учебного отряда Черноморского флота для охраны семьи преподавателя Калашникова был выделен вооруженный отряд при пулемете, сформированный из учащихся школы. Этот отряд находился во дворе дома Трофима Никифоровича до прекращения в городе беспорядков и установления «законной власти». По истечении двух суток со дня полной эвакуации из Севастополя белых отряды батьки Махно оставили город, а к вечеру 16 ноября 1920 года в город вошли регулярные подразделения Красной армии командарма Михаила Васильевича Фрунзе.
Заняв Севастополь, командующий Южным фронтом Михаил Васильевич Фрунзе, поручил члену Революционного Военного Совета фронта Бела Куну работу по выявлению среди оставшегося в городе Севастополе личного состава Белых формирований унтер, штаб и обер-офицеров, ответственных за массовые казни гражданского населения. Упомянутый Бела Кун сам и возглавил созданную им же комиссию по «специальному разбору» выше означенного контингента. В дальнейшем эта комиссия занялась делами унтер, штаб и обер-офицеров Черноморского флота и крепости Севастополь, которые «специальный разбор» проходили по месту с
Продолжение читайте в ссылках:
Жизнь и служба в Севастополе. Глава 2
Жизнь и служба в Севастополе. Глава 3
Жизнь и служба в Севастополе. Глава 4, Глава 5
Жизнь и служба в Севастополе. Главы 6, 7
Жизнь и служба в Севастополе. Глава 8
Жизнь и служба в Севастополе. Дополнение к главе 8
Жизнь и служба в Севастополе. Глава 9
Жизнь и служба в Севастополе. Глава 10
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 7416 просмотров
Маленькие Горобцы - большие молодцы!

Спасибо за работу, не обижайтесь на каламбур.
Спасибо, интересно было почитать
Спасибо уважаемым авторам!
Интересный материал!
Спасибо ребята - прекрасный материал! Низкий поклон за уважение к пращурам. Кстати, очень интересное подтверждение тому, что тухлое мясо в борще - это не самый главный повод событий в Севастополе в 1905г.
Кондуктор, зарабатывающий 1000 баксов ежемесячно - плохой царь-батюшка?! Очередной раз убеждаюсь - революционэры (не важно эсеры, большевики - дело свое знали).Самое главное - бить по государственности!!
Какой хороший рассказ!Спасибо авторам.
Хорошая статья
Познавательно, интересно, спасибо за возможность прикоснуться к истории. Авторам и проекту - всяческую поддержку, удачи!
Отлично!
очень интересно!