Проект «Севастопольцы» - Трофим Калашников – Кондуктор флота (хроники жизни нижних чинов)

admin

А.В. Горобец, Е.А. Горобец

Цикл «Жизнь и служба в Севастополе»

(хроники о жизни нижних чинов)

Кондуктор флота

Очерк 1

История города Севастополя  периода второй половины  XIX – начала ХХ века в рамках об­щероссийской истории  в советское время подавалась крайне сжато и схематически выглядела при­мерно так: первая оборона – революция 1905 года – Великая Октябрьская Социалистическая рево­люция.

Я не хочу обсуждать причины этого явления, но факт остается фактом: этот период жизни нашей страны объективно и в достаточной мере до сих пор не освещен.

Мне всегда хотелось углубиться в историю этого времени и увидеть его глазами очевидцев, и такая уникальная возможность была: несколько поколений нашей большой семьи – с  дедушками, ба­бушками, прабабушками, родственниками и свойственниками – с  1810 года жили на Корабельной стороне города Севастополя. Жили компактно, не забывали друг друга и постоянно рассказывали внукам-правнукам  что-то из своей жизни и жизни своих родителей. Я и сам еще застал Аполло­новских рыбаков, перепоясанных вместо кушаков свернутыми в жгут рыболовными сетями, и ба­зары, полные свежей и дешевой черноморской рыбы, и прочую Корабельскую экзотику… С сере­дины шестидесятых годов всё это, к сожалению, стало исчезать из обихода.

Время без­жалостно стирает из памяти современников обстоятельства и по­ря­док жизни их предшественников. Появи­лись новые «севастопольцы», которым безразлично, что здесь было раньше и что будет потом. Та­кое отношение к истории своей страны и своего города опасно. Иваны, родства не помнящие, не умеют ни накопленного предыдущими поколениями сохранить, ни своего основать прочно.

Главная цель этой работы – представить живые свидетельства о прошлых поколениях людей Кора­бельной стороны, рассказать об их образе жизни, их службе, их труде. Меньше всего внимания  уделено в повествовании  «важным персонам», историческим знаменитостям. Нижние чины флота, Аполлоновские рыбаки да мастеровые Лазаревского адмиралтейства – наши прародители, простые люди, –  вот  главные герои этой хроники.

***

В бесконечном  ряду прошедших лет остано­вимся на крошечном интервале от 1890-го до 1930-го года, про­странство су­зим до Черноморского те­атра поли­тического и воен­ного противо­стояния с эпицентром в Сева­стополе. В это «про­крустово ложе» истории вошли войны и револю­ции, ок­купация и интервенция, создание флота, уничтожение флота и снова его создание, террор Белый и террор Красный, массовые повешения, ад­министра­тивные расстрелы и репрес­сии, национализация, коллек­тивиза­ция… все пронеслось над Се­вастополем.

Отдавая дань уважения всем, жившим на севастопольской земле с момента основания города, составившим его бессмертную Славу и вынес­шим на своих пле­чах все беды, пришедшиеся на долю их родного города, я решил начать хронику рассказом  об одном из них – моем  прадеде – кондукторе флота Трофиме Никифоровиче Калашни­кове.

Он родился в 1869 году в городе Екатери­но­славе (Днепропетровске). Фамилия его родителей - Колашко, именно под этой фами­лией Трофим Никифорович в 1890 году был призван на действительную во­инскую службу в Россий­ский Император­ский Во­енно-Морской Флот.

Время его призыва пришлось на годы интенсивного восстановления Рос­сийских Во­енно-Морских сил  на Черном море. Вновь строящийся паровой, винтовой, бро­неносный флот выдви­гал новые требования к профессионализму лич­ного состава своих ко­манд. Му­же­ство и отвага экипажей парус­ных кораблей были неоднократно подтвер­ждены громкими победами: Корфу, Кали­акрия, Синоп… этот список блистательных викторий можно было бы продолжать и продол­жать, однако но­вому Рос­сийскому Флоту были нужны не только доблестные, но и образо­ванные, тех­ниче­ски подготов­лен­ные кадры. Именно поэтому  в 1875 году в городах Крон­штадте и Николаеве были открыты специ­альные школы  для нижних чи­нов.

В 1890 году Севастополь был официально объявлен Главным Во­енным портом Черноморского флота, сюда были переведены флотские органы управ­ления, первая чер­номорская дивизия, школы Учебного отряда Черноморского флота и соответствующие флотские экипажи.

По прибытии в крепость Се­вастополь новобранец Трофим Ко­лашко был направлен в Учебный отряд, где про­шел на­чальную во­енную подготовку, принял Военную При­сягу и в чине «матрос 2-й статьи» был зачислен в состав экипажа одного из кораблей Черномор­ского флота. Пол­тора года спустя за ус­пехи в прохожде­нии службы матрос 2-й статьи Колашко был произведен в чин «мат­рос 1-й ста­тьи» и откомандирован для дальнейшего обучения в Минную школу Учеб­ного отряда Черно­мор­ского флота.

По окончании первого года обучения мат­рос1-й ста­тьи Колашко успешно сдал промежуточный экзамен, был произведен в категорию «старшие корабельные специалисты» по военно-учетной спе­ци­аль­ности «ми­нёр-гальванёр» и допущен к занятиям по программе следующего, вто­рого года подготовки. Завершив полный курс Минной школы Учебного отряда Черноморского флота, матрос 1-й ста­тьи минёр-гальванёр Колашко успешно сдал выпускные эк­замены, по ре­зультатам ко­торых со­стоялось его произ­водство в первый унтер-офицерский чин «мин­ный квар­тир­мей­стер». Квар­тирмейстер – младший унтер-офицер, в то же время – это  выс­ший чин, до которого мог дослужиться  нижний чин срочной службы.

В Российской Импе­раторской Армии и Во­енно-Морском Флоте существовало пять воинских чи­нов  ун­тер-офицеров, самым старшим был чин «кон­дуктор флота». Кондуктор флота – это ближай­ший по­мощник, «правая рука» офи­цера-специалиста. Чин требовал значи­тель­ной технической и общеобразова­тельной под­готовки, поэтому присваивался после сдачи соответст­вую­щих эк­заменов по специ­альным и общеобра­зова­тельным предме­там.

По окон­чанию срочной службы в 1896 году Трофим Ники­фо­ро­вич «представил по команде рапорт» о зачислении в сверх­сроч­ную службу и о допуске к экзаменам на воин­ский чин «кондук­тор флота» по специальности минер-гальванер. Экзамены он ус­пешно сдал.

При производстве в корпус кон­дукто­ров флота Тро­фим Ники­форо­вич получил «nom de guerre» (имя войны, фр.) «Калашников» –  псевдо­ним так и заменил его малороссийское имя и впоследствии стал се­мейной фами­лией.

 

В 1896 году кондуктор флота Трофим Ка­лашни­ков для даль­нейшего прохождения службы был направ­лен в город Нико­лаев, где в 1895 году, практически одновременно с за­кладкой нового броненосца, в 35-м Черноморском флот­ском экипаже приступили к форми­рова­нию и боевой подго­товке его ко­манды. Наряду с боевой подготовкой личный состав броненосца при­ни­мал ак­тивное уча­стие в строительстве корабля: в монтаже и наладке его ма­шин, механизмов, систем воору­жения и связи, что зна­чи­тельно повышало  уровень знаний по корабельной специальности, как нижних чинов срочной службы, так и молодых унтер-офицеров.

Мая 7 дня 1894 года броненосец был включен в списки кораблей Военно-Мор­ского флота Российской Империи под именем «Ростислав», получив это наименование в память Великого князя Киевского Ростислава Мсти­славо­вича, внука Владимира Мо­номаха. Мая 6 дня 1895 года в Николаевском адмиралтействе состоя­лась цере­мония официальной закладки броне­носца, а августа 20 дня 1896 года броне­носец «Рос­тислав» был спущен на воду.

Июня 25 дня1897 года «Ростислав», без брони и вооружения, своим ходом отбыл в порт Сева­стополь для достройки, вооружения и проведения приёмо-сдаточных испытаний. С этого момента и   на долгих двадцать лет (вплоть до февраль­ской революции 1917-го) воедино сплелись судьбы кон­дук­тора флота Калашникова и броненосца «Ростислав».

В этом же году случилось и еще одно судьбоносное для нашего кондуктора событие: Трофим Никифорович женился на Наталье Андреевне Телечевой, младшей дочери высококвалифицирован­ного рабочего Андрея Иванович Телечева, переселенного по двадцатилетней программе строи­тельства Черномор­ского флота из города Калуги в город Севастополь.

В1883 году, с началом строительства в Севастополе на верфях Русского Общества Па­роход­ства и Торговли (РОПиТ) серии эскадренных броненос­цев «Чесма», «Синоп» и «Георгий По­бедо­носец», остро стал вопрос о квалифицированной рабочей силе. В связи с отсутствием на юге страны достаточного количества людей, подготовленных для работы на современных судострои­тельных предприятиях, правительство Империи при­няло реше­ние – со­брать отовсюду мастеровых высшей квалификации и направить их на воз­рождаемые верфи Новороссии и города Севастополя. Отобранные таким образом мастеровые должны были стать на каждом заводе, каждой верфи, каж­дом адмиралтействе юга страны тем ядром, вокруг которого из местного необученного населения было бы образовано новое поко­ление квалифицированных  заводских  рабочих.

По всем промышленным центрам Российской Империи уполномоченные чиновники присту­пили к селекции и вербовке высококвалифицированных мастеровых для работы на су­достроитель­ных предприятиях юга страны. Одновременно, в соответствии с принятой Россий­ским правитель­ством «Судостроительной програм­мой для Черного моря», началось переселе­ние отобранных мас­теровых с семьями к новому месту работы. Казна брала на себя расходы по переезду и обустрой­ству на новом месте каждого привлеченного в эту программу мас­теро­вого с его семьей. Казна так же обеспечивала ему хорошие заработки и приемлемые условия труда на новом месте ра­боты.

По прибытии в Севастополь мастеровой Телечев был направлен на  верфи РОПиТ, получившем ещё в 1856 году территорию разрушенного войной Ла­заревского адмиралтейства в бесплатное, на неопределенное время, пользование. За несколько лет РОПиТ восстановило это судостроительное предприятие и приступило к ремонту, а со временем и к постройке сначала коммерческих, а затем и военных судов.

Реформы, проводимые в Российской Империи с конца де­вятна­дцатого века, несколько улуч­шили положение нижних чи­нов сверхсрочной службы. Они получили право учить своих де­тей в ка­зенных гимназиях за казенный же счет. Правда, форму одежды, учебники и писчие принадлежно­сти  приходилось покупать на свои деньги. С другой стороны, существенным вспо­моществованием было полученное от «казны» в самом конце XIX-го века разрешение покупать для домашних трапез флот­ских унтер-офицерских семей мясо на флотской скотобойне, ко­торая находилось в Ушаковой балке (где сейчас расположен яхт-клуб), а хлеб – на флотском же хлебозаводе, расположенном по улице Гоголевская за Сенным рынком. Стоимость «казенных» продуктов была в несколько раз ниже, чем в свободной продаже на городских базарах.

Раз­говор о флотском житье-бытье начнем с «кормежки на флоте». На флоте кормили хорошо.

Восстание на броне­носце «Князь Потемкин-Тавриче­ский», формально начавшееся по причине поданного матросам на обед отвратительного борща из червивого мяса,  – это исключение, под­тверждающее общее правило.

И, кстати о мясе… Мясо во флотских ра­ционах было по­сто­янной со­ставляющей, а такого на­варистого и вкусного борща, ка­кой гото­вили в те времена для флотских ко­манд, ни в одном рес­то­ране, ни в одном трактире Вам бы не предложили. Следует за­метить, что для борща по-флотски овощи нарезались не со­лом­кой, как обычно, а кубиками, чтобы молодым хлопцам было, что поже­вать (порубать).

Чтобы разнообразить корабельное меню, борщ готовили примерно по тридцати разным рецеп­там, в том числе: борщ постный, борщ на мяс­ном бульоне, борщ на поджарке из свиного сала с лу­ком.

Эти три основные группы, в свою очередь, отличались по набо­рам закладываемых в борщ овощей. Короче говоря, хороший кок мог до бесконеч­ности варьировать ингредиенты и вкусовые качества «южнорус­ского», а правильнее сказать, – украинского  овощного супа, то есть борща – все они были, да и остаются, один вкуснее другого. Борщ варили с вечера, чтобы он настоялся. На сле­дующий день к обеду борщ разогревали и насыпали, да, именно насыпали, а не разливали, по бач­кам экипажа, уж очень густ и наварист был сей замечательный продукт. В бачки же за­кладывали одинаковые по весу куски мяса в количестве, соответ­ствующем количеству «едоков на бачке».

Для приема пищи нижние чины расписывались по помеще­ниям, сто­лам и бачкам. Питание нижние чины получали ар­тельно, то есть группы по шесть – восемь человек объединялись в артель. В лю­бом слу­чае артель формирова­лась из нижних чинов одного отде­ления. Отде­ленный командир назначал старшего ар­тельщика.

Старший артель­щик назначал «бачкового», который полу­чал на кам­бузе пищу для всех сто­лующихся из бачка. Он же кон­тролировал распределения мяса, которое делили следующим об­ра­зом: вынимали из бачка, выкла­дывали его на куски хлеба, один из артельщиков отворачивался, а «бачковой», ука­зывая на кусок, спрашивал: «Кому?»

Отвернувшийся артельщик называл одного из сотрапезни­ков и так до окончания дележа. Старший артельщик устанавли­вал так же очередность де­журств по уборки стола и мытью посуды. Ежедневно перед обедом начиналась церемония выдачи «винной пор­ции», по чарке на едока (чарка – 123 мл). Винные порции выдавались кондуктором-баталером[1], и учитывалась в так называемой «форменной книге». Отказ от «винной порции» так же, как и отказ от потребления других про­дук­тов – таких как, сливочное масло, табак и тому по­добное, компен­сировался денежной выплатой, так называемой «заслугой». Например, отказ от чарки водки оплачивался казной денежным вознаграж­дением в пять копеек. Причитающаяся кон­дукторам «винная порция» перед обедом доставлялась в кондук­торскую кают-компанию специально занаря­женными вестовыми[2].

Во время стоянки на баке корабля выставлялась бочка с со­леной сельдью, любой желающий в любое время мог съесть се­ледку (посолонцевать), эта еда не учитывалась и не контролировалась.

После вечерней поверки, читки приказов и объявления наря­дов на следующий день, «бачко­вые» разносили по кубрикам в надраенных до блеска шестилит­ровых латунных чай­никах вечер­ний чай с сахаром. Чай готовился из рас­чета 0,5 литра на чело­века. Один-два раза в неделю во время сто­янки в порту вместо чая давали молоко. К чаю да­вали полфунта белого хлеба.

Ели неспешно, соблюдая очередность, если кто-нибудь из со­трапезни­ков увеличивал темп еды, ему сна­чала говорили «не части», а в случае, если предупреждение не действовало, старший артельщик мог «вдарить» торопыгу дере­вянной ложкой по лбу. Не очень больно, но чрезвы­чайно обидно, вроде как бы мальца воспиты­вают. На кораблях флота были уза­конены «добавки» (до­пол­нительные порции) к любому из блюд, выдаваемых на кам­бузе[3].

Желая избежать в дальнейшем повторе­ния «Потемкин­ских» со­бытий и разговоров о некачест­венной пище, флотское коман­дование ввело дополни­тельный доклад де­журных фельдфе­белей де­журному офицеру о приеме пищи ниж­ними чинами.

Сами же матросы по этому поводу придумали шутку: «Дежурный фельдфе­бель – дежурному офи­церу:

- Ваше благородие! Команда нэ хочэ йсты лаврогого листу».

Содержание доклада фельдфебеля обусловлено тем, что лавровый лист и до­чиста обглодан­ные кости – это все, что обычно оставалось в бачках моряков по­сле их трапезы.

А теперь вернёмся к трагическим событиям, связанным с восстанием на кораблях Черномор­ского флота в 1905 году. Они имеют прямое отношение к нашему герою – кондуктору Трофиму Калашникову.

***

14 ноября 1905 года. Отставной капитан 2-го ранга Петр Петрович Шмидт, по просьбе прибыв­шей к нему на квар­тиру делега­ции экипажа крейсера «Очаков», принял на себя ру­ководство восстанием на кораблях Черноморского флота. Гото­вясь к столь важному шагу, Петр Петро­вич где-то достал парад­ную форму капитана 2-го ранга (кстати, он имел полное право на ее ношение) и от­правился на крей­сер. Вместе с ним был его шестнадцатилетний сын Евгений.

Ход восстания хорошо известен, поэтому  рассмотрим лишь один из заключительных эпизо­дов этой трагедии, важный для нашей хроники.

К 16 часам 30 минутам 15 ноября 1905 года крейсер «Очаков» превратился в пы­лаю­щий кос­тер. Матросы покидали горящий корабль, кто вплавь, кто на шлюпках. И те, и другие по­падали под плотный ружейно-пулеметный огонь правитель­ст­венных войск. Спасаясь с крейсера «Очаков», Петр Петрович Шмидт и его сын  вплавь добрались до мино­носца № 270. Миноносец начал движе­ние с целью покинуть Се­вастопольскую бухту, уйти в открытое море и, таким образом, спасти ка­питана 2-го ранга Шмидта от ответственности за воо­руженный мятеж, од­нако на траверзе Биологи­ческой станции ми­ноносец попал под ар­тиллерий­ский огонь броненосца «Рости­слав».

Мой прадед Трофим Никифорович Калашников, который, как мы помним, в то время слу­жил на броненосце «Ростислав», рассказывал моему  дедушке Алексею Трофимовичу Калашникову об этом дне так:

- «Темнело. Закончился бой с мятежными кораблями. После отбоя боевой тревоги я, выйдя на шкафут, увидел результаты наших трудов. Ярким костром пылал крейсер «Очаков». У Павловского мыса, в районе гидро-метео станции лежал на мели, искореженный нашим же огнем миноносец «Сви­репый», а ближе к выходу из бухты дрейфовал лишенный комендорами «Ростислава» хода миноносец № 270.

Моё внимание привлекло большое скопление нижних чинов на площадке у ютового трапа, как раз перед кормовой батареей главного калибра. Люди оживленно переговаривались, иногда гул их голо­сов прерывался вспышками дружного смеха. Прохожу через толпу и вижу старшего офицера «Ростислава» лейтенанта Федора Федоровича Карказ, который распекает неизвестного мне капитана 2-го ранга. Обер-офицер был в промокшем до нитки парадном обмундировании и с непокрытой головой, к нему жался тоже абсолютно промокший юноша лет семнадцати. Я снял свою фуражку и предложил ее капитану 2-го ранга, кото­рую тот молча надел, кивком го­ловы побла­го­дарив меня за этот подарок. Повседневная кондукторская фуражка это ко­нечно не парад­ная обер-офицер­ская треугольная шляпа с плюма­жем, однако все же лучше, чем ни­чего, не можно ведь находиться на палубе боевого ко­рабля без головного убора. Я же отправился к себе в каюту за запасной фуражкой. Вскоре я узнал, что офицер, которому я отдал свой головной убор, был предводителем «Очаков­ского» бунта, мятежником Шмидтом, но я ни о чем не жалею. На нем, конечно, много матрос­ской крови, однако бездельно измываться над человеком и моряком, когда он уже не может за себя постоять. Дело это греховное и богопротивное. Если он виновен, то арестуй его, в конце концов, расстреляй, но не нарушай его моряцкой чести. А паче всего на глазах у младших по чину, и уж совсем негоже на палубе боевого корабля учинять «цирковое представление» для нижних чинов, и в оном цирке, вместо дрессированного медведя, представлять флотского обер-офицера, хоть и бунтовщика».

Эта безмолвная сцена привела офицеров броненосца в недо­уме­ние. Только что старший офицер «Ростислава» лейтенант Фе­дор Федорович Карказ на глазах у нижних чинов, побросавших свои работы и толпя­щихся на палубе броненосца, издевался над стоящим перед ним с непокрытой головой капитаном 2-го ранга:

- Вот он, сволочь! Тащите эту сволочь за мной! Вот он – коман­дующий флотом! А-А! Сволочь такая!

И вдруг кондуктор Калашников отдал «этой сволочи» свою фу­ражку. Все на флоте знали, что по старинному морскому обы­чаю ни при ка­ких обстоятельствах моряк не должен находиться на палубе ко­рабля с обна­женной головой – это, в первую очередь, унижение его собственного досто­инства. Именно поэтому стар­ший офицер броненосца «Ростислав» как можно дольше держал пленника с непокры­той головой на палубе корабля, дабы про­длить глумление над моряком, и показать нижним чи­нам, стол­пившимся на палубе броне­носца, всю глубину падения этого «го­сударственного преступ­ника».

Поступок кондуктора можно было трактовать как сочувст­вие мятежнику, со всеми вытекающими от­сюда по­следствиями. Однако в этом случае дело получило бы офици­альный  ход,  нача­лось  бы  дознание. Дознание же могло при­нести многим офице­рам, и в первую оче­редь командиру корабля, немало непри­ятно­стей. Могли, например, припомнить и либе­рально настро­енную кают-компа­нию броненосца, в коей господа офицеры гово­рили, что они против мятежа, но «не же­лают кровопролития». Не по­могло бы им даже то об­стоя­тельство, что флагман Черноморского флота броне­носец «Рости­слав» принял самое ак­тивное, можно сказать, решаю­щее участие в подавлении восста­ния на крейсере «Очаков».

Исходя из этих сооб­ражений, офицеры «Рос­тислава» решили  представить не­предви­денный эксцесс, автором которого явился кондуктор Тро­фим Ка­лашников, несколько по-иному, с анекдо­тической, если угодно, точки зрения:

- Политикой здесь и не пахнет. Просто-напросто «впэртый хо­хол», унтер, знает только то, чему его научили на флоте, по­этому никому, даже обер-офицеру, даже государственному пре­ступ­нику, не позволит нарушать форму одежды. И, следова­тельно, с учетом того, что требования Устава распро­стра­няются не только на эки­паж, но и на «любое другое, приватное, в том числе, лицо, имеющее присутствие на корабле» – поступил пра­вильно, испра­вив наруше­ние, допущенное инсургентом Шмид­том на палубе броненосца «Ростислав». Поэтому, с точки зрения командира и господ офице­ров, подобное похвальное усердие кондуктора Ка­лаш­никова в со­блюдении требований «Корабель­ного Устава Во­енно-Морского Флота Рос­сийской Империи» должно всемерно поощ­ряться, являя достойный пример для ниж­них чинов, как броненосца «Рости­слав», так и всего флота.

Эта история с фуражкой для арестованного Шмидта еще сыграет свою роль в судьбе Трофима Калашникова. Она спасёт ему жизнь.

***

Настало время немного поговорить об условиях жизни нижних чинов во флотских экипажах и на кораб­лях Россий­ского Императорского Военно-Морского Флота. Не сле­дует за­бывать, что ко­манды жили на кораблях только с 1 апреля по 1 ок­тября, на время так называемой «компании». Ос­тальные месяцы подавляющее большинство кораблей стояло у стенок с погашенными топками, ох­ранялось сменными караулами, нижние чины корабельных команд жили в бе­реговых казармах флотских экипажей, а офи­церы, в основном, уходили в отпуск.

Говоря о службе нижних чинов в Военно-Морском Флоте Рос­сийской Империи, следует заме­тить, что большое значение для  моряков имели  патриархальные порядки, к которым молодые мат­росы были приучены всей своей допризывной жизнью. В первую очередь, это традиция уважения старших. В те годы в Военно-Морском Флоте Российской Империи слу­жили семь лет, а при­зыва­лись на службу, имея за спиной полных двадцать лет жизни. Четыре первых года матрос был обязан обращаться к такому же матросу, но имею­щему шевроны за выслугу лет, со словами «господин старый матрос». Даже в бане «молодые матросы» имели право мыться только после того, как помоются «старые матросы».

Среди флотских команд всемерно поддерживалась старин­ная традиция уличных кулачных боев. Команды, сошедшие в увольнение, с удовольствием дрались с «чужаками». Ну, напри­мер, с солдатами гарнизона или с гражданскими мастеровыми или там лавочниками, приказчиками, да мало ли с кем…. В край­нем случае, с такими же матросами, только с другого корабля, была бы охота драться. А охота была. Считалось, что такие драки сплачивают корабельный экипаж, выраба­ты­вают чувство взаимной помощи, ощущение надежного дружеского плеча и уверенности, что  «мой корабль – мой дом родной».

Та­ким образом, в нижних чинах воспитывалось сознание того, что вокруг все чужие, а раз чу­жие, значит враги, а раз так, зна­чит ни­какого с ними общения, «акромя драки». Негласно флотское ко­мандование всех уровней поощряло такие групповые потасовки – все лучше, чем те же матросы, собираясь на берегу в разношер­стные компании, будут слушать заезжих агитаторов и говорить о своих сложностях да заботах. Так и до второго «Оча­кова» не­долго договориться, пусть уж лучше дерутся. Полиция  пре­секала подобные столкновения, но тоже только формально.

Мой дедушка, Алексей Трофимович, рассказывал, как, играя со сверстниками в Ушаковой или Аполлоновой балке, он не еди­ножды наблюдал подобные драки и действия полиции по их пре­сече­нию. Отряд полиции разгоняет дерущуюся толпу, не­сколько матросов вырываются из этой свалки и бегут к морю. Маль­чишки взбираются на железнодорожную насыпь, откуда отлично видно и то, что творится в балке, и то, что происходит на берегу. Устье ка­ждой из этих балок одинаково пере­горожено железнодорожной насы­пью с тоннелем, по которому проложена дорога, ведущая к морю. Матросы на бегу раздеваются, предметы формы оста­ются разбросанными вдоль дороги, ведущей к морю. На бегу же сни­мают ботинки (ботинки на резинках, поэтому снимаются легко), и вот бег­лецы в одном нижнем белье пулей влетают в тоннель, проходящий через железнодорожную на­сыпь, пробе­гают под аркой акведука, лас­точкой прыгают с пирса в море и что есть мочи плывут к своему род­ному кораблю.

Корабли стоят на бочках вдоль фарватера Северной бухты.

Городовые выбегают на пирс, стреляют по уплывающим мат­росам, но чтобы попасть – так  такого в жизни ни разу не было. Пока длится «погоня», остальные участники драки помаленьку ис­чезают. Все это больше напоминало игру в «казаки-разбойники», чем полицей­скую операцию.

В итоге все остаются при своих интересах, все здоровы и счастливы. Матрос, уйдя от полиции и прибывши та­ким образом на ко­рабль, становился героем дня. С негласного разрешения коман­дира, как бы по традиции, он получал у бата­лера лишнюю чарку, а то и две, водки, а так же ком­плект обмун­дирования взамен брошенного во время бегства, и до конца дня освобождался от кора­бельных работ. Следует заметить, что коли­чество чарок водки определялось темпе­ратурой заборт­ной воды: зимой – больше, летом – меньше.

Таким образом  в матросе вос­питывали уверенность в том, что для него весь мир – враг, и что только на родном корабле он любим и уважаем. В  дет­стве дома у него был любящий, но строгий отец, а здесь, на корабле, у него есть строгий, но справедливый, любящий своих «сынков» – матро­сов их отец-командир. Он не даст в обиду и в любой мо­мент придет на помощь, а для этого только всего и надо, что ис­правно служить Престол-Отечеству и быть беззаветно предан­ным лично ему, отцу-коман­диру.

Что же касается телесных наказаний, то еще в 1860 году своим особым постановлением Мор­ской ми­нистр Адмирал Николай Карлович Краббе отменил на Рос­сий­ском  Императорском Военно-Мор­ском флоте телесные нака­за­ния нижних чинов. Были составлены «Правила о власти коман­дира ко­рабля во время плавания и в чрезвы­чайных случаях», а так же Военно-Морской судебный Устав. Однако «рукоприкладство» на кораблях Военно-Морского флота все же имело место, не­смотря на то, что основная масса офицеров подобный род дейст­вий явно не одобряла, а замечен­ных в «зубо­тычине» офицеров презрительно именовали «данти­стами».

Значительное место в воспитательной работе с экипажами  Военно-Морского Флота Империи занимали судовые празд­ники. Судовой праздник линкора «Ростислав» был приурочен к Храмовому празднику церкви во имя Святого Благоверного князя Ростислава – 14 марта. Такие праздники ор­ганизовыва­лись с разрешения командира ко­рабля и под руководством судо­вого священника.

Мой дедушка Алексей Трофимович рассказы­вал, как однажды отец взял их с бра­том Павлом к себе на линкор для участия в корабель­ном празднике:

- «Праздник проходил торжественно и благолепно. С вечера было отслужено Всенощ­ное бдение. А утром на борт линкора с Графской пристани и пирса в Аполлоновой балке кате­рами и баркасами «Ростислава» были доставлены семьи офицеров и нижних чинов для участия в Божественной Литургии и молебне Святому Благоверному Вели­кому князю Рости­славу у его святой иконы. Присутствующий на богослужении младший флагман эскадры по окончании службы поблагодарил священника за проповедь, а команду за прекрасное церков­ное пение. По окончании торжественного богослужения, с разрешения командира, экипаж и гости при­ступили к праздничному обеду. Был про­возглашен первый тост за здоровье Государя Им­пера­тора, Госу­дарыни Императрицы и за весь Царствующий дом. Тост этот был встречен дружным троекратным «Ура!» присутствующих».

После обеда его участники вышли на верхнюю палубу, где повсюду были рас­ставлены столы с горячими напитками (чай, кофе, какао, всевозможные сбитни и тому подобное) и сладкими блюдами, играл корабельный хор балала­ечников. Ко­рабль из грозного стального левиафана превратился в весе­лый ска­зочный город, ил­люминированный, как рождественская елка и украшенный фла­гами рассвечивания. По­всюду бегают ребятишки. В каземате по правому борту идет демонстрация бесконечного ко­личества серий кинокомедии «Пат и Паташон». В каземате по левому борту свои же матросы из самодея­тель­ного театра показывают назидательную драму из жизни Великого князя Киев­ского и Смолен­ского Ростислава. Спектакль подготовлен ими к празднованию Дня ко­рабля, под руководством од­ного из офицеров, знатока и любителя древ­ней истории Русского государства. На верхней палубе, музыка и танцы, тан­цуют все. Офицеры и их жены во главе с командиром ко­рабля принимают активное участие в иг­рах и забавах эки­пажа, что делает торже­ство по истине семейным и веселым.

С наступлением сумерек, праздник завершился фейерверком и катанием по Сева­сто­польским бухтам на баркасах и шлюпках, буксируемых кате­рами «Ростислава».

***

В 1908 году линкор «Ростислав»  вме­сте с линкорами «Пан­те­лей­мон», «Три Святителя», крейсером «Па­мять Мер­курия» и рядом более мелких судов вошёл в состав сфор­мированного в на­чале года «Черномор­ского отряда дейст­вующего флота». Для от­ряда была составлена обшир­ная про­грамма учебных мероприя­тий, которая продолжи­лась и в следующем году, когда в нее впер­вые были включены подводные лодки.

29 мая 1909 года в темное время суток, когда отряд ко­раблей следовал от траверза мыса Херсонес курсом на Ин­керман­ский створ, подводная лодка «Камбала» в соответствии с учеб­ным планом удачно торпедировала линкор «Пантелеймон», но в результате ошибок, допущенных ее командиром, попала под та­ран «Ростислава», была им разрезана и мгновенно затонула.

Для обследования погибшей подводной лодки «Ростислав» остался на месте катастрофы. Утром предполагалось начать об­следование затонувшей подводной лодки. Охотником (добро­воль­цем) вызвался водо­лазный кондуктор линкора «Рос­ти­слав» Ко­нон Кучма. За 22 минуты пре­бывания под водой, на за­пре­дельной для того времени глу­бине в 57 метров он смог устано­вить, что все находившиеся в «Камбале» люди погибли. Для ра­боты на столь большой глубине, практически в полном мраке, оказался чрезвы­чайно полезным «подводный карбид­ный фонарь» конст­рук­ции кондуктора Трофима Калашни­кова.

Трофим Никифорович по ходу службы сделал два важных изо­брете­ния: «Подводный карбидный фонарь» а также «Способ разми­нирова­ния минных постано­вок», и был всемилостивейше пожалован золотой медалью «За усердие». Пятьсот рублей сереб­ром и карманные золотые часы с це­почкой, ко­торые Трофим Ни­кифорович получил в дополнение к медали, были за­меча­тельным подтверждением Монаршей Благо­склонности и поощрением к дальнейшим успехам на воинской службе.

А частная жизнь кондуктора шла своим чередом. Летом 1912 года Трофим Никифорович и Наталья Андре­евна Калашниковы на условиях ипотечного кредитования купили домо­вла­дение по адресу: улица Чернигов­ская, № 45. К этому времени у них было уже шестеро детей, и на­личие собственного дома стало насущной необходимостью.

Тро­фим Никифорович, как говорится, был мастер на все руки, хо­рошо владея портняжным ремеслом, он обшивал всю се­мью, шил женское платье для жены и дочерей, муж­ское – для сыновей. При этом был строг до чрезвычайности: достигнув определенного воз­раста, ре­бенок, для ко­торого он что-то шил, обязан был тут же находиться и осваивать столь необходимое в жизни ре­месло. Трофим Никифорович замечательно владел и сапожным ре­мес­лом, шил и ремонтиро­вал для семейства всю необходимую обувь, но этому ремеслу детей не обучал.

На царской службе Трофим Никифорович получал вместе с мор­скими и прочими надбавками 97 рублей в месяц денежного довольст­вия (что-то около современной тысячи долларов США), по тем вре­менам – вроде бы и неплохо. Этот зарабо­ток позволял семье вести вполне при­лич­ный, по ме­стным стандартам, образ жизни: с домаш­ним электриче­ским освеще­нием, в том числе резерв­ным, от акку­муля­торных ба­та­рей, кабинет­ным роялем в гостиной, до­машней биб­лиоте­кой, попол­няемой  из года в год получаемыми по подписке журна­лами «Нива» и «Вестник иностранной лите­ратуры» с еже­годными приложениями новинок из художествен­ных и научно-популярных изданий. Все дети учились в гимназии.

***

В октябре 1912 года «Ростислав» вместе с крей­сером «Ка­гул» был направлен в Константино­поль, где собра­лась внуши­тельная международная эскадра, составом до 21 вым­пела.[4] Шла Первая Бал­канская война, и успехи болгарской ар­мии могли вызвать в городе беспорядки. Защитить евро­пейские по­сольства от погро­мов и были призваны собравшиеся здесь ко­рабли. Однако, к об­щему счастью, бунта не слу­чи­лось. Вместо участия в боевых действиях русские в Царьграде с большой помпой от­метили 300-летие дома Ро­мановых.

Броненосец «Ростислав» принимал активное участие в Первой Мировой войне. Весной 1916 года в ходе артиллерийского обес­печения Трапезундской наступательной операции боевая обста­новка сложилась таким образом, что возникла необходимость высадить тактический десант, со­стоящий из моряков линкора. Кондуктор Калашников возглавил один из взводов этого десанта. За личное мужество и от­вагу, проявленные в рукопаш­ной схватке с противником в ходе упо­мянутой операции, он был удостоен Знаком отличия «Георгиевский крест» чет­вертой сте­пени и «Ге­оргиев­ской медали «За храбрость» четвертой степени.

Трофим Никифорович уволился от воинской службы весной 1917 года  ввиду известных со­бытий, повлекших за собой пре­краще­ние действия Воинской Присяги. Кондуктор Калашников принципиально не желал участвовать в революции, справедливо полагая, что кроме смертоубий­ства, ничего хорошего из этого не получится. Сняв погоны, Трофим Никифорович поступил на ра­боту электромеха­ником в Лазаревское адмиралтейство, зарабаты­вал неплохо, там же работал сто­ляром-краснодеревщиком стар­ший брат его жены Филипп Анд­реевич Телечев.

Единственное, что смущало рабочих Лазаревского адмирал­тей­ства, - господ мастеровых Ка­лашникова и Телечева, – так  это то, что ра­бота в адмиралтействе была  единственным источником  сущест­вования их семей. А если Лазаревское ад­ми­ралтей­ство вдруг закроется,  и господа мастеро­вые оста­нутся за во­ро­тами? Что делать?

Свое решение глобального русского вопроса Трофим Никифорович и Филипп Андреевич на­шли доста­точно быстро и, воплощая его в жизнь, к концу лета 1917 года на паях построили четы­рехвесель­ную рыбацкую лодку, снаря­женную для плавания под парусом и на веслах. Наличие в се­мье лодки открывало новые перспективы для выживания в столь не­пред­сказуемые годы.

***

В 1919 году решение задачи восстановления боеспособно­сти Черноморского флота упиралось в ряд серьезных обстоя­тельств, и в первую очередь – в  отсутствие обученного личного со­става. Флоту требовалось подготовленное пополнение, именно поэтому командование Вооруженных сил Юга России приняло решение о создании Электромеханической школы Учебного отряда.

Инструктор­ско-преподавательский состав, которой должен был быть уком­плекто­ван прожи­вающими в Севастополе отстав­ными штаб-офи­церами и кондукторами соответствующих специ­альностей, для чего предполагалось вновь призвать их на дейст­вительную воин­скую службу. Таким образом, Трофим Никифо­рович Калашников в конце июля 1919 года вновь был призван на воин­скую службу в чине подпоручика флота на должность пре­подавателя Электро­ме­ханической школы.

14 ноября 1920 года  до обеда последние пароходы Воо­ру­женных сил Юга России покинули порт Севастополь, увозя ос­татки Белых войск и следующих за ними гражданских лиц  в эмиграцию. Того же 14 ноября, но только во второй половине дня, передо­вые отряды анархо-крестьянский армии Нестора Ива­новича Махно, союзной в то время с рабоче-крестьянской Крас­ной армией, вошли в Севастополь.

Моя бабушка Татьяна Григорьевна рассказывала:  принарядившись, приколов к пальтишкам красные банты, она и другие соседские девочки вышли на улицу Четвертая Бас­тионная, в районе верхнего входа на Исторический бульвар (на этой улице в то время жила ее бабушка) встречать Красные вой­ска.  Однако вместо них в город вошли махновцы. Начались гра­бежи и расстрелы.

В этой обстановке решением революционного комитета во­енных моряков Электромеханической школы Учебного отряда Черномор­ского флота для охраны семьи преподавателя Калаш­никова был выделен воору­женный отряд при пулемете, сформи­рованный из учащихся школы. Этот отряд находился во дворе дома Трофима Никифоровича до пре­кращения в городе беспо­рядков и установления «законной власти». По истечении двух суток со дня полной эвакуации из Севасто­поля белых отряды батьки Махно оставили город, а к вечеру 16 ноября 1920 года в го­род вошли регулярные подразделения Красной ар­мии командарма Михаила Васильевича Фрунзе.

Заняв Севастополь, командующий Южным фронтом Ми­хаил Васильевич Фрунзе, поручил члену Рево­люцион­ного Воен­ного Со­вета фронта Бела Куну ра­боту по выявлению среди оставшегося в городе Се­васто­поле лич­ного состава Белых фор­мирований ун­тер, штаб и обер-офицеров, ответ­ственных за массовые казни гражданского насе­ления. Упомянутый Бела Кун сам и возглавил созданную им же ко­миссию по «спе­ци­альному разбору» выше означенного кон­тин­гента. В дальнейшем эта комиссия  занялась делами унтер, штаб и обер-офицеров Черноморского флота и крепости Се­вастополь, которые «специальный разбор» проходили по месту с


[1] Баталер – специалист, ведающий продовольственным, вещевым и другими видами снабжения на кораблях и в частях военно-морского флота.
[2] Вестовой – нижний чин, назначенный для обслуживания кают-компании и кают командного состава.
[3] Камбуз – помещение на судне, предназначенное для приготовления пищи (кухня).
[4] Вымпел – узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимаемый на мачте корабля, находящегося в компании.     Принятое в ВМФ обозначение корабля, как боевой единицы. (Быков считают по головам, а корабли по вымпе­лам).

Продолжение читайте в ссылках:

Жизнь и служба в Севастополе

Жизнь и служба в Севастополе. Глава 2

Жизнь и служба в Севастополе. Глава 3

Жизнь и служба в Севастополе. Глава 4, Глава 5

Жизнь и служба в Севастополе. Главы 6, 7

Жизнь и служба в Севастополе. Глава 8

Жизнь и служба в Севастополе. Дополнение к главе 8

Жизнь и служба в Севастополе. Глава 9

Жизнь и служба в Севастополе. Глава 10

 

Profile picture for user SeeBlik
4094
SeeBlik

Маленькие Горобцы - большие молодцы!

Спасибо за работу, не обижайтесь на каламбур.

Profile picture for user skifos
313
skifos

Спасибо, интересно было почитать

Profile picture for user кукузель
8341
кукузель

Спасибо уважаемым авторам!



Интересный материал!

Profile picture for user smoke
603
smoke

Спасибо ребята - прекрасный материал! Низкий поклон за уважение к пращурам. Кстати, очень интересное подтверждение тому, что тухлое мясо в борще - это не самый главный повод событий в Севастополе в 1905г.

Кондуктор, зарабатывающий 1000 баксов ежемесячно - плохой царь-батюшка?! Очередной раз убеждаюсь - революционэры (не важно эсеры, большевики - дело свое знали).Самое главное - бить по государственности!!

Profile picture for user Wishte
4792
Wishte

Какой хороший рассказ!Спасибо авторам.

Profile picture for user Авиатор
2042
Авиатор

Хорошая статья

Profile picture for user 55555
7831
55555

Познавательно, интересно, спасибо за возможность прикоснуться к истории. Авторам и проекту - всяческую поддержку, удачи!

Profile picture for user Даша56026
753
Даша56026

Отлично!

Profile picture for user стратег
6213
стратег

очень интересно!