2914

Никита Михалков: "Я написал по-русски, может, меня поймут"

Никита Михалков: "Я написал по-русски, может, меня поймут"

Известный российский кинорежиссер и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков на пресс-конференции в украинском представительстве РИА Новости в понедельник рассказал о своем отношении к охоте, к украинскому кинематографу, к разделяющей Россию и Украину границе, к гламуру и финансовому кризису, а также пояснил журналистам суть своих взаимоотношений с властью в России.

О власти разговор пошел, когда режиссеру напомнили, что он в свое время поставил свою подпись под письмом «от русской интеллигенции», в котором было пожелание Путину остаться (президентом) на третий срок и спросили, не безнравственно ли такое «полное единение искусства с властью».

«Знаете, безнравственно объединяться с властью, которую не уважаешь. Вот это безнравственно. Вы меня видели на трибуне Мавзолея? Вы видели меня на трибуне съезда КПСС?», - спросил Михалков. И добавил, что никогда не снимал фильмов «для какой-нибудь власти».

«Есть ли хоть один фильм, за который мне стыдно, не просто потому, что он несовершенен, а потому что - для кого-то? Нет. Поэтому - что безнравственно? Я считаю, что Господь нам послал Путина», - заявил мэтр, посоветовав присутствующим еще раз прослушать мюнхенскую речь президента, которую Европа и Америка слушали, «холодея ладошками».

«Он (Путин) вернул мне, я про себя говорю, уважение к своей стране», - отметил Михалков. Что до упомянутого письма и подписи под ним, то Михалков убежден: «четыре года власти для России - это ничто, это издевательство, это очень, очень опасный эксперимент».

При этом Михалков не считает возможным лакировать российскую действительность. «Я снял, между прочим, картину «12». Нелицеприятная картина», - напомнил он.

Прозвучал вопрос, согласен ли Михалков с утверждением, что «в России невозможен Майкл Мур», что в России не снимают фильмов, резко критикующих действующую власть. В ответ режиссер посоветовал посмотреть российское телевидение (и очень удивился, услышав, что с этим есть проблемы, поскольку ретрансляция ряда российских телеканалов запрещена, а спутниковые тарелки есть далеко не у всех).

«У нас есть такой канал, называется «24.doc», там 24 часа идут документальные картины. Если вы возьмете, допустим, картину, которая называется «Карта России», первую, вторую, третью серии - это серьезнейшая, острейшая, кровоточащая картина о том, что происходит в России, что ее ожидает, если (это) будет происходить», - сказал Михалков.

Что касается отношения к современному украинскому кинематографу, то Михалков сказал, что не видит сейчас «лица» того украинского кино, что было прежде. И спросил представителей украинских СМИ, знают ли они сами свой кинематограф? «Знаем... что его нет», - прозвучал ответ.

«Какие вы, однако, нехорошие! - развеселился мэтр. - Знаете, что его нет, а меня спрашиваете!»

Впрочем, в российском кино (и не только в кино) тоже совсем не все гладко: время «голых королей» еще не закончилось. «Когда я говорил это (о времени «голых королей»), я имел в виду общее состояние нашей художественной жизни. Во многом наша проблема заключается в том, что, извините за сленг, понты бегут впереди профессии», - считает Михалков. По его мнению, «профессия размыта быстрыми деньгами, которые приносила реклама». Впрочем, теперь финансовый кризис, будет намного сложней. Кризис - есть и в нем положительные стороны - «отсеет из кино всех недееспособных». Режиссер выразил надежду на то, что и вездесущему гламуру и глянцу не поздоровится.

Что касается творческих планов самого Михалкова, то кризис тоже вносит определенные коррективы. К счастью, к началу кризиса основную часть фильма («Утомленные солнцем-2») уже сняли, осталось снимать приблизительно 8-10 процентов от общего объема.

«Почти 270 часов материала снято. Это огромные два больших фильма и 15 серий. Пока мы надеемся, что нам хватит тех денег, которые у нас есть, для того, чтобы закончить картину. Но мы уже урезаем определенные наши планы, естественно», - сказал режиссер. По его мнению, российский кинематограф в кризисные времена выживет при помощи государства (хотя о том, как будет распределяться эта помощь, пока говорить рано).

Михалков признался, что хотел бы поставить четыре пьесы Чехова, буква в букву. Поскольку Чехова сегодня не до конца понимают и трактуют в постановках не вполне адекватно. При всей «прозрачности», Чехов - «исчезающая тропинка», загадка. «Как Пушкин - абсолютный отец, родитель нового русского языка в поэзии, так Чехов - родитель новой русской драматургии», - подчеркнул режиссер.

Говорили и об отношении к Сталину и к сталинизму: как известно, интерес к Сталину в России в последнее время растет. По этому поводу мастер вспомнил слова летописи XII века: «Там было замечательно написано, что что-то не получилось, потому что делалось с тяжким звероподобным рвением».

«Это очень нам, славянам, близко, тяжкая звероподобность во всем. Мы демократы с тяжкой звероподобностью, мы такие же коммунисты, с тяжкой звероподобностью. И так далее... Поэтому я просто думаю, что это волнообразное развитие, когда сначала опустили, унизили, выкинули и т.д., а потом начинает возникать на этом новое движение - а собственно, почему выкинули, а на самом деле не совсем все так. У меня нет права судить... Тем более, понимаете, какая вещь: да, страшные репрессии, абсолютно чистая правда. Ужасно? Ужасно. Но ведь прожили какие-то люди какую-то жизнь, которые абсолютно верили в то, что происходило, которые работали не покладая рук, которые воевали, воевали до последней капли крови, которые строили что-то. И этим людям сегодня сказать, что они прожили жизнь бездарно и бессмысленно, это просто бесчеловечно, на мой взгляд», - сказал режиссер, добавив, что речь идет не о «реанимации сталинизма» и не о реабилитации Сталина.

Самому Михалкову ближе фигура Столыпина (и его он будет защищать в проекте «Имя России»). «Никто из тех, кто сегодня назван (в проекте) и обсуждается, не был так близок к проблемам сегодняшним. В 1908 году Столыпин на Амуре предупреждает и предлагает задуматься над тем, каким образом остановить завоевание Дальнего Востока Китаем и Кореей», - напомнил патриарх российского кинематографа.

Говорили на пресс-конференции не только о политике и искусстве, но, например, и об охоте. Предположение, что он «любит убивать», задело Михалкова за живое. «Я не убиваю на охоте, я добываю зверя», - сказал он.

Еще один штрих. Никита Михалков до сих пор не признает психологически границ между Россией и Украиной. Об этом он поведал, отвечая на вопрос о том, почему в его фильмах снимается так много украинцев - вопрос ли это профессионализма актеров или же дело в идеологии?

«Я человек старорежимный, я вообще не разделяю... (...) У меня нет такого, так сказать: да, пожалуй, надо поснимать украинцев! А сейчас надо литовцев снимать. У меня такого нет. Может, я какую-то крамолу говорю, но для меня-то границ не существует, внутренне. То есть, может, они есть, я сегодня заполнял там анкету, где написано по-английски и по-украински. А я заполнял по-русски. Может, меня поймут», - сказал Михалков.

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Верещагин
12261

" Я человек старорежимный, я вообще не разделяю... Может, я какую-то крамолу говорю, но для меня-то границ не существует, внутренне. То есть, может, они есть, я сегодня заполнял там анкету, где написано по-английски и по-украински. А я заполнял по-русски. Может, меня поймут», - Глубоко мыслит Барин:), Молодца! Не все художники такие, некоторые от слова"худо"! А на украине и с художниками худо и главное с пониманием, увы!

Profile picture for user Бумеранг
1210

to Верещагин (A) ---Поддерживаю!