Иван Вакарчук: «Не нравится учитель - требуйте замену»
Редакцию «АиФ» посетил министр образования и науки Украины Иван Вакарчук. В непринужденной атмосфере он рассказал о преимуществах внешнего независимого тестирования, объяснил, почему молодых людей не прельщают рабочие профессии и посетовал на низкий уровень моральности в нашем обществе.
Все на равных
- НЕ ЖАЛЕЕТЕ, что начали так форсированно вводить тестирование? Теперь столько критики в вашу сторону.
- Я знал, что так будет. Когда школьники полным ходом и с большим подъемом и энтузиазмом проходили тестирование, некоторые ректоры признались мне, что до последнего не верили, что всеобщее тестирование все-таки будет внедрено уже в этом году. Думали, будет как всегда - поговорим и отложим на будущее. Причина в том, что все мы, казалось бы, за перемены к лучшему, но как только они касаются нас непосредственно, мало кто идет на изменения с охотой.
- Можно ведь было просто провести конкурс аттестатов, а не сертификатов, организовав при этом только контроль над сдачей экзаменов в школах.
- В этом случае ученики были бы в неравных условиях. Во-первых, в каждой школе один и тот же балл могут ставить ученикам с разным уровнем знаний. Во-вторых, в разных школах, сдавая, скажем, экзамен по истории, ученики отвечают на разные вопросы. В-третьих, скажите: кого из двух учеников должен принимать вуз, если у обоих средний бал 10?
Результаты внешнего независимого тестирования сравнимы, так как ученики поставлены полностью в равные условия: все в одно и то же время проходят тест по конкретному предмету, письменно отвечая, заметьте, на одинаковые вопросы. Кроме того, шкала тестирования стобалльная (от 100 до 200 баллов. - Ред.), поэтому даже мизерная разница в один балл имеет значение.
- А что вы скажете на то, что в сельских школах уровень преподавания уступает школам в больших городах? Из-за этого многим родителям приходится нанимать репетиторов, чтобы подготовить своих чад к тестам.
- Как раз в этом году тестирование опровергло этот стереотип - результаты тестирования сельских и городских детей практически не отличаются, разве что на уровне самых высоких баллов. В целом, люди нередко дают эмоциональную оценку, которая базируется на конкретных показателях.
Репетиторство существует с библейских времен, но необязательно, как раз потому, что школьная программа полностью совместима с вопросами в тестах. Что касается хороших специалистов, то их в село просто мало что может привлечь - в большинстве случаев им там попросту негде будет жить. В этом вина не только государства, но, частично, и общества.
Объясню на примере. В годы моего ректорства во Львове мы вызвались помочь книгами одной сельской школе, в которой сгорела библиотека. Когда я приехал в село, местные жители с гордостью показали роскошный двухэтажный дом для священника, на который «скидывались» всем селом и в котором он, между прочим, не живет. Когда я спросил, а почему тогда хоть не сделали ремонт в школе, те мне в один голос парировали, дескать, школа -это забота государства.
Голос гражданского общества
- ПОКА создается впечатление, что введение тестирования просто механически отрезало часть потенциальных абитуриентов от возможности поступать в университет. А когда это новшество действительно будет повышением качества образования в школе?
- Да оно уже повышает! Вы же сами сказали, что многие ученики нанимают репетито-
ров с целью «галопом пройти программу» за последние годы. А те ученики, которые учатся в школе сейчас, зная о том, что их ждет в будущем, будут более ответственно относиться к занятиям. Если они видят, что кто-то из преподавателей явно не соответствует званию учителя, они вправе потребовать другого. Потому что зарплата учителям начисляется из налогов, которые платят эти родители. Это голос здорового гражданского общества.
- Как сокращение количества абитуриентов из-за тестирования скажется на вузах? Будет недобор?
- Тестирование не прошли 8% от всего количества тестируемых. Следовательно, абитуриентов тоже будет меньше.
Сейчас можно наблюдать большие конкурсы в разных вузах. Это из-за того, что копии сертификатов можно подавать в неограниченное количество университетов. При этом понятно, что реально абитуриентов гораздо меньше.
Ищем сантехников!
- СЕЙЧАС появилось множество льготников, которых университеты обязаны зачислить в студенты вне зависимости от оценок в их сертификатах. Вы ведь понимаете, что с таким уровнем они протянут один-два семестра, и их все равно отчислят из-за неуспеваемости. Так отчего бы не принять на их место кого-то другого сразу?
- Вы правы. И все же я считаю, что нужно дать им шанс. Меня волнует совсем другое. За последний год быстро увеличилось количество абитуриентов-инвалидов, как об этом говорят СМИ. Возможно, речь идет о количестве заявлений. Хотя и тут, как мне кажется, много лукавства. Несколько лет назад в Одесской области одного абитуриента приняли в вуз как сироту, смерть родителей подтверждал соответствующий документ. Потом оказалось, что родители живы и здоровы. Это печальное свидетельство уровня моральности в обществе. Закон законом, но исполнение его гарантирует как раз мораль.
- Желающих получать рабочие профессии все меньше и меньше. Как собираетесь решать проблему?
- Престижность такой работы очень низка. Ее и нужно повышать. В Киеве, к примеру, рабочие получают столько же, сколько и журналисты, а опытным квалифицированным «рукам» могут предложить и больше. Так что дело отнюдь не в оплате труда, на что часто указывают. Высшее образование не обязательно получать каждому. Чтобы система ПТУ работала более эффективно, мы планируем провести их инвентаризацию. Некоторые укрупним за счет других, а те, что имеют стратегическое значение для государства, будут финансироваться из госбюджета, а не как остальные - из местной казны.
Подготовил Юрий ОНЫШКИВ
Не нравится Вакарчук--требуйте замену!
На Украине всем специалистам вопрос один только задаю.
Что мне делать и как вразумить свою страну?
Если дочь восьмого класса изучает в Украине этот бред.
Нашим детям «художество» властей приносит только вред.
В украинской литературе бред в учебнике я вижу.
Когда о «Красной шапочке» читаю и о ней уродство слышу.
Министр образования Украины куда смотрел?
В литературе не обнаружил нарушений и беспредел.
Почитай «специалист» свою ты книжку.
Я как мать скажу тебе педагогу и как министру.
Прочитай эту сказку своим детям перед сном.
Скажут дети папе, до чего докатился он.
В Украине не придумали ничего хорошего другого.
Как из сказки «Красной шапочки» сделать монстра и урода.
Ума у вас «специалистов» не хватило.
«Писателю» или министру из бюджета мало заплатили.
Красная шапочка теперь вульгарная из ваших слов.
Каждый школьник подражать ей теперь всегда готов.
Одним словом бездари в комиссии по образованию собрались.
На Украине, где серьёзные дела всегда решались.
Власть Украины навязала детям методику свою.
Эти люди, обязаны сесть теперь в тюрьму.
Мне бы в голову, такое безрассудство не пришло.
Изуродовать народное творчество и сокровище любимое моё.
Теперь моя дочь должна уродство бездарей читать.
Бред чужой и больные мысли взрослых ей всё это объяснять.
Посмотреть хочу властям в глаза.
Заявить им всем, где честь и совесть власть твоя?
Власть мне не нужны твои безумные затеи.
На Украине ваши все бредовые идеи!
Дочь свою учу всему хорошему её.
Должна отстаивать честь и достоинство своё.
Но вот в народное достояние свою коррекцию власть внесла.
Теперь сказка без чести и стыда, зато украинская она.
Красная шапочка в учебнике курит, пьёт, гуляет.
Как «шальная» себя ведёт и подряд всех оскорбляет.
Пример плохой и этим психику ребёнку разрушают.
Такой урок учить, как мама такую сказку запрещаю!
Детей учить такую сказку Украина принуждает.
Всем потом власть в Украине заявляет.
Почему так плохо дети наши поступают?
Украина ты моя!
Такой учебник не годится никуда.
Мама ученицы министру Украины говорит.
Такое трудно министру по образованию простить.
Образование в Украине очень злит!
Самое опасное, что детям это очень навредит.
В учебниках нормально сказки народные пишите.
С чувствами детей, вас прошу безумцев, не шалите!
Если вам произведение необходимо написать.
Вам предложу одну идею, чтобы сказки в стихах вам сочинять.
Всех «специалистов» непременно проучить хочу.
Чувства ребятишек уважать всех взрослых научу.
Не понятно, только, где найти замену - скоро учителя вообще вымрут, как мамонты, - средний возраст учителя у нас - 50 лет. Замените, если сможете. Что-то не видно выпускников СГГУ в наших школах, они пропадают в период между получением диплома и трудоустройством.
мне не нравиться министр образования Вакарчук!требую замены и немедленной!