Донбасс за неделю: недостроенная республика
Недостроенные при Украине здания в ДНР будут завершены и переданы в пользование пострадавшим от обстрелов. Однако, несмотря на это, дистанция между властьдержащими и народом все равно увеличивается, а до «народности» еще далеко.
Брошенные квадратные метры
На этой неделе в Донецке, наконец, решили глобально заняться проблемами расселения и компенсаций пострадавшим от военных действий граждан. Из министерства строительства поступила инициатива решить вопрос с недостроями, которые в ряде городов республики так и остались стоять мертвым грузом с начала 2014 года. Решено было достроить и передать лишившимся жилья гражданам.
Таких зданий в одном Донецке просто уйма – некоторые из них на момент начала боевых действий были уже, фактически, закончены – кое-где даже уже появились пластиковые окна. Предыдущие власти в лице Александра Захарченко пытались вести переговоры с украинскими застройщиками, бросившими проект на пол пути. Те, в свою очередь, отозвались, но никто из них не изъявил желание вернуться обратно в Донецк и закончить начатое.
«Скорее всего, объекты были застрахованы, они получили страховые выплаты в связи с форс-мажорными обстоятельствами, поэтому им больше не интересен этот край и инвестиции в эти дома. Получается, что люди, которые участвовали в строительстве, дольщики, они брошены. Их бросил застройщик, хотя сам деньги получил», - рассказал на пресс-конференции на этой неделе министр строительства и ЖКХ ДНР Сергей Наумец.
Еще одна проблема с частными недостроями упирается в законодательство. В ДНР на законодательном уровне вопрос с частной собственностью сбежавших застройщиков с началом войны пока не урегулирован – закона, определяющего процедуру управления имуществом на основании продолжительного отсутствия собственника, в республике пока не разработано. Ровно так же, как и относительно собственности тех, кто вряд ли вернется обратно - по идеологическим или иным причинам. Например, роскошные дома украинских депутатов и футболистов навсегда покинувшего край донецкого «Шахтера» в элитном коттеджном городке Хорошово, которые с 2014 года пустуют в отсутствии владельцев.
А тем временем, на линии соприкосновения народ продолжает жить без тепла, газа и света. В Киевском районе Донецка, прилегающем к аэропорту, таких домов десятки. И это не частный сектор, а некогда добротные, строившиеся на совесть, многоэтажки 70-80х годов постройки. Люди уже сами готовы делать ремонт, за свой счет, лишь бы их подключили обратно к коммуникациям.
«У нас было прямое попадание в дом, рухнула часть пролета в подъезде, была нарушена система газоснабжения и отопления еще с 2014 года. Вот уже 5 лет мы ждем и умоляем власти – подключите нас обратно. Мы готовы восстанавливать остальное за свой, нам больше ничего не надо», – жалуется ForPost жительница дома по улице Буслаева.
Конечно, никто «прихватизировать» брошенные квартиры и покинутые элитные дома в республике пока не собирается, даже несмотря на то, что большинство из их владельцев неудосуживаются хотя бы частично платить «коммуналку». А подумать над этим вопросом стоило бы. За 5 лет войны долгов по таким домам и квартирам накопилось огромное количество. И они продолжают расти и накапливаться, а уехавшие на подконтрольную Украине хозяева территорию платить не собираются.
«Общий долг населения за услуги ЖКХ в Донецкой Народной Республике в 2018 году составил 498,8 млн. рублей. При этом на большую часть этой суммы, более 80%, население уже заключило договора по реструктуризации долга», – сообщили ForPost в Министерстве строительства ДНР.
И это данные только за прошедший год – за 5 лет войны и представить сложно, сколько задолжали жители и выехавшие за пользование услугами и обслуживание коммунальщикам. Но даже такие, слегка обнаглевшие категории никто не собирается лишать законного имущества. Да и украинские СМИ и все остальные враги республики тут же устроят вселенский плачь Еремеи, назвав переведение частной собственности в муниципалитет «отжимом», «насильственным отчуждением» или даже квартирной оккупацией. Поэтому пока в Республике могут осваивать, достраивать или сносить только муниципальные недострои, а частные так и останутся стоять брошенными и мозолить глаза жителям.
«Проведено предварительное обследование 8 многоквартирных жилых домов, незавершённых новостроек, определена остаточная стоимость строительных работ. Все они находятся в городах Донецк, Горловка, Макеевка, Шахтерск, Углегорск и Старобешевский район», - сообщил министр строительства и ЖКХ.
Он отметил, что окончание строительства позволит ввести в эксплуатацию 409 квартир. Также за счет бюджета будет проведен ремонт в 504 объектах жилого фонда и 479 квартирах муниципальной собственности. Как только ремонтные работы закончатся, потерявшие во время обстрелов единственное жилье граждане смогут вселиться в новые квартиры. Остается надеяться, что это произойдет уже в ближайшем будущем, а планы Минстроя не останутся запечатленными только на бумаге.
Взялся за гуж…
Коммунальные проблемы, которые навалились в последний месяц на Донбассе, с начала недели, наконец-то, стали решаться. Так, мусорные завалы, скопившиеся в большинстве районов города прямо на придомовых территориях, в конце прошлой недели были ликвидированы. Переполненные баки и груда пакетов вокруг них наконец-то исчезли с улиц города. Хотелось бы, чтобы насовсем.
После проведенного 7 февраля совещания у главы ДНР Дениса Пушилина, заработал в Донецке и общественный транспорт – не ходившие несколько недель до этого трамваи вышли на линию в полной мере, наледь с рельс очистили, рельсы вернули на место, все вошло в привычный ритм.
Благодаря мониторингу ситуации депутатами ДНР, которые лично поехали на пункты пропуска между Украиной и республиками, решена также и проблема очередей. Как-то сразу работа стала вестись оперативнее, пропускающие стали вежливее, внимательнее и быстрее, а очереди рассосались будто бы их никогда и не было.
«Приятно удивлена работой КПВВ «Александровка», 3 февраля ехала на территорию Украины, на следующий день обратно. Пешеходов ДНР стали пропускать буквально за час, машины тоже двигаются быстрее. Привычного уже всем хамства не услышала. Оказывается, наладить работу можно так просто. Было бы желание», - делится впечатлениями от последней поездки с ForPost пенсионерка Анна Зиновьева.
Вот только вопрос с перевозчиками и их экстремальной работой никто так и не решил. И за это на текущей неделе поплатились жизнями 6 жителей республики, погибших в страшном ДТП недалеко от пункта пропуска «Александрвока». За качеством работы частных перевозчиков и обслуживанием их автомобилей как не следили, так и не следят. На это за определенные суммы попросту закрывают глаза, точно так же, как и за их пропуск вне очереди на украинских и ДНРовских блокпостах. А, тем временем, гоняясь за копейкой, перевозчики элементарно не соблюдают не то, что правила дорожного движения, но и элементарные правила личной безопасности. 7 февраля выехавший на встречку легковой автомобиль Шевроле с ехавшими из ДНР пассажирами в лобовую столкнулся с ехавшим ему навстречу Ланосом. Газобалонное оборудование Ланоса спровоцировало взрыв и возгорание – все находившиеся внутри машины сгорели заживо, так и не добравшись в Донецк. В автомобиле виновника также погибла пассажирка, еще двое пострадали, а вот сам горе-перевозчик остался цел.
Случай этот далеко не единичный – перевозчики не жалеют ни автомобили, ни пассажиров, двигаясь с сумасшедшей скоростью по разбитым и обледенелым дорогам Донецкой области и ДНР с единственной целью – побыстрее высадить людей в пункте назначения и взять новых на обратный путь. То, что Украину жизнь и здоровье жителей Донбасса не интересует и дороги никто не чинит, это вполне логично и объяснимо. Однако, ведь и в самой республике к «перевозам», к сожалению, относятся так же – просто закрывают глаза на их грехи и никаких контрольно-ревизионных или санкционных мер за нарушения правил безопасной перевозки людей не принимают, хотя документы на ведение такой деятельности выдают. Понятно, что проблем сейчас много, за всем не уследить, да и время далеко не мирное. Но ведь именно для этого создавались в маленькой республике многочисленные министерства, выбирался парламент, формировался штат работников ведомств.
Как показывает пример с мусором, транспортом, состоянием дорог и очередями на блокпостах, решить насущные проблемы можно быстро и просто, однако самостоятельно профильным министерствам это не под силу. Без общественного резонанса, личного вмешательства главы ДНР и СМИ элементарная работа по обеспечению нормальной жизнедеятельности республики не выполняется. И виной тому даже не нехватка кадров и низкие зарплаты, а увеличивающееся между правительством и народом расстояние. Очевидно, что в обычной жизни депутаты ДНР не ездят через КПП на украинскую территорию, поэтому и не стоят в очередях, не передвигаются общественным транспортом, поэтому и не в курсе перебоев в их движении. Да и с мусором в центральных районах, где они проживают, почему-то было все в порядке изначально.
А ведь устранение дистанции между властью и народом и совместное решение проблем при строительстве нового государства было именно тем, что вкладывали в само название Донецкой народной республики ее идеологи в 2014 году. Так что, как говорится, взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Марина Лютая
Фото автора
Надо самозахватывать квартиры бежавших с Донбасса. Чего им пустовать?
Да не переживай,все захватят,ничего народу не достанется.
Ну ты, видимо, уже подсуетился. Точно ломбардец.