Федеральные власти намерены оптимизировать расходы на бедных россиян. В следующем году планируют в рамках эксперимента отсечь от ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка тех, кого чиновники посчитают не нуждающимися.
Пилотными регионами станут Подмосковье, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. А с 2027-го, вероятно, такую практику распространят по стране, написал «Коммерсантъ».
Что будут делать
Чиновники намерены оценить достаток претендентов на такую поддержку и проанализировать оборот средств на банковских счетах. В помощи откажут, если сумма, поступившая всем членам семьи за год до подачи заявления на пособие, в более чем два раза превысит сумму их официального дохода.
По правилам назначения сейчас в составе доходов учитывают зарплаты, пенсии, алименты, выплаты за недвижимость, средства от предпринимательства и вкладов. Для будущего анализа благосостояния нуждающихся в пособии не будут принимать во внимание переводы между членами семьи, кредиты, налоговые вычеты и доходы от продажи имущества.
Пособие по рождению предназначено для семей, чей доход ниже регионального прожиточного минимума — он в каждом субъекте ежегодно устанавливается отдельно. Например, в 2025-м, по данным Росстата:
- в Москве — 23,9 тысячи рублей,
- в Карелии — 19,68 тыс.,
- в Севастополе — 18,08 тыс.,
- в Чечне — 17,02 тыс.,
- в Пензенской области — 14,89 тыс.,
- в ЯНАО — 24,29 тыс.,
- в Кузбассе — 16,13 тыс.,
- на Чукотке — 46,28 тыс.
Подобная система отсечения действует в Москве три года. В столице при рассмотрении заявок на соцвыплаты учитывают доходы претендентов как сумму всех денег, поступивших на счета за год до обращения за пособиями. Это, скорее всего, повысило долю отказов в назначении выплаты, считает «Коммерсантъ».
Почему намерены проверять заявителей
Дефицит федеральной казны увеличивается, возможности заимствований для её пополнения остаются ограниченными, поэтому рассматриваются все варианты увеличения поступлений и экономии денег, сказал ForPost кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
По его словам, контроль над расходами государственного бюджета, в том числе над тратами на пособия малоимущим, должен быть эффективным и использовать для этого весь необходимый инструментарий.
Вот только Минтруд, которому поручили проработать вопрос экономии средств на пособиях, — «структура сервисная», добавил он.
«Так же, как и другие министерства и ведомства, занимается обслуживанием директив, а не реализует госполитику по конкретному направлению, с учётом качественной профессиональной экспертизы определяя ключевые цели и показатели развития, формируя и исполняя дорожные карты. Бессистемность… является одной из проблем развития российского общества и экономики», — рассуждает эксперт.
Упорядочение денежных потоков
Сейчас активизируется государственный финансовый контроль, добавила кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.
«Мы видим изменения и в налоговой политике, и в пенсионной, и в банковской, — уточнила она. — Применяемые меры нацелены на упорядочение финансовых потоков, чтобы вывести из тени ряд финансовых операций, осуществляемых физлицами и малым бизнесом. В условиях пополнения доходной части бюджета, с экономической точки зрения, такая мера может иметь эффект».
По её мнению, финансовая проверка претендентов на пособие вряд ли серьёзно отразится на семьях, действительно нуждающихся в господдержке, — социальные гарантии как раз нацелены на помощь семьям определённого уровня дохода.
«Другое дело, что эта мера может стать одним из способов борьбы с теми, кто получают зарплату “в конверте”, либо осуществляют предпринимательскую деятельность без оформления. Это в свою очередь подразумевает, что получатели доходов не выполняют свою конституционную обязанность — не платят налоги с получаемых доходов», — полагает эксперт.
А на ком-то другом сэкономить можно?
Но если власти усилили финансовый контроль и рассматривают различные варианты сэкономить государственные деньги, то почему бы не оптимизировать государственные коммерческие структуры с сомнительной эффективностью. Например, в автомобильной промышленности.
«Существует несколько понятий эффективности в управлении. Нельзя всё сводить лишь к получению экономического эффекта», — уверена экономист Татьяна Марцева.
Она считает, что деятельность ряда госструктур в принципе предназначена для достижения в большей мере социального эффекта, нежели экономической выгоды кому бы то ни было.
«К тому же даже если оценивать политику государства в разрезе доходов и расходов, то нужно помнить, что она включает стратегию и тактику. Следовательно, средства, обеспечивающие достижение долгосрочных государственных приоритетов в той или иной сфере, могут привести к получению экономического результата лишь через определённый промежуток времени в будущем», — заключила наша собеседница.
Алексей Лохвицкий

та просто отменили бы пособие и все, на штате проверяющих больше потратят
А что же этот кандидат экономических наук Сергей Гатауллин не рассказал журналистам ForPost о том, что
цитата из выступления депутата госдумы Михаила Делягина.
т.е деньги есть?
какой смысл держаться?
Кстати А.Чубайс до того как стать рыжим экономистом на з.обетованной то же утверждал,что деньги есть и их много