60 лет назад в селе Каланчак Херсонской области был большой праздник. Многотысячный митинг собрался в честь мирного взрыва земляной перемычки — последней преграды на пути Днепра в Крым. В торжественной обстановке первые лица Советского Союза открыли Северо-Крымский канал.
Что предшествовало грандиозной стройке и каким запомнилось 17 октября 1963 года, рассказывают экспонаты выставки научной библиотеки «Таврика» имени А.Х. Стевена в Симферополе.
Нам бы водицы
Засушливые степи на севере Крыма люди стали осваивать ещё в XVIII веке, когда полуостров вошёл в состав Российской империи. Однако аграрии тех лет иллюзий насчёт плодородности этих земель не питали: из-за нехватки воды для полива шансы на большие урожаи сразу оценивались скромно. Не хватало и питьевой воды — в половине селений Тавриды она считалась неподходящей.
«В деревне Абдал Феодосийского уезда, куда приехал профессор Козловский, тоже не было воды. Люди черпали грязную жижу из аута (небольшой пруд в степном Крыму, наполнявшийся дождевой и талой водой — Прим.), отстаивали и пили. Четвёртый год ездил профессор по пыльным дорогам Тавриды, по выжженным степям с потрескавшейся землёй. И всюду, куда бы ни приезжал, слышал одно и то же: «Нам бы водицы…», — так начинается научно-популярное издание «Вода идёт в степь» Л. Беляевой, представленное в экспозиции библиотеки.
Один из экспонатов выставки в библиотеке.
Профессор Козловский начинает собирать данные о количестве и качестве воды в Крыму с 1864 года. Результаты шокируют: половина полуострова — 419 из 926 поселений — не имеют источников пресной воды. В 57 населённых пунктах есть только небольшие ставки и ямы, заполненные «солонцеватой, грязной и тухлой водой, которая высыхала уже к середине лета». Колодцы 207 других селений наполнены горькой и солёной водой, и только в 155 местах источники пригодны для питья, но их запасов всё равно мало.
Получив такие данные, передовые умы царской России во второй половине XIX века приступили к разработке различных концепций обеспечения степных районов Крымского полуострова водой.
«Наличие указанных особенностей климата — неравномерного распределения осадков, высокой температуры лета, а также и того, что при значительных уклонах полей много осадков стекает непроизводительно, — делает искусственное орошение земель в Крыму весьма необходимым средством для поддержания устойчивых урожаев», — говорится в «Записках Императорского общества сельского хозяйства южной России» за 1894 год, выставленных в «Таврике».
Рождение Северо-Крымского канала
Идеи, как оживить засушливый регион, были заявлены самые смелые. Автор брошюры «Проблема орошения северного Крыма водами Днепра» за 1932 год приводит три из них.
В частности, предлагалось использовать опреснённые воды Азовского моря, устроив «в Керченском проливе дамбы со щитами, закрывающимися в период нагона воды из Чёрного моря».
Читайте по теме: Хуснуллин назвал опреснитель крайней мерой для Крыма
Второй вариант предполагал «перебросить воды реки Кубани через Керченский пролив в район Керчи и через Керченский полуостров далее на запад». И, наконец, третья концепция подразумевала возможность изъять часть стока днепровских вод с помощью насосной станции и магистрального канала, транспортирующего эти воды в Крым.
«Последнее решение, по нашему мнению, является наиболее реальным и экономичным, так как при этом используются лишь бесполезно теряющиеся в Чёрном море воды Днепра», — заключает автор идеи создания Северо-Крымского канала инженер В.Д. Никольский. Он приступил к разработке этого вопроса в 1914 году, а к 1924 году создал проектную схему ирригации Крыма днепровскими водами.
К середине 1930-х годов проектировщики от теоретических обоснований вплотную подошли к проработке деталей необходимых документов. На паузу воплощение грандиозного проекта поставила Великая Отечественная война. Лишь в декабре 1950 года в Крым прибыли топографы и геодезисты, чтобы вести съёмку местности для трассы будущего Северо-Крымского канала (СКК).
Почтовая марка, посвящённая стройке канала.
Первые кубометры грунта были вынуты лишь десять лет спустя. По этому случаю, в июне 1961 года, Почта СССР выпустила марку в серии «Великие стройки коммунизма», посвящённую будущему каналу.
Третий мирный штурм Перекопа
Строительство канала было без преувеличения великим: за два с лишним года рабочие проложили 207 километров трассы. Торжественный пуск воды в бетонное русло запланировали на 17 октября 1963 года: по этому случаю в херсонское село Каланчак прибыла делегация из Москвы во главе с первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым.
«Третий мирный штурм закончился победой! Крым породнился с Днепром!», — так писали журналисты газеты «Строитель канала», имея в виду предыдущие операции по освобождению севера Крыма в Гражданскую и Великую Отечественную войны.
Судя по фотографиям, сделанным в тот знаменательный день, люди толпились по обоим крутым берегам Северо-Крымского канала. Все с нетерпением ждали волнительного момента.
Никита Хрущёв на страницах «Строителя канала».
«Прогремел взрыв, поднялось высокое облако дыма и пыли. Было видно, как поток бурой воды становится всё шире, и вода устремилась на юг. Все зааплодировали, закричали “ура!”. Не выдержав, многие бросились прямо в воду, стояли в ней по колено, умывались, мыли руки», — такие воспоминания очевидцев приводит журнал «Полуостров сокровищ», также представленный нв выставке, посвященной юбилею.
В ходе изучения этих и других экспонатов становится заметно, что 60 лет назад СМИ подчёркивали мирный, позитивный, как сейчас говорят, характер события.
«Когда взрыв, может быть, первый на этой земле такой сильный и совершенно мирный, разметал перемычку, Днепр зажурчал к нам маленьким ручейком. Был он в первые минуты таким робким, что один из почётных гостей в шутку спросил у начальника строительства: «А что, вода и здесь будет?». Но даже самые большие реки начинаются с маленьких ручейков. Так и канал наш Северо-Крымский секунду-две струился змейкой, а потом рванул звонким бушующим потоком. В небо взвились ракеты, и сотни разноцветных звёзд отразились в крымском Днепре», — написал один из авторов сборника «Люди Северо-Крымского», вышедшего в 1964 году.
Фотография подрыва перемычки Днепра при запуске СКК в 1963 году.
О чём мечтали строители канала
Как не вспомнить другой взрыв, прогремевший по вине Вооружённых Сил Украины в 2023 году, из-за которого была повреждена верхняя часть Каховской ГЭС, погибли люди и животные.
А 60 лет назад собравшиеся на запуске канала жители Крыма и Херсонщины, конечно, не могли представить такого будущего. Царившие в этот день настроения хорошо описаны на пожелтевших страницах «Строителя канала».
«Вскоре наступит время, когда крымские хлеборобы не будут зависеть от капризов природы, когда засуха, солончаки навсегда уйдут в прошлое. Буйно заколосятся, зазеленеют крымские степи богатырскими урожаями пшеницы, кукурузы, риса, щедро оплатят хлеборобам их труд плодородные нивы», — мечтали авторы статьи.
Читайте по теме: Крымских аграриев предупредили о десятилетии погодных катаклизмов
Не хочется сегодняшний юбилей заканчивать на грустной ноте, но, кажется, об имениннике забыли: нет ни торжеств, ни праздничных речей. Впрочем, когда линия боевого соприкосновения проходит по Днепру, не время для веселья. Тем не менее есть надежда, что мечты строителей Северо-Крымского канала сбудутся и вскоре взрывы на территории нашей России будут только мирными.
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (4)
Юбиляр подкачал. То приходит, то уходит ...
Волюнтаризм.
Спасибо Сталину за Постановление Совета министров СССР от 20 сентября 1950 года "О строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и орошения земель южных районов Украины и северных районов Крыма".
Канал есть и вода будет.