Госдума рассмотрит проект закона об обязанности всех студентов-бюджетников медицинских вузов, колледжей и училищ три года отрабатывать в государственных учреждениях. Это коснётся обучающихся по основным программам высших медицинского и фармацевтического образований, а также будущих медсестёр и фельдшеров — согласно законопроекту, им придётся при поступлении заключить договор о целевом обучении.
Если они откажутся от исполнения условий договора, прежде всего от отработки, то будут возмещать госрасходы на своё образование и платить штраф в двукратном размере расходов.
Проект закона подготовлен министерством здравоохранения РФ на фоне нехватки медиков в госорганизациях.
Кнут и пряник
Руководство Российского медицинского университета и Саратовского государственного медицинского университета позитивно оценило такое предложение, по данным «Коммерсанта».
Целевое обучение является «самым действенным механизмом, который поможет устранить дефицит кадров в лечебных учреждениях», считает ректор саратовского вуза Андрей Еремин.
Депутат Госдумы Ярослав Нилов поддержал предложение Минздрава. Он считает необходимым рассмотреть использование такого механизма в других сферах, «где мы испытываем серьёзный дефицит кадров», сообщил ТАСС.
Целевое обучение нужно сопровождать дополнительными гарантиями, «предложением решения жилищного вопроса» — «без решённых социально-бытовых вопросов многие могут отказываться заключать соглашение с работодателем», добавил Нилов.
Его коллега Татьяна Соломатина полагает, что такую практику можно распространить на других студентов-бюджетников: «если другой отрасли будут нужны специалисты, то может быть такое же целевое обучение с подписанием контракта», написал «Подъём».
Депутат Светлана Бессараб поддержала бы трёхлетнюю отработку выпускниками-медиками, если их учёбу оплатило государство, при условии создания для них всего необходимого на местах — от хорошей зарплаты до жилья, что вряд ли возможно во всех регионах, рассказала НСН.
«У нас совершенно потеряна инфраструктура, которая была при Советском Союзе, — отметила Бессараб. — Молодой специалист приезжает, у него нет жилья, в селе нет дорог, детского сада, элементарных удобств. Возникает вопрос, а за что мы человека наказываем? За то, что он своим трудом поступил на бюджетное место? Это неправильно».
Уже был «институт зависимости»
Такая инициатива свидетельствует, что «заявления чиновников о доступности в РФ бесплатного качественного высшего образования — не более чем миф», сказал в беседе с ForPost кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
И совершенно непонятно, как такие нововведения соотносятся с основными положениями федерального закона об образовании в части государственных гарантий возможности получения гражданином впервые на конкурсной основе бесплатного высшего образования, добавил он.
По его оценке, чиновники, «усердно выполняя указания» сверху, копают российскому обществу «большую яму под названием государственный капитализм, экономика которого напоминает колосса на глиняных ногах».
«Нежелание или неспособность государства выполнять свои прямые внутренние функции неизбежно приведёт к негативным последствиям», — считает экономист.
Практика обязательной отработки молодыми специалистами по распределению была одним из «формальных институтов зависимости в сфере эксплуатации труда» в СССР, считают доктора исторических наук Михаил Безнин и Татьяна Димони.
Они напомнили, что с 1933 года выпускники вузов и техникумов обязывались «как обучавшиеся за счёт государства» отработать пять лет на производстве, а закончившие школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) — три года.
Позже на ФЗУ распространили «принудительные институты трудовой зависимости в форме мобилизации», уточнили историки.
По их словам, в 1940 году советское правительство получило право ежегодно призывать (мобилизовывать) до одного миллиона городских и колхозных юношей: 14-15 лет — для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, 16-17 лет — в школах ФЗУ. Каждый колхоз был обязан выделять ежегодно двух парней для обучения в системе ФЗУ.
«При этом срок обязательной отработки на государственных предприятиях после обучения [в системе ФЗУ] был повышен до четырёх лет, — отметили Безнин и Димони. — На учеников школ ФЗУ была распространена система уголовной ответственности за самовольный уход и опоздания (до одного года заключения в трудовых колониях)».
Историки добавили, что в 1948 году был подтверждён порядок распределения выпускников вузов и техникумов с обязательной трёхлетней отработкой и уголовной ответственностью за неявку по распределению (меру ответственности отменили в 1951-м).
Мнения действующих врачей
Из-за возможного введения системы обязательной отработки для выпускников под угрозой штрафных санкций возникает вопрос: а не потеряют ли учебные заведения часть потенциальных студентов-бюджетников и, соответственно, будущих специалистов?
Допустим, кто-то из молодёжи изменит выбор в пользу другого образования, кто-то предпочтёт платное обучение, кто-то уедет на учёбу в другую страну. Ведь, наверное, не каждому в радость будет учиться, опасаясь отправки в глушь. И, вероятно, не каждому в радость будет учиться, опасаясь стать «заложником» в госучреждении под угрозой увольнения и взыскания расходов на обучение и штрафа.
Терапевт, основатель профессионального мобильного приложения «Справочник врача» Константин Хоманов опасается, что коллективы медучреждений пренебрежительно отнесутся к выпускникам-целевикам, «так как молодой врач вынужден будет отрабатывать на правах безмолвного сотрудника, с которым не станут считаться», написал «Коммерсант».
Вполне вероятно, что часть абитуриентов могут пересмотреть свои приоритеты поступления в связи с введением обязательной трёхлетней отработки, сказала ForPost главный врач сети клиник «Инстамед», эксперт аналитического центра Университета «Синергия» Ольга Рублева. Но тех людей, кто серьёзно настроен получить медицинскую специальность, кто этим, что называется, горит, отработка в государственном учреждении не должна остановить, подчеркнула она.
Однако начинать работать врачом сразу после института, то есть без клинического опыта, по её мнению, достаточно спорно. Чтобы врачу наработать свой опыт, чтобы видеть сложные клинические случаи, тяжёлых пациентов, ему нужно отработать в стационаре, пояснила Ольга Рублева.
Сейчас, когда выпускник медицинского вуза идёт за последипломным образованием в ординатуру, он получает этот опыт именно в стационаре, где видит разных пациентов, отметила эксперт.
«Мы возвращаемся к той системе, которая действовала в советское время, когда большинство выпускников средних образовательных учреждений и ВУЗов должны были какое-то время отработать "на полях", в регионах по своей специальности», — заключила она.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
А зачем тогда на врача учиться? Кому-то и в "глуши" надо людей лечить, а не только в столицах. А забота государства - и в "глуши" создать человеческие условия - и для жизни, и для работы.
А сейчас вообще, куда ни кинь, выясняется, что системы, выработанные в советское время, были лучше.
Некоторые историки любят получать,но не любят давать.Государство затрачивает средства на обучение бюджетников,платит им стипендию,обеспечивает общежитием и поэтому вправе рассчитывать на отдачу - работу по специальности в течение 3-х лет.Конечно,молодых специалистов надо обеспечивать жильем хотя бы в общежитии.С какого перепугу бесплатно обучать будущих специалистов платных клиник? Платные клиники в состоянии сами оплатить учебу своих будущих работников и государство им ничем не обязано.