Тем, кто никогда не травился продуктами питания, купленными в магазинах, наверное, очень повезло. Такие вообще есть?
Недавно на всю Россию прогремел случай отравления арбузом 15-летней девушки и ее 61-летней бабушки. Арбуз они купили в сетевом супермаркете в Москве. Девушка выжила, а вот её бабушка скончалась в больнице.
И это, естественно, случай не единичный. В 2019 году супружеская пара из Свердловской области оказалась в реанимации после ужина морской капустой. Мужчина умер, супруга выжила.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова утверждает, что в России в целом ситуация с пищевыми отравлениями лучше, чем в Европе: у нас отравлений в десять (!) раз меньше.
Однако само ведомство такой статистики не ведёт, поэтому хотите верьте, хотите — нет.
Эксперты утверждают, что стране необходима доктрина продуктовой безопасности. Пока её нет, говорить о безопасности потребителей не приходится. Подробно об этом читайте в материале ForPost «Отравиться в магазине: почему супермаркеты продают ядовитые фрукты и овощи».
Что делать, если вы отравились?
С этим вопросом ForPost обратился к юрисконсульту Консультационного центра по защите прав потребителей в Севастополе Артуру Бадалову.
По его словам, если произошло отравление условным арбузом, но человек не обращался в больницу, он сам может обратиться в Роспотребнадзор. На основании заявления ведомство будет проводить свою проверку.
Сложность в том, что желательно предоставить образец продукта, которым отравился человек. Естественно, если есть – то и чек о его приобретении.
«Если вы попали в больницу, то больница сама инициирует такое обращение», — добавил юрист.
Очень важно сохранять все чеки на лекарства, приобретенные для лечения от отравления. Они в дальнейшем послужат доказательством материального ущерба.
По словам Бадалова, после выздоровления следует подать претензию к продавцу некачественного товара. К претензии нужно приложить документы, подтверждающие отравление.
Иногда это сделать непросто.
Допустим, ядовитый арбуз был куплен где-то на «развале». Тогда нужно пойти именно туда и потребовать документы о регистрации предпринимателя.
Получив их, нужно обратиться в налоговую службу, чтобы выяснить юридический адрес, где зарегистрирован предприниматель. Именно на этот адрес и нужно подавать претензию.
«А они говорят: «Вы не у нас покупали!». То есть нужно доказать, что вы покупали именно у них. В тоге вы либо получаете от них деньги в качестве компенсации, либо, получив отказ в удовлетворении претензии (что наиболее вероятно), идете в суд. Это ст. 18 о некачественном товаре закона «О защите прав потребителей» и ст. 151 Гражданского кодекса РФ о моральном ущербе», — пояснил Бадалов.
Он отметил, что в качестве доказательства факта отравления могут быть использованы и свидетельские показания.
Важно помнить, что материальный ущерб компенсируется по документам, которые его подтверждают, то есть по чекам. Исходя из практики, максимальная сумма возмещения морального вреда может составлять 10 тыс. рублей.
Андрей Мединский