21 февраля Telegram-канал SHOT сообщил о вспышке метапневмовируса в Свердловской области, Бурятии и Республике Алтае. Предполагается, что вирус был завезён в страну из Китая, где вспышка инфекционного заболевания случилась в январе 2025 года.
«Ситуация по метапневмовирусной инфекции в РФ остаётся стабильной», — заявил неделю назад Роспотребнадзор в Telegram.
Эти данные подтверждает внештатный специалист Минздрава России по инфекционным болезням, профессор Владимир Чуланов: доля заболеваемости метапневмовирусом в структуре ОРВИ — 0,3%, в девять раз ниже, чем в 2024 году.
Но как чувствуют себя те, кто попал в «нехорошую статистику»?
«Я заболела неведомым дерьмом»
Жительница Екатеринбурга Валерия П. на себе испытала все «прелести» метапневмовируса.
Приводим её рассказ от первого лица.
«Ночью 23 февраля провожала мужа в командировку — обняла его, как в последний раз. Не знаю, почему так произошло. В тот момент что-то давило в груди. Думала — волнение, грусть, плюс немного не выспалась, готовя супругу кулинарный сюрприз на День защитника Отечества.
Утром 24 февраля будильник зазвонил в восемь утра. Я с трудом открыла глаза. Было ощущение, что тело налито свинцом. Попробовала поднять голову — отозвалось тупой болью в затылке. Попробовала вытянуть руку — пальцы не слушались. Даже смартфон в руках держать не могла.
Что со мной? Нос заложен, горло — словно наждачкой всю ночь тёрли. Дышать тяжело. Мышцы скручены в узлы. В груди давит. Меня словно стиснули в невидимых тисках.
Паника. Неужели опять ковид? Не может быть! Симптомы иные. Заболев «Омикроном» (разновидность COVID 19 — прим. ред.), чувствовала себя плохо, но не настолько. Сейчас — хуже. Гораздо хуже.
Я на смартфоне с трудом открыла приложение, заказала доставку противовирусных препаратов. Затем написала на работу, что не приду:
«Простите, ситуация SOS, ситуация Help».
Написала мужу: «Если я умру, напиши, что была хорошим человеком». В эту минуту мне стало как-то смешно по-чёрному и одновременно грустно: «Получается, мой муж тоже заболел?».
Написала знакомой, заведующей больницей в Челябинске. Она молниеносно ответила: «Вызывай врача. Срочно».
Слушаюсь её, потому что, если врач говорит «срочно», значит, и правда дело труба.
Медики приехали достаточно быстро: обычно ждёшь их часами, а тут — не прошло и получаса, а люди в масках, с сумками, полными лекарств, уже у меня в квартире.
Взяли экспресс-тесты на ковид, на грипп A и B, на метапневмовирус.
«Это ковид?». Врач покачал головой: «Нет. Метапневмовирус».
В голове возникла масса вопросов: «Почему? Где я могла это подхватить? Я заболела неведомым дерьмом, но как?».
Пока я думала, врач назначил лечение: интерфероны, полоскания, капли, ингаляции… Список огромный, но я почти ничего не запоминаю. Выпив первую дозу лекарств, я завалилась обратно в кровать. Сил нет, пот стекает по вискам, а в горле снова застревают судорожные хрипы.
Наступает отчаяние: я совершенно одна — муж в командировке, родители далеко, подруги работают. Время перестаёт существовать. Есть только сменяющиеся состояния: холодный пот, жгучая боль в горле, обессиленные руки, которые даже чашку с чаем не могут удержать.
Мне звонит муж. Его голос — как спасательный круг.
«Как ты?». — «Жива. Пока».
Он хочет бросить командировку и вернуться. Я слышу, как в трубке он тяжело выдыхает. Как беспомощно молчит. А я? Я просто существую. И всё, что я могу сейчас сделать, — ждать».
Как обезопасить себя?
На сайте московской клиники сказано: «на данный момент специфического противовирусного лечения для метапневмовирусной инфекции не существует».
Доктора назначают медикаментозную и инфузионную терапию, ингаляции и другие методы для облегчения дыхания.
Они советуют не откладывать визит к врачу, если появились первые признаки простудных заболеваний: иногда за, казалось бы, безобидными на первый взгляд насморком и першением в горле может скрываться опасный вирус.
В зоне риска — грудные дети, пожилые люди, граждане с ослабленным иммунитетом.
Вирус передаётся воздушно-капельным путём, напомнил вирусолог Анатолий Альтштейн.
«В определённые годы люди болеют чаще, в определённые годы — реже. Но большой медицинской проблемы метапневмовирус не представляет, потому что он довольно быстро лечится с помощью лекарств, которые воздействуют на симптомы», — приводит «Вечерняя Москва» слова вирусолога.
Как не заразиться?
Меры профилактики метапневмовирусной инфекции известны:
- тщательно мыть руки;
- использовать антисептики для обработки рук;
- избегать контакта с лицами, у которых наблюдаются симптомы ОРВИ;
- не прикасаться к лицу грязными руками;
- использовать маски, если находитесь в общественных местах;
- стараться избегать мест массового скопления людей.
Роберт Вочовский