Пятый день в Крыму продолжают устранять последствия разлива нефтепродуктов с танкеров, затонувших в Керченском проливе: десятки волонтёров наравне с сотрудниками МЧС очищают берег и море от мазута и спасают птиц. Что за это время удалось сделать и как бороться с последствиями ЧП, узнавал ForPost.
Опасный мазут
Преодолевать последствия экологической катастрофы придётся довольно долго, поскольку речь идёт о разливе мазута, а он ведёт себя по-разному в разных температурных условиях. Такое мнение в комментарии ForPost высказала заведующая кафедрой геоэкологии КФУ им. В.И. Вернадского, кандидат географических наук Татьяна Бобра. Определённые выводы, по словам специалиста, можно делать, исходя из аналогичных ЧП, которые уже случались в Чёрном море.
«Здесь, к сожалению, прогнозы неутешительные. География распространения этих мазутных пятен меняется. Большая часть мазута опустилась на дно. Поэтому придонная флора и фауна, конечно, пострадает. Дальнейшее перемещение мазута может затронуть и другие участки крымского побережья, в том числе и особо охраняемые природные территории, например, Опукский заповедник», — отметила эколог.
Говорить об экономическом ущербе экологической катастрофы и давать какие-либо точные прогнозы пока преждевременно, считает Татьяна Бобра: затонувшие суда пока не подняты на сушу, и вытекание мазута в море продолжается. Но складывающаяся экологическая ситуация в зоне распространения мазутного загрязнения однозначно негативно скажется на многих обитателях морских экосистем, часть из которых погибнет. В том числе это отразится и на морских млекопитающих, которые замыкают пищевые цепочки — например, на дельфинах.
С тем, что случившийся разлив нефти серьёзно подкосит черноморских млекопитающих, согласен и старший преподаватель кафедры геоэкологии факультета географии геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского Григорий Прокопов.
«Популяция дельфина азовки и так рассматривается как исчезающая, и выброс мазута для неё серьёзный удар», — отметил учёный в комментарии ForPost.
Напомним, ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии ФИЦ ИнБЮМ, кандидат биологических наук Сергей Алёмов ранее в беседе с изданием рассказал, что мазут способен навредить практически всем организмам, начиная от микроводорослей. А судьба дельфинов вызывает особое опасение: попадая на кожу млекопитающих, мазут оставляет раздражение, а при проникновении в организм вызывает отравление.
Первые жертвы экологического бедствия среди дельфинов уже есть. Напомним, как ранее сообщили в научно-экологическом Центре спасения дельфинов «Дельфа», на территории Краснодарского края с момента ЧС, 15 декабря, были обнаружены 10 азовок, причиной гибели которых может быть разлив мазута.
Полисорб для пернатых
Чуть оптимистичнее ситуация с птицами, которых хотя бы можно вытащить из загрязнённой зоны, изолировав от отравляющей среды. Для этого в Керчи на базе технопарка на улице 2-я Береговая волонтёры организовали центр помощи водоплавающим птицам, пострадавшим от разлива мазута. За ними ухаживают добровольцы из крымских городов и Анапы.
«Люди готовы приехать из Санкт-Петербурга, с Урала, но нам столько человек не нужно и мы не сможем их разместить», — отметил в беседе с ForPost координатор волонтёрского штаба «Керчь» Алексей Горшков.
Сейчас в центре находятся девять птиц, в основном нырки. Пернатых было больше, но часть, в том числе и спасённого лебедя, перевезли в крымский парк «Тайган». Всего центр может единовременно принять около пятидесяти птиц.
Спасённых пернатых в первую очередь очищают от мазута и поят полисорбом. Каждая птица находится в отдельной пронумерованной коробке, у всех есть личные карточки, куда вносятся данные об их состоянии и введённых препаратах. Птиц кормят, есть ёмкости, где они могут плавать. За их состоянием наблюдают ветеринары, а волонтёры находятся с пернатыми круглосуточно, дежуря по очереди, вахтами.
Что дальше будет с птицами, решат сотрудники Роспотребнадзора, рассказал Алексей Горшков. А пока волонтёры не откажутся от помощи крымчан в виде ветоши, салфеток, пелёнок, пластиковых стаканчиков для птичьих поилок, а также от перчаток, шприцев и полисорба.
Сорбент для углеводорода
Чтобы сократить негативные воздействия на окружающую среду, необходимо провести детоксикацию мазута на берегу и в море, отметила Татьяна Бобра.
«Сейчас производят просто сбор загрязнённого песка. Но есть технологии, которые позволяют через воздействие определённого сорбента снизить уровень углеводородов в мазуте. И только после этого собирать его с берега и в море», — пояснила эколог.
Сырьё для производства таких сорбентов, по её словам, добывают, к примеру, в Калужской области. Измельчённые до размера пылеватых фракций, они способны связать, адсорбировать токсические вещества в углеводородах и деактивировать их.
Напомним, в субботу стало известно о том, что мазут с потерпевших кораблекрушение 15 декабря танкеров добрался до Керчи. В частности, два пятна были обнаружены в районе мыса Змеиный. А уже в воскресенье, как сообщили в ГУ МЧС России по Республике Крым, масляные пятна появились на побережье посёлка Подмаячный, в районах городского пляжа Нимфейская дорога, городской набережной, лагеря «Космос» и в районах Капканы, Нижнеприморская и крепости «Ени-Кале».
По состоянию на 24 декабря, сотрудниками МЧС и волонтёрами в Крыму собрано и вывезено свыше 100 тонн загрязнённого песка и грунта и три тонны нефтесодержащей жидкости, сообщили в МЧС России. На территории Ленинского района и на острове Тузла от нефтепродуктов очищено 3,5 километра береговой линии. В ликвидации последствий ЧС принимали участие около 170 человек, задействовано 26 единиц техники, уточнили в Минприроды Крыма.
Вместе с тем в соседнем Краснодарском крае, который в большей степени ощутил на себе последствия экологического бедствия, с сегодняшнего дня введён краевой режим ЧС (ранее действовал ЧС муниципального уровня). Об этом сегодня сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
По факту крушения двух танкеров в Керченском проливе продолжается работа правоохранительных органов и собранной при правительстве России рабочей группы. Как ранее сообщал ForPost, проверка Ространснадзора установила, что к зиме оба танкера, на которые распространяются сезонные ограничения, должны были уже завершить навигацию.
Юлия Суконкина
Фото: МЧС Республики Крым|Telegram, Научно-экологический Центр спасения дельфинов «Дельфа» (Delfacenter)|Telegram, Разлив нефти Крым.Птицы|Telegram, Олег Каторгин|Telegram
Юлия Суконкина