Десятки крымчан в минувшие выходные вышли устранять последствия разлива нефтепродуктов с танкеров, затонувших в Керченском проливе. Что за это время удалось сделать и какие последствия будет иметь это ЧП для экологии Крыма, разбирался ForPost.
Опасность на дне
Чтобы уменьшить последствия экологической катастрофы, необходимо тщательно и как можно быстрее собрать весь мазут с крымского побережья, поскольку волны могут относить его обратно в море. Такое мнение в комментарии ForPost высказал заместитель председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов.
«Судя по имеющимся фактам распространения мазута по черноморскому побережью Анапы и на Керченском полуострове, это мазут, видимо, низкой плотности, поэтому он и всплыл. Если бы мазут был высокой плотности, то он в таком виде не всплывал бы. Сейчас мазут на берегу, но волны могут отнести его обратно в море, и какая-то часть более плотных фракций уйдёт на дно», — пояснил он.
При этом эколог не исключил, что при повышении температуры воды нефтепродукты, оказавшиеся на дне, будут всплывать снова. Но вот собрать со дна мазут практически невозможно.
«Сказать, что это нанесёт какой-то радикальный ущерб в долгосрочном перспективе, сложно. Может быть, понадобится несколько лет, пока мазут окислится и разрушится. Но мазут — это органические соединения, это не токсичные тяжёлые металлы, которые травят», — подчеркнул Андрей Артов.
Напомним, в субботу стало известно о том, что мазут с потерпевших кораблекрушение танкеров добрался до Керчи. В частности, два пятна были обнаружены в районе мыса Змеиный. А уже в воскресенье, как сообщили в ГУ МЧС России по Республике Крым, масляные пятна появились на побережье посёлка Подмаячный, в районах городского пляжа Нимфейская дорога, городской набережной, лагеря «Космос» и в районах Капканы, Нижнеприморская и крепости «Ени-Кале».
«Масляные пятна незначительных размеров обнаружены на восьми участках: в Ленинском районе и семь — на территории Керчи. Площадь загрязнения — до 10 квадратных метров», — уточнили в пресс-службе.
Ликвидация загрязнения продолжалась все выходные. Как отметил глава администрации Керчи Олег Каторгин, к спасателям (412 человек, 37 единиц техники) присоединились многие неравнодушные граждане: сотрудники предприятий, рынков, дворники, студенты.
Нефтепродукты доставали из моря с помощью трактора с ковшом. Люди собирали мазут в мешки, которые отправили на временное хранение в специальное место в районе посёлка Щёлкино, а затем на утилизацию. По последним данным, всего было собрано 60,3 тонны загрязнённого песка и грунта, вывезено 50,6 тонны.
Спасение пернатых
От разлива нефтепродуктов возле крымских берегов уже есть и пострадавшие пернатые. Так, по данным МЧС Республики Крым, сотрудники «КРЫМ-СПАС» около центральной набережной Керчи обнаружили перепачканного мазутом лебедя. Спасатели подплыли к лебедю на лодке, поймали его и доставили на берег, после чего передали сотрудникам Росприроднадзора.
Как рассказал в беседе с ForPost ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии ФИЦ ИнБЮМ, кандидат биологических наук Сергей Алёмов, мазут способен навредить практически всем организмам, начиная от микроводорослей.
Особое опасение вызывает судьба дельфинов: попадая на кожу млекопитающих, мазут оставляет раздражение, а при проникновении в организм вызывает отравление. Не менее опасно для морских млекопитающих и питание отравленной рыбой, заметил кандидат биологических наук.
Первые жертвы экологического бедствия в море среди дельфинов уже есть. Как сообщили в научно-экологическом Центре спасения дельфинов «Дельфа», в 60-70 километрах от Анапы были обнаружены восемь трупов азовок — чрезвычайно редкий случай для территории Краснодарского края.
«Всего с 15 декабря 2024 года (с момента ЧС) по 22 декабря зафиксировано 10 азовок, причиной гибели которых может быть разлив мазута», — подчеркнули в Центре спасения дельфинов.
Напомним, в воскресенье, 15 декабря, во время шторма российские танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие нефть, потерпели крушение в Керченском проливе. На борту двух судов находились 29 человек. Всех моряков танкера «Волгонефть-239» удалось спасти, но в случае с первым танкером не обошлось без жертв — один член экипажа «Волгонефть-212» погиб.
В Главном следственном управлении СК РК России по Республике Крым и Севастополю были возбуждены два уголовных дела по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. К проверке подключилась Южная транспортная прокуратура. Капитанам танкеров предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, что привело к гибели одного из членов экипажа (ч.1 и ч.2 ст.263 УК РФ соответственно). Подозреваемые задержаны и допрошены следователями. Киевский районный суд Симферополя вынес решение о заключении под стражу на два месяца капитана, на судне которого погиб матрос. Второй капитан на этот же срок отправлен под домашний арест.
В результате крушения танкеров произошёл разлив нефтепродуктов: они перевозили девять с лишним тысяч тонн мазута. За прошедшие дни топливо морскими течениями разнесло на десятки километров вдоль побережья Кубани. Президент России Владимир Путин во время прямой линии назвал это происшествие экологической бедой для черноморского региона и выразил надежду, что последствия ЧП будут своевременно ликвидированы.
Юлия Суконкина
Видео: МЧС Республики Крым|ВКонтакте
Обсуждение (3)
И без его рассказов-понятно .ничего нового не рассказал
"...Десятки крымчан в минувшие выходные вышли устранять последствия разлива нефтепродуктов с танкеров, затонувших в Керченском проливе...".
А где МЧС и кто еще, кому полагается выходить и кому выделяется финансирование на эти цели?
А потом собранный мазут постигнет участь собранного в Анапе?
https://sevastopol.su/news/meshki-s-mazutom-unosit-v-chyornoe-more-iz-za-shtorma