Новости Севастополя

А вы их дустом пробовали? Севастополь хотят сделать нефтеперевалочным центром Украины.

А вы их дустом пробовали? Севастополь хотят сделать нефтеперевалочным центром Украины.

Ливадия, обязанная своей широкой известностью прежде всего историческим встречам ведущих политиков XX века, состоявшимся здесь в середине прошлого столетия, с 1998 года вновь начинает играть заметную роль в международной жизни, символически объединяя прошлое с современностью.

Редкая из проведенных здесь встреч не касалась экономической сферы. Традиционным для ливадийских встреч стало обсуждение проектов в области энергетики.

На этой международной конференции серьезное внимание было уделено реализации общих проектов в области экологии, транспорта, связи и энергетики, включая создание новых транспортных коридоров, способных соединить Скандинавию с югом Европы через территорию Украины — восстановление торгового пути «из варяг в греки», а так же Среднюю Азию и Закавказье с Европой.

В дальнейшем энергетическая тематика прошла красной нитью через большинство ливадийских встреч различной политической направленности и формата.

Наиболее заметные из них — заседание Совета глав правительств СНГ 1999 года (проект программы «Высоконадежный трубопроводный транспорт»), саммиты ГУУАМ 2001–2003 годов (проект транспортного коридора «TRACECA: Европа-Кавказ-Азия», проект евроатлантического транспортного коридора транспортировки каспийских энергоресурсов), III-й Трансатлантический форум парламентариев Европы, США и Канады 2004 года по углублению международного сотрудничества.

Неизменный интерес всех участников международных встреч в Ливадии, включая принимающую сторону, к вопросах энергетики объясняется стремлением каждого из них добиться устойчивости своей национальной экономики и прежде всего за счет диверсификации поставщиков, потребителей и маршрутов транспортировки углеводородов.

Поиск альтернативы сложившемуся на этом рынке шаткому равновесию спроса и предложения — естественный процесс и непременное условие функционирования свободного рынка, основанного на конкуренции, определяющей культуру потребления, оптимальную стоимость и высокое качество товара.

Мировой энергетический рынок, как составная часть общего рынка, так же пребывает в состоянии постоянного поиска устойчивого баланса между спросом и предложением, находить который в последнее время становится все сложнее и сложнее. Причина тому хорошо известна.

Современная цивилизация вплотную подошла к той черте за которой возможность наращивать объемы добычи нефти и газа привычным интенсивным способом, в глобальном масштабе, практически исчерпана.

Наступает время когда растущий спрос на традиционные виды энергоносителей возможно будет удовлетворять только за счет совершенствования технологии добычи, переработки и потребления нефти и газа.

Растущий дефицит энергоносителей заставляет мировую экономику обратиться к запасам, прежде всего на шельфе морей, разработка которых ещё вчера считалась дорогостоящей и нерентабельной.

Эта, уже достаточно отчетливо проявившаяся тенденция, дает Крыму шанс обрести свою новую, современную миссию, не ограниченную лишь функциями транзитной территории.

На уровне общественного мнения укоренилось убеждение в том, что Восточная Европа не располагает достаточным количеством пригодных для промышленной эксплуатации месторождений нефти и газа, но это не так.

Ещё в 1949–1951 годах СЭВ был подготовлен первый энергетический баланс этого региона, согласно которому Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия могли в течении, минимум, 20 лет обеспечивать свою потребность в энергоносителях за счет собственной добычи и взаимных поставок. Однако, в 1960-х годах, по экономическим и политическим соображениям, было принято решение осуществлять поставки энергоресурсов в этот регион из сибирских месторождений в СССР.

Национальные запасы стран Восточной Европы были законсервированы и даже засекречены. Настало время вспомнить о них. В полной мере это касается и Украины.

Точных сведений о запасах углеводородов в Украине нет. Широкомасштабная разведка здесь почти не ведется с середины 80-х годов, а значительная часть материалов геологических исследований советского периода оказавшись в Москве сейчас недоступна. По осторожным оценкам геологов украинские запасы нефти не уступают румынским.

В настоящее время, вкладывая достаточно скромные средства в развитие собственной добычи углеводородов Украина тем не менее ежегодно получает около 20% от потребляемого объема нефти (4 млн. тонн) и около 30% от потребляемого объема газа (19 млрд. метров кубических).

Весьма привлекательны прогнозные запасы углеводородов на шельфе Азовского и Черного морей. В национальной экономической зоне совокупные начальные извлекаемые ресурсы углеводородов оцениваются в 1,53 трлн. тонн условного топлива (около 30% всех ресурсов углеводородов Украины), что в переводе с осторожного бюрократического языка означает — сколько углеводородов находится на шельфе пока неизвестно, но они есть и их запасы могут быть очень велики.

Велика вероятность того, что значительные запасы нефти и газа имеются на больших глубинах, свыше 5 тыс. метров. Сверхглубокие скважины перестают быть экзотикой. Необходимость глубокого бурения становится мировой тенденцией и не относится только к Украине, пока остающейся, на фоне глубокой зависимости от импорта энергоносителей, в стороне от этой тенденции.

Для мировой экономики в целом, осталось два резервных источника наращивания объемов добычи нефти и газа — освоение труднодоступных месторождений и разработка шельфа.

Мировая нефтедобыча все активней переходит на морской и океанический шельф. Успешные примеры его разработки показывают Великобритания, Норвегия, США, Азербайджан, Казахстан и другие страны. К 2010 году ожидается, что доля энергоресурсов добытых на шельфе превысит 50% от общего количества и дальше эта цифра будет расти.

 

В ближайшие десятилетия шельфу предстоит стать главной ареной борьбы за ископаемые углеводороды. Нефтегазовые гиганты и независимые компании уже сейчас любым путем пытаются внедриться в перспективные проекты офшорной нефтегазодобычи.

Минерально-сырьевой комплекс всегда играл важную роль в экономике Крыма. Особое место в этом комплексе занимают углеводороды — природный газ, нефть и конденсат, разработка которых ведется здесь давно, но в небольших объемах.

При том, что топливно-энергетический потенциал Крыма специалистами признан наиболее перспективным направлением развития хозяйственной и социальной сфер республики, черноморский шельф освоен всего на 4–5%. Залежи на глубокой воде — свыше 200 метров, пока изучены мало, при том, что самые перспективные нефтегазовые структуры Черного моря находятся на глубине 4–5 тыс. метров.

Уже сегодня стремительно растущие цены и спрос делают добычу с больших глубин достаточно перспективным занятием, а выгодное расположение черноморского региона относительно маршрутов экспорта энергоносителей может в значительной степени компенсировать сложные геологические и природные условия добычи.

А пока единственная национальная компания, которая занимается морской добычей углеводородов — ГАО «Черноморнефтегаз», ведет разработку месторождений лишь на доступной для нее глубине, не превышающей 50–70 метров.

Являясь государственной, компания не имеет возможности привлекать и тратить необходимые ей средства на точную разведку и закупку оборудования. Добытый газ реализуется только населению полуострова (около 0,6 млрд. кубометров в год), что едва покрывает расходы на его добычу и транспортировку. Запрет на реализацию газа промышленным предприятиям (потребность около 1,4 млрд. кубометров в год) лишает компанию значительной части дохода. В результате чего нынешние возможности ГАО «Черноморнефтегаз» не перекрывают даже потребности Крыма, составляющие около 2,0 млрд. кубометров газа в год.

Необходимость диверсификации поставок энергоносителей заставляет государство формулировать свои стратегические приоритеты и бизнес-подходы по разработке черноморского шельфа, которому отводится значительная роль в вопросах обеспечения энергетической безопасности. Разработка энергетической стратегии заметно оживила соответствующие процессы вокруг шельфа, однако, в случае самостоятельного развития добывающей промышленности получить отдачу с наиболее перспективных и богатых глубоководных месторождений можно лишь через 20–25 лет.

Единственным разумным решением в этих условиях есть приглашение, на приемлемых условиях, иностранных компаний и создание с помощью их передовых технологий современной материально-техническую базы по добыче и переработке нефти и газа, отвечающей всем существующим экологическим требованиям.

Полномасштабная разработка черноморского шельфа со временем потребует создания на полуострове мощного, многопрофильного центра способного координировать, организовывать и обеспечивать функционирование этого уникального направления нефти-газовой отрасли.

В этом вопросе пока альтернативы Севастополю нет, учитывая его уникальное географическое положение, хорошо защищенный крупный незамерзающий морской порт с сетью глубоководных бухт, благоприятные судоходные фарватеры и транспортные подходы, а так же промышленный, научно-технический и культурно-исторический потенциал.

Начиная с 1992 года руководители, политики, бизнес и общественность пытаются определиться с новой, современной концепцией развития Севастополя. Оригинальные идеи есть, но цельных, фундаментальных, основополагающих проектов, способных обеспечить «прорыв» в будущее, открывающих новую страницу истории и указывающих надежные ориентиры для устойчивого, динамичного и эффективного развития региона, пока предложено не было.

Сейчас судьбу города определяет воля случая. Нет сомнения, жизнь сама решит эту проблему, только не следует обнадеживать себя в этом случае предсказуемым и благоприятным результатом.

Для успешного развития Севастополю нужен не надуманный прожект, а жизнеспособный, перспективный и значимый в общегосударственном масштабе проект, предлагающий реальный продукт, который будет иметь устойчивый спрос в обозримом будущем.

Распад СССР обрушил градообразующую роль советской военно-морской базы и лишил Севастополь его главного, традиционного значения — военно-политического. Сегодня сходит на нет и боевой потенциал. Это объективная реальность, о прошлом можно сожалеть, но вернуться в него не представляется возможным, жить придется настоящим и будущим, нравится это кому-то или нет.

Военно-морская база удерживающая экономику города приходит в ветхость. Старую конструкцию необходимо срочно менять новой.

Представляется, что с учетом исторических традиций и менталитета населения, с миссией близкой по значимости прежней, сегодня может выступать только один проект, сохраняющий привычный, вселяющий горожанам гордость «особый», государственный статус и обеспечивающий высокий уровень жизни — это организация полномасштабной разработки черноморского нефтегазового шельфа с центром в Севастополе и развитие на прилегающей территории разнообразных смежных отраслей, способных производить конкурентоспособную продукцию и услуги.

Павел ПЛУЖНИК,

ст.научный сотрудник Ливадийского дворца-музея, специально для "Я"

3029
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (9)

Profile picture for user Вадим
4367
Вадим

Автор больной совсем. Нахватал с разных сайтов что ни попадя. Слепил и выдал. И опять о незамерзающем порте (можно подумать у нас на Черном море что то где то замерзает) и вновь прожекты, теперь уже добычи нефти и т.д. И опять виновата хитрая Москва, которая прячет что то в своих закромах и не даёт хохлам что то разрабатывать.

Profile picture for user Вадим
4367
Вадим

Пусть в своей Ливадии нефтеперавалку устраивает.

Profile picture for user Дмитренкус
2086
Дмитренкус

Эх, Вадим, в том-то и дело, что замерзает. Николаев, Херсон, Скадовск, Ильичевск, Одесса — замерзающие порты.

Другое дело что автор, дурачок, ничего не понимает в особенностях геологического строения шельфа в акватории Севастополя и ЮБК. Если даже месторождения нефти под Севастополем и обнаружат, себестоимость ее добычи будет превышать все мыслимые и немыслимые пределы. Зашибись, поднимать нефть с километровых глубин, притом что из-под воды она идет совсем не самотеком.

Автор попутал города. Наверное, он имел в виду Керчь.

Profile picture for user A.gerbrandt@mail
4888
A.gerbrandt@mail

Дельфины крякнут первыми.

Profile picture for user plohoi
94
plohoi

ну нет ни одной статьи где виноваты были украинцы ,все им Москва виновата.

Profile picture for user рыбак
849
рыбак

ну нет ни одной статьи где виноваты были украинцы ,все им Москва виновата.



Да можно подумать что только Москва виновата ?

Да у нас все вокруг виноваты .

Одни мы все тут гетманы и гардемарины . А вокруг нас проклятый мир заговоры плетёт .



Это уже в крови . И ничем это вы не выжичь .

Profile picture for user рыбак
849
рыбак

to plohoi (россия)

Да тут ещё папа римский был чемто не доволен . Но наши все вопросы порешили .

Ты П/Л "Запорожье" знаеш ? Как дадим , дадим так всех в труху .

Profile picture for user Вадим
4367
Вадим

to Дмитренкус (Севастополь) Принимаю уточнение. И то что автор дурак тоже.

Profile picture for user М.Юрлов
48
М.Юрлов

Сотрудник дворца-музея - еще не значит специалист в области стратегической энергетики... Впрочем, похвально само желание человека сделать что-то полезное, например, выступить в местной газетенке... Или выдать гениальное предложение: "организация полномасштабной разработки черноморского нефтегазового шельфа с центром в Севастополе". К этому нужно отнестись с улыбкой.

Ведь в музее, как и в газетенке, могут и не знать, что уже существует Национальная компания "Нефтегаз Украины", существуют серьёзные исследовательские институты, занимающиеся этой тематикой, наконец, существует "Черноморнефтегаз", который базируется многие десятилетия в столичном городе Симферополе, и в котором работают солидные профессионалы, действительно занимающиеся своим делом.

Нужно пожелать Ливадийскому дворцу-музею и публикующей исследования сотрудников дворца газете новых творческих успехов.

Главное за день

В Кремле рассказали, как поступит РФ при сбитии российских самолётов

Дмитрий Песков ответил на предупреждение Европы о готовности сбивать российские объекты в небе.
10:18
4
685

В Севастополе ввели ограничения на покупку бензина

С дефицитом топлива борются в ручном режиме.
10:03
34
2507

В Севастополе французский редут нарезали на земельные участки?

Жителей Фиолента взволновали новые соседи, вырубающие деревья и уничтожающие памятники.
14:00
15
2950

Туризм

Швецию официально признали лекарством

Королевство стало первой страной, поездку в которую официально считают лечебной.
17:45
1
875

Как туристы и советские правила изменили крымскую «Скорую помощь»

Новый метод набора персонала подсмотрели в Краснодарском крае.
18:24
3
2974

Море у берегов Севастополя пережило опасную ситуацию

И, по утверждению учёных, вышло из неё без фатальных последствий.
20:02
2
5936

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
1
16333

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
1876

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
8578