Как все начиналось
В результате событий, произошедших в Севастополе 5 июля 2008 года, выкристаллизовались семь человек, которых впоследствии судили почти шесть лет.
Среди них была женщина, и не самая молодая. Но лишь – годами. Душой такие люди всегда молоды. Рассказывают, что, когда её задержали, она просила милиционеров её отпустить, потому что ей надо ехать домой… доить козу!
Отпустили, сажать в камеру не стали. Но не козы, конечно же, ради, а потому что на тот момент ситуация уже переломилась, и выпускать начали даже уже «закрытых» по этому делу.
Отпустили её, правда, тоже под залог. Но не под такой большой, конечно, как взяли, например, с автора этих воспоминаний, соответствующий стоимости потонувшего шедевра новоукраинского барельефного искусства. Всего восемьсот гривен взяли с Татьяны Меньшиковой, это на тот момент зарплата охранника за полмесяца.
Читайте по теме: "От усердия кувалда ломается": как 10 лет назад в Севастополе штурмовали Графскую пристань
Всех тех пятерых, кто был задержан и успел немного отдохнуть «от трудов праведных» в ИВС, постепенно выпустили. Кого – «на подписку», кого – под поручительство депутатов, а кого-то, как уже было сказано – под денежный залог.
Статью «шили», в общем-то, невесёлую. Грозило – до пяти лет каждому. Сложить вместе – тридцать пять – половина человеческой жизни. Почти все из них – кормильцы своих семей. Почти у всех – дети.
У двоих – в том числе и малолетние. Именно этим двоим, кстати, ещё перед началом судебных слушаний сразу стали предлагать амнистию, но они, даже не переглянувшись между собой, сразу отказались, так и не дослушав до конца помощника судьи. Амнистия предполагает признание вины, а это для нас было недопустимо!
…Почти у каждого – родители, братья, сёстры, просто – близкие люди. В общем, наберётся добрая сотня людей, которые тяжело пострадали бы, если бы наше бывшее «демократическое, правовое», а главное – незалэжное государство отправило нас семерых за решётку.
Но мы этого не боялись. И ни капли не жалели о происшедшем в тот день, даже когда сидели в вонючем подвале. И улыбались, когда нам кто-нибудь говорил, что, мол, всё это ночью сделать надо было, «втихую». Ведь главное было, на мой взгляд, даже не в том, чтобы не висела на Графской пристани «дошка» эта.
А в том, что жители города, не испугавшись, в открытую, а главное – своими активными действиями выразили протест, поставив на место зарвавшихся от безнаказанности адептов новой веры – «Украинства»!
Смотрите по теме: Исторические события на Графской — на видеосъёмке севастопольской СБУ
…На первое судебное заседание народу много пришло. Развернули свои стяги партии политические. Казаков Крымских человек 50- 60 было: из Симферополя, Феодосии, Алупки, Бахчисарая, Табачного…
Приехали представители даже тех казачьих организаций, с которыми мы на тот момент ещё не контактировали, не успели познакомиться. Но в этот день дружба с ними была заложена надолго!
Но хитрые украинские судьи заседание тогда проводить не стали. Тактика. Чтобы народу поменьше было.
На второе заседание – шёл уже август 2009-го, если бы не те же казаки, примерно в таком же количестве, прибывшие поддержать своего брата-атамана, было бы совсем жиденько под зданием суда.
На третьем, 14 октября 2009-го, в День Покрова Пресвятой Богородицы, в суде не было почти никого. Казаки не приехали. Не потому, что не хотели, наоборот, рвались, просто подсудимый их брат уговорил своих никуда не ехать, а идти на Праздничную службу, и молиться Царице Небесной о даровании оправдательного приговора.
А после службы, по традиции, каждой общине отмечать День Казачества в своём городе – ведь именно этот Великий Православный Праздник казаки издавна считают и своим «профессиональным»…
Рвались браты приехать и на очередное, четвёртое, 10 ноября 2009-го – отговорил атаман. Силы, время, средства поберечь просил, впереди ведь – ещё много всего нас ждёт. Мы тогда это понимали. Это и оправдалось в последующем – борьба против русского мира по мере приближения националистического переворота в Киеве в январе 2014-го усиливалась в геометрической прогрессии. Мы были на его страже.
А заседаний впереди ещё много…
Земляков, своих – пришло лишь несколько человек. И всё. Понятно, работа, у кого-то – учёба. А где же пенсионеры, думалось тогда, в первую очередь те, которые ещё молоды и крепки? Да и работа у многих – посменная. А кто-то рядом трудится, мог бы и отлучиться на часок… Студенты, старшеклассники – ведь просто так прогуливаете же занятия?..
Быстро же нас забыли, выходит, или просто интерес пропал?
На все последующие судебные заседания севастопольцы, конечно, приходили. Самые стойкие и неравнодушные, немного, но были всегда. Описывать все до одного заседания, конечно же, смысла нет, их было слишком много, проходили они приблизительно один раз в месяц, и, в основном, это была занудливая тягомотина допросов свидетелей и «потерпевших».
Мы, подсудимые, между собой и по совету наших адвокатов от дачи показаний отказались. До того момента, когда будут выслушаны ВСЕ свидетели и «потерпевшие», а их, и одних, и других, были десятки!
Автор этих строк ещё шутил по этому поводу: «Нас, семерых, раскидавших добрую сотню военнослужащих, при этом нанеся им телесные повреждения, с руками забрали бы в спецназ любой страны!»
Вот только один раз, после бредовых «показаний» и рассуждений очередного «терпилы» автор не сдержался и заявил о своём желании дать показания. И выдал им всё, что о них думал – начиная от укрокомандиров, пославших своих юных подчинённых на такую провокацию, и заканчивая всей укросвидомой и антирусской политикой нынешнего т.н. «руководства», при помощи своих американских хозяев захватившего власть в стране!
В дело вступают… боевые карлики!
20-го и 21-го ноября 2012 года состоялись два очередных судебных заседания по обвинению защитников «Графской». Допрошено шестеро «потерпевших».
С учётом того, что процесс длится аж четыре с половиной года, ведёт его уже третий по счёту судья, и между заседаниями бывают перерывы по нескольку месяцев, два дня подряд – это прогресс.
При этом дело абсолютно бесперспективно. Ни один из «потерпевших» не показал ни на одного из подсудимых, что именно кто-то из них лично нанёс «потерпевшим» царапины и кровоподтёки или испортил форменную одежду.
Допрошенные «потерпевшие», имеющие офицерские звания, отказались от претензий на возмещение морального вреда по 25000 гривен (на всякий случай – это более трёх тысяч «уе»), а материальный готовы предъявлять лишь тем, кто нанёс его лично, если таковые будут установлены.
Понятие об офицерской чести ещё забыто не всеми.
Зато один из срочников, ныне гастарбайтер, так в своё время разобиделся на подсудимых, что заявил о своём намерении получить деньги за «моральный вред», чтобы следующий раз севастопольцам «неповадно было». При этом даже приблизительно не помня, какую сумму когда-то озвучивал.
Понятно, срочники. Под диктовку свои заявления «строчили».
На одном из заседаний не обошлось без курьёзов. Когда «потерпевший», первый заместитель начальника военной службы правопорядка г. Севастополя заявил, что «акция на Графской была проплаченная, и люди на скамеечках получали деньги», все просто заулыбались. Когда, в ходе дальнейшего допроса, он объяснил, что его «подчинённые удерживали оградительные решётки методом патрулирования», все засмеялись.
Но когда на вопрос, как он мог видеть одного из обвиняемых сквозь три ряда военнослужащих, он ответил, что…
«я смотрел поверх голов. Так как военнослужащие имели рост и 120 и 160 сантиметров».
Ну, в общем, судье, которая сама с трудом сдерживала смех, пришлось ещё долго призывать присутствующих к тишине порядку.
Кстати, этот же господин затребовал возмещение морального вреда в размере 19500 гривен «за то, что его подчинённые видели его в форме, облитой краской». При этом сам в суд явился в шортах и резиновых шлёпках.
Так что знайте, дорогие земляки, в Военно-Морских Силах Украины есть особое спецподразделение – «Боевые карлики»!
Нехай тремтять за кордоном кляти москали!
Не прошло и пяти лет
Процесс над защитниками Графской получил качественный прорыв: почти через пять лет, наконец, был допрошен потерпевший самого высокого ранга в лице бывшего командующего Военно-морскими Силами Украины, ныне – помощника министра обороны, а на момент тех событий – заместителя командующего ВМСУ адмирала Виктора Максимова.
Надо отдать должное – к подсудимым не то что никаких моральных и материальных претензий он не имел, но даже и не опознал ни одного из них. Потерпевшим себя считал из-за забрызганной краской формы и из-за полученного в потасовке удара в живот. От неустановленного лица.
Что ж, у автора этих строк адмирал вызвал уважение ещё в самом начале процесса, тем, что, будучи адмиралом, заместителем командующего, «разводил» конфликт не из кабинета, а находясь в самой гуще событий.
На вопросы, знал ли он о незаконности установки той злополучной «памьятной дошци» – был уверен, что всё было согласовано с городскими властями.
Не будем строго судить специалиста военной сферы за незнание всех тонкостей системы согласований и разрешений в нашем «колышнем» т.н. государстве.
Мы надеялись на скорое завершение этой эпопеи. С оправдательными приговорами всем подсудимым.
Очередное заседание по делу Графской
13 июня 2013 года состоялось очередное заседание над защитниками Графской пристани. Был допрошен очередной свидетель – участник установки той злополучной «дошки», которую сорвали и утопили севастопольцы.
Как и большинство свидетелей, он не указал ни на одного из семерых обвиняемых, как на лиц, совершающих какие-либо противоправные действия. Мотивировав это тем, что прошло уже пять лет.
В ходе допроса свидетеля прокурор-обвинитель несколько раз позволял себе севастопольцев назвать «толпой», чем вызвал протест у подсудимых, и даже некоторый беспорядок в зале. Для устранения чего судье пришлось проявить характер. Но «прокурорского» на место поставили.
Ровно через три недели, 5 июля, наступит срок давности, после которого подсудимых уже не смогут привлечь к уголовной ответственности. Но суды могут продолжаться ещё столько же, а теоретически – бесконечно. Пока не будут допрошены все без исключения так называемые «потерпевшие», которых более сорока, и свидетели, которых более ста человек.
Большинство из них уже давно отслужили и разъехались по всей Украине, и никто и никогда их уже не соберёт.
И тут мнение «подельников» разошлось. Одни считают, что нужно ходатайствовать о закрытии уголовного дела по сроку давности. Но для этого по закону необходимо признать себя виновными.
Другие, а их трое – атаман казачьего союза «Русь» Вячеслав Бебнев, атаман «Черноморской Сотни» Анатолий Марета, автор этих строк, а также Сергей Толмачёв, считают, что нужно добиваться исключительно оправдательного приговора.
«Пять лет нас таскают по судам – и всё зря?!» - говорит Вячеслав Бебнев.
Мнение же автора таково, что если за пять лет суд не смог доказать вину людей, то он должен признать их невиновными. Но в таком случае пострадает «репутация» и суда, и милиции, и прокуратуры.
Как же это так, пять лет судили-рядили, многих в подвале продержали в начале следствия, а тут – оказались вдруг они невиновными?!
Сам суд себе такого удовольствия никогда не позволит – вынести оправдательный приговор. Поэтому добиваться его теперь, по прошествии пяти лет, можно и нужно было только при помощи общественности и массовых протестных акций.
Если, конечно, их поддержали бы севастопольцы. Ведь нас было много – человек пятьсот. А судят семерых. И слава Богу, что только семерых.
Тюрьма нам уже не грозила. Это чтобы никто не говорил, что мы из страха за свои шкуры просили помощи. Нет. Хотелось добиться справедливости и поставить на место зарвавшуюся укро-милицейско-прокурорско-судейскую клику.
Но лично к судье, ведущей дело, мы относились с уважением и пониманием. Её поставили на это дело, и не от неё лишь одной зависит, как его заканчивать.
Часть пятая и последняя
Ещё полгода однообразных, скучных, ничем не примечательных заседаний, заключавшихся в допросе свидетелей, в основном севастопольских милициянтов, и с трудом собранных «потерпевших», «колышних» срочников-укроморов, оставшихся в Севастополе, ввиду нищеты и бесперспективности жизни в ридной Нэньке, в качестве контрактников или просто гастарбайтеров.
И вот, окончательно зайдя в судебный тупик, Ленинский районный суд возвращает наше дело на дополнительное расследование в Управление Внутренних Дел города Севастополя.
Понятно, что дорасследовать там уже нечего. Там оно и умрёт.
И совсем уж было – наша победа, но собрались злые украинские прокуроры, да и порешили подать апелляцию на решение районного суда о возврате дела в милицию!
А тут и очередной «Майдан» в стране начался. С каждым днём становилось всё интереснее, а когда на Украине националисты стали захватывать здания государственных администраций, у нас в городе начали создавать отряды самообороны для охраны Севастопольской администрации.
Автор смотрел на это скептически, понимая, что в случае победы «революции гидности» в город прилетит новый «губернатор», сядет на Бельбеке, встреченный местной властью, и приедет в администрацию на большой красивой машине с охраной, а на палатку с «защитниками» у входа никто даже не посмотрит, а точнее, её уберут заранее.
Но того, что началось в стране потом, тех зверств в отношении бойцов МВД и «антимайдановцев», проявленных «свидомыми» укрофашистами, большинство из нас не ожидало.
Стало понятно, что многих крымчан и севастопольцев, особо активно проявивших себя в борьбе за русский мир на полуострове, ждёт подобная участь.
А что касается нас, семерых подсудимых по «Делу Графской», так было ясно, что его не закроют, а чтобы можно было судить дальше и наказать, то переквалифицируют, как и хотели раньше, в «Организацию массовых беспорядков», да и – посадят.
А заседание в Апелляционном суде было уже назначено. На 25 февраля 2014 года!
И вот, после того, как многие из нас, подсудимых, приняли самое активное и непосредственное участие во взятии власти в городе в руки «Комитета по жизнеобеспечению» во главе с Алексеем Михайловичем Чалым, стало понятно, что в случае неудержания «Комитетом» власти, нас даже и судить не будут.
В понедельник, 24-го, с раннего утра и до поздней ночи все мы были у Администрации. Защищали человека, взявшего на себя ответственность за город. Заставили депутатов собраться и принять требуемое народом решение.
А утром 25-го пошли в суд. Появился слушок, что там нас всех и арестуют. Была мысль не идти, зря не рисковать. Но, с другой стороны, теплилась надежда, что на этом заседании судья просто откажет прокурорам в их требовании, дело, наконец, будет передано в милицию и там будет закрыто.
…На входе в суд шёпотом спрашиваю у охранника-грифоновца, ничего ли там в нашем отношении не задумано? Отвечает – нет. Ну, с Богом! Заходим.
Внутри, вроде бы, ничего подозрительного. Приглашают в зал. Всем встать. Объявляется состав суда, представителей обвинения. Возражения? Отводы? Не имеются! Все слушаем доводы «прокурорских»… Напряжение всех душевных сил. Почти шесть лет судов! И вот судья зачитывает своё решение…
Зал взрывается аплодисментами и словами благодарности!
P.S. «Дело Графской» было возвращено в УВД Украины в г. Севастополе на дополнительное расследование и закрыто за отсутствием состава и события преступления в период до 18 марта 2014 года, до проведения Референдума, т.е. ещё украинской властью.
Анатолий Марета, атаман казачьей Черноморской Сотни,
с благодарностью ко всем тем, кто поддерживал нас все эти годы
Обсуждение (6)
Мне глубоко симпатичен Анатолий Марета , его судят грубо говоря все ( красные приходят -судят, белые приходят тоже судят!) А народ просто его любит и поддерживает! Потому что он настоящий и не мечется из партии в партию как тот же Ваня Камелов флагоносец любого направления взависимости от того какая власть побеждает! МАРЕТА молодец ,уважаю и думаю что его уважают все честные и порядочные люди!
Все защитники Графской пристани-это по-настоящему гордость Севастополя!
"...всё это ночью сделать надо было, «втихую»". Знакомо. Это ИХ любимая тактика, к сожалению, и сегодня.
Спасибо. Очень интересно.
Знаю лично Бебнева, Марету, Данилова . Простые принципиальные люди. Уважение.
Спасибо вам за вашу стойкость!
Спасибо вам за вашу непримеримость!
Спасибо и за эту замечательную статью!