Вероятность того, что после крушения танкеров мазут принесёт к берегам Севастополя, была невелика — десять процентов из ста. И всё же природа распорядилась иначе, и часть загрязнений на городское побережье принесло основным черноморским течением (ОЧТ).
Об этом ForPost рассказал океанолог Сергей Станичный, который вместе с коллегами ведёт мониторинг ситуации с 15 декабря 2024 года — того самого дня, когда случился разлив мазута в Керченском проливе. Уже через два часа после происшествия к учёным обратились сотрудники Морспасслужбы.
«В 90% случаев по структуре основного черноморского течения оно бы в Севастополь не зашло. Хотя были варианты расчётов, которые говорили, что мазут может попасть к нам, это была одна из вероятностей. В итоге из-за южного ветра загрязнения, которые двигались по основному черноморскому течению южнее, на расстоянии 10-15 километров от берега, к сожалению, занесло сюда, за мыс Херсонес, к Каче и так далее», — пояснил он.
Например, сегодня, добавил Станичный, спутниковый мониторинг показал пятно мазута в районе Фороса, но принесёт ли его сюда, однозначно сказать невозможно.
Сложность в том, отметил океанолог, что мазут находится не только на поверхности воды в виде плёнки, отдельные тяжёлые фракции могут плавать в подвешенном состоянии в толще воды. Последние увидеть посредством спутникового мониторинга невозможно, а значит, нельзя и определить точный объём вещества.
«Мы видим только поверхностные проявления, толщину не можем узнать. Если это плёнка, то это доли микрона, если это более тяжёлый мазут — сантиметры. То есть получается, что мы можем ошибиться в объёмах», — уточнил Сергей Станичный.
С момента аварии, по оценке учёного, в Чёрное море вылилось приблизительно 2,5-3 тысячи тонн мазута, остальное осталось в герметичных отсеках затонувших танкеров — проблему утилизации мазута там ещё предстоит решить.
Пока же больше всего пострадало побережье Темрюкского района и Анапы, где, по официальным данным, вывезено более 129 тысяч тонн песка с нефтепродуктами. В Севастополе таких масштабных последствий, по мнению Сергея Станичного, не ожидается.
«Объём мазута, который потенциально будет здесь, в десятки раз — даже по верхнему пределу если оценивать — меньше. Пока течи <на затонувших танкерах> вроде бы больше нет. Я очень надеюсь, что здесь у нас остаточные явления», — сказал собеседник.
Отметим: некоторые учёные высказывают более пессимистичные прогнозы. Так, по оценке руководителя программы по экологической ответственности бизнеса Алексея Книжникова, основным черноморским течением мазут несёт с востока на запад, но из-за «устойчивой антициклонной циркуляции» он движется обратно — на северо-восток, к берегу. Поэтому, полагает учёный, именно в Севастополе стоит ожидать серьёзных выбросов.
Что касается предположений о том, что в перспективе штормами может выносить новые порции мазута, то такая возможность не исключена, считает Сергей Станичный — всё зависит от того, в каком состоянии находится мазут в море.
«Мазут ведь разный. Есть прилипший, а есть который просто катается в воде. У той части мазута, которая осталась на дне, как только станет тепло, плотность изменится, и она может всплыть. Тогда штормом его может вынести, потенциально такая угроза есть», — предупредил он.
Отметим, что сегодня Владимир Путин распорядился организовать откачку нефтепродуктов с затонувших танкеров до потепления воды в Чёрном море.
Способна ли сегодняшняя экологическая ситуация отменить традицию крещенских купаний в море или испортить летний сезон, пока говорить сложно. Серьёзных предпосылок для этого океанолог Сергей Станичный сейчас не видит. Сегодня власти и волонтёры, считает он, предпринимают адекватные действия для устранения последствий катастрофы.
Ежедневный контроль и своевременный сбор мазута до того, как он пропитает всё вокруг, — верная стратегия, считает океанолог. Наибольшую сложность в этой работе представляет каменистое побережье: мазут протекает сквозь камни, и пока убирать токсичное вещество приходится фактически вручную, но в скором времени упростить этот процесс планируется специальными сетками.
Полина Ласькова
Обсуждение (34)
"Вероятность появления мазута у берегов Севастополя была 1 к 10. Наши учёные следили за ситуацией с первых часов после катастрофы в Керченском проливе." Да ладно, в лучшем случае 50/50. Или этим "нашим ученым" (кстати кто это теперь такой "ученый" считается из "наших"?) течения и ветра были неведомы, а как же ж "следили", по новостям в интернете? Так и по новостям уже дней десять назад должно было быть понятно что дойдет -100%.
Верещагин,
Верещагин, плохо, что не к вам за прогнозом обратились.
Верещагин,
Господин Верещагин! Можете связаться со мной, и я Вам подробно расскажу о мониторинге этой аварии. Конечно, если Вам действительно интересно. Адрес и контакты легко можете найти по фамилии в инете
Всех с Рождеством!
С
Станичный,
Дядя, Рождество прошло, правда, может ещё не для всех, а так, мозги себе "помониторьте", может, пользы больше будет.
Станичный,
Я вам, на ваш "мониторинг" и методики, по которым вы его проводите, исходя из их "результата", опровергнутого реальностью, напомню старый анекдот (говорят что быль):
Вызывает товарищ Сталин главного метеоролога страны (считайте ваш коллега) и спрашивает - Скажите каких рэзультатов добилась наша наука в прэдсказании погоды? Тот бодро отвечает - Товарищ Сталин, благодаря новым методикам и самоотверженному труду наших ученых, точность предсказания теперь достигает 40%! На что товарищ Сталин, после небольшой паузы, ему говорит - Так если би ви давали прогноз обратный тому который даете, его точность была бы - 60%? Ви не торопитесь, подумайте... Так что вам есть над чем поразмыслить, раз уж так получилось.
Станичный,
Не обращайте внимания, здесь много умных без подтверждения статуса. Просто интересно , почему мазут М100 с плотностью ( уд вес) 1.015 ( по госту) вообще всплыл? Точные замеры плотности на 14 сутки после пребывания в соленой воде 0.92-095 ! Есть сомнение в качестве и в соответствии параметрам . Вы не делали таких изысканий? Если при т +5-6 гр он в жидкой или маловязкой форме то причины и нужно искать в качестве продукта и в неправильных действиях мчс?
Кочевник,
Потому, что задекларированный груз иногда не всегда соответствует тому, что реально находится трюме.
К танкерам это тоже относится.
Кочевник,
Вопрос хороший и правильный! Есть данные, что вылившийся мазут был плотностью 0.98. , поэтому всплывал. Однако при растворении, диспергировании лёгких фракций ( мазут это смесь различных по своим свойствам углеводородов), плотность может понижаться и конгломераты становятся взвешенными или тонущими. Второй фактор - различные коэффициенты теплового расширения воды и мазута, у мазута он больше.Те при охлаждении, становится плотнее. Плотность морской воды как раз около гостовских данных о мазуте. Мазут из Анапы мне привезли сейчас будем исследовать. Если интересно больше, связывайтесь.
С
Все понятно с этими учёными
аквариум,
Сергей Станичный - известный ученый, ничем себя не скомпрометировавший. Кстати, про фекальные потоки в Голубой бухте, которые из космоса видно было, стало известно благодаря наблюдениям его и его коллег.
echo,
Фекалии в Голубой бухте я с друзьями наблюдал каждое лето с берега.Для этого не надо быть учёным.
Бугор,
Наблюдали все, а трубу залатали только после того, как снимки из космоса все увидели.
Впрочем, думайте как хотите.
echo,
А труба-то в море уходила,латай не латай.
Мазут в море,денег и спецсредств для очистки нет,технологии "добычи"утонувшего мазута тоже нет,хозяев мазута не найти.Примите эту тему,как неизбежное подорожание всего и вся.
Ничего общего с наукой у данного контингента нет,нет ни анализа ни прогноза.потому так и получается полные берега мазута.
А что же тогда на родной меганомщине должно твориться по всей этой науке о вихрях моря?
Не статья учёного, а какое-то рождественское гадание!
Думали не думали, будет не будет, а оно есть, а мы не думали!
Губернатор цифры диктует аж от зубов отскакивает! Сразу видно, доклад учёного мужа, обладающего обстановкой, хоть ночью разбуди! Он доложит!
Толку обсуждать вероятность, если ОНО уже состоялось.
Странно, что ученые не знают карту течений в Черном море.
напоминает рождественские гадания
А если бы не распорядился?
Serggio,
В.Путин распоряжается на основании той информации, которая к нему поступает.
В первые дни ему доложили о незначительном разливе, который можно устранить самим.
Затем, когда все это вынесло на берег Краснодарского края, тоже доложили. что ситуация намного серьезнее, но справимся сами.
Когда все это вынесло уже за Севастополь к Евпаторийским берегам, Путин понял, что все намного серьезнее чем ему докладывали доселе и повелел откачать остатки мазута с разбитых судов, не дожидаясь окончания зимних штормов.
Вот только куда они будут отачивать по распоряжению Президента?
Подгонят пустой танкер такого-же проекта?
Великолепный,
Не, ну теперь-то всё понятно стало, когда объяснили )
Serggio,
Будут еще вопросы - обращайтесь.
А какая-то конкретика есть на сегодняшний день. кроме предположений и исследований ученых и специалистов?
Складывается мнение, что ликвидацией мазута занимаются только волонтеры и В.Путин, который распорядился откачать его остатки с аварийных танкеров.
В целом статья говорит о беспомощности и неготовности к такой техногенной катастрофе.
А потому, все были в ожидании что пронесет и мазут уплывет к берегам других стран и ничего делать не придется.
Но не пронесло.
Никуда мазут не уплыл.
Удивлению ученых нет предела.
У России на Черном море несколько объектов перевалки нефтепродуктов. Это терминал в Южной Озерейке под Новороссийском прямо в открытом море в 7км от берега. Это Шесхарес в самом Новороссийске. Терминалы в Туапсе. Кроме этого есть специализированные причалы и прибрежные нефтебазы для приема нефтепродуктов такие как в Камышевой бухте Севастополя. Еще при проектировании таких объектов рассматриваются возможные аварийные ситуации с нефтяными разливами, делаются расчеты перемещения загрязнений для самых неблагоприятных метео условий и на основе этого моделирования рассчитывается необходимое количество сил и средств для их ликвидации. Также планируется оптимальное размещение этих сил и средств. Где это всё??? Мазут от Керчи дошел до Евпатории!! При этом все только наблюдают и ничего не делают, пока этот мазут не выбросит на берег. Где специализированные суда нефтесборщики? Где запасы сорбента? Где боны для оконтуривания и сбора нефтяных загрязнений. Где штаб, который этим всем должен командовать в режиме онлайн, имея перед глазами на мониторе результаты моделирования дрейфа пятен с учетом испарения, диспергирования и эмульгации? Почему только лопаты и PR акции с волонтерами? Где профессиональная системная работа????
Oldcool,
Севастополь для должностных гениев как курорт с клондайком, без анализирования происходящих событий и необходимости думать наперед. Отсюда вопросы.
1. Для чего нам субъектность, чтобы содержать более 3,5 тысяч управленцев с федеральными зарплатами, льготами и вместе с Законодательным собранием, закрытым от общественности?
2. Может Городу-Герою Севастополю лучше войти в состав Крымского федерального округа с минимум 5-кратным сокращением чиновников и экономией миллиардов рублей на их содержание?
В истории Крымского полуострова такое единение было, и никто не мешает назвать субъект федерации Республика Крым и город Севастополь.
Алексей Макушин ,
Вопросы несколько неверные: 1. Зачем вообще субъекту (любому!) нынешнее кол-во "управленцев" (читай - бездарей и дармоедов), если при их уменьшении (что совсем не противоречит статусу субъекта) явно станет только лучше, т.к. можно не только сократить нынешнее вредительство (а другого пока не видно) от их деятельности, но и перераспределив зарплатный фонд, или простимулировать, или подыскать (обучить) нормальных специалистов? Так что "субъектность" и наличие стада "эффективных (точнее дефективных) менеджеров" между собой если и связаны, то только нынешним руководством, а не статусом региона. 2. Вхождение в состав качество управления не повысит (там что то лучше?) и что буде самое обидное, не факт что сократит поголовье этого стада, максимум их статус (наименование должности). В целом пресловутая "оптимизация" которой подверглась промышленность, медицина и образование страны по сути должна была бы быть именно в отношении управленческого контингента, т.к. именно это звено имеет наибольшее влияние на развитие (в нашем случае наглядно деградацию) региона, его направления, целеполагание и динамику. Увеличение численности управленцев (и это при "цифровизации"!) просто по законам физики (не говоря уже о психологии и т.п.) приводит к критическому удлинению прохождения сигналов управления и обратной связи, повышению вероятности их пропадания и искажения, размыванию ответственности , т.е. к снижению получения положительного результата, но к повышения вероятности полного коллапса.
Верещагин,
Вы вполне разумно считаете
Только кто даст изменить структуру, если государство во власти бюрократии?
Вы пробовали провести административную реформу? Или хотя бы внести изменения в штатное расписание государственной организации?
Это не в чате писать. Нужны обоснования, аналитика функций всей структуры.
Севастополю фактически достаточно аппарата муниципального уровня. Снижение статуса перестанет интересовать амбициозных чиновников приезжать к нам для служебного роста в министры с заместителей министров.
Вам не хочется, чтобы Севастополем управлял Севастополец, как Крымом Крымчанин?
Верещагин,
Хорошую тему подняли
Жаль, нет Паркинсона, некому написать книгу о бюрократии, а мне некогда, пока.
Можно ли считать объяснением 20 дневного бездействия правительства во главе с губернатором Севастополя Развожаевым к последствиям экологической катастрофы в Керченском проливе
Даже если вероятность была и 1 к 100, кто мешал 15 декабря 2024 года создать штаб и начать готовиться к чрезвычайной ситуации, а не когда мазут приплыл в Севастополь?
Теперь понятно. Экологам на заметку. С Керченского пролива течение всю грязь несёт по всему побережью Крыма.