День Ялты оказался праздником не для всех. В детсаду № 24 в Массандре 4– летнюю девочку–аутиста Женю не пустили на торжество, потому что якобы у неё был насморк. В тот же день её мама Наталья Буслаева получила в участковой поликлинике справку, что у её дочери нет простуды или вируса и она может посещать детсад.
Женщина считает, что руководство детсада не хотело, чтобы Женя была на празднике вместе с другими детьми, а сопли у дочери появились по одной причине – ей, единственной из всех ребят, не дали воздушный шарик и она расплакалась.
По словам Натальи, это не первый случай притеснения её дочери. Травля девочки продолжалась около года – всё время, что Женя посещала детсад. И такое отношение позволяли себе и сотрудники учреждения, и родителей других детей. А последний случай, когда девочку под предлогом соплей выгнали с праздника, переполнил чашу материнского терпения.
«Мне постоянно говорили воспитатели, что многие родители жалуются, что в группу с их детьми ходит мой больной ребенок, – и чтобы они не видели Женю, я должна забирать её до сна. Родители ходили к заведующей, говорили, что у моего ребенка психическое заболевание, она может кого–то ударить, убить и так далее.
Хотя я всегда была в родительском комитете, и для этого сада многое сделала. Я ночами не спала, делала всевозможные поделки в сад, чтобы как–то компенсировать, что у меня такой ребёнок. Да, она не может читать стихи, участвовать в каких–то конкурсах, а я за неё что–то делала для сада. Но это бесполезно, в этом городе понимают только силу», – сказала Наталья Буслаева в беседе с ForPost.
Со временем водить в сад Женю стал старший брат, потому что девочка из–за сильной привязанности к маме не могла с ней расставаться в группе, сильно плакала – и это раздражало других родителей, которые требовали забрать «неадекватного ребёнка».
«Женя тогда ещё привыкала к садику. Их детям, может, нужен был месяц на адаптацию, моему – может, год», – отметила Буслаева.
А воспитатели шли на поводу у зарвавшихся родителей.
«Я никогда чужих детей не обсуждаю, это не моё дело. После этого случая на празднике мне даже никто не позвонил, воспитатели заняли совершенно неправильную позицию, даже по–человечески. Надо быть людьми, чтобы таких ситуаций не было», – посетовала Наталья Буслаева.
А инклюзивных групп, добавила она, куда можно перевести Женю в их детсаду нет, кроме двух коррекционных для детей с проблемами зрения.
Не злой умысел, а обида
В управлении образования Ялты нам подтвердили, что инцидент в 24–м детсаду был, однако мамой девочки движет, скорее всего, обида.
«В пятницу, 10 августа, медсестра детсада осмотрела ребёнка и порекомендовала родителям обратиться в поликлинику, чтобы не допустить заражения других детей. Девочку отправили домой. Это всё зафиксировано в журнале. Если бы мама привела ребенка в тот день, ей бы всё это объяснили в глаза.
В тот же день мама девочки позвонила и сказала, что она, конечно же, пойдёт к врачу, что справка у неё будет, что её ребенок здоров, а в детском саду будут большие неприятности. В понедельник, 13 августа, ребёнок пришёл в детский сад, во вторник и среду ребёнка не было в дошкольном учреждении – видимо, долечивались или, как мама объясняет, по семейным обстоятельствам. Сегодня ребёнок снова в дошкольном учреждении», – рассказал начальник управления Ренард Кутковский.
Читайте также: Аутята по–прежнему остаются отщепенцами в обществе
Он в действиях сотрудников детсада никакого «злого умысла» не увидел – всё в соответствии с правилами,.
«В первую очередь, может быть обида какая–то родителей на то, что ребёнка отправили из детского сада по состоянию здоровья. Мне кажется, это сыграло ключевую роль. Но мы же должны понимать и других родителей. Есть нормы СанПиН, – если ребёнок пришёл нездоровым в детский сад, то нужно не допустить заражения других детей», – считает Ренард Кутковский.
И диагноза «аутизм», по его словам, у Жени нет, поскольку не получено заключение психолого–медико–психологической комиссии (ПМПК).
«Действительно, ребёнок своеобразный, отличается от других своей активностью. Маме неоднократно рекомендовалось пройти комиссию ПМПК, где соответствующие специалисты окажут содействие. Но сегодня это ребёнок с основной группой здоровья и диагноза «аутизм» у него нет. Родители, может быть, будут подавать заявление в ПМПК на установку этого диагноза, я не знаю. Поэтому для меня сложно понять, почему говорят, что ребёнок–аутист.
В этом саду есть и инклюзивные группы, но ребёнок посещает основную группу. Если мама пройдёт комиссию и получит заключение, что ребёнок является аутистом, то он будет посещать специальную группу в том же детском саду или в другом учреждении», – сказал начальник управления образования Ялты в беседе с ForPost.
Но, по словам Натальи Буслаевой, в детсаду ей назначили дату приёма комиссии только на 27 августа – раньше не было записи. Все необходимые документы собраны, женщина только ждёт заключения комиссии, чтобы перевести Женю в другой сад.
Бывает всякое
В ялтинских детсадах и раньше бывали случаи некорректного отношения персонала к детям, да и человеческий фактор, к сожалению, никто не отменял, отметила глава постоянного комитета по образованию и культуре горсовета Ялты Елена Надель.
«У нас недавно был случай, когда нянечка в детском саду применила физическую силу к ребёнку, естественно, меры все были приняты – была проведена служебная проверка, которая подтвердила факт, заведено дело правоохранительными органами на этого сотрудника.
На моей памяти случаев притеснения особых детей со стороны сотрудников в городских садах не было, а вот со стороны родителей такие случаи бывали и бывают. К сожалению, у нас ещё в большей степени население не привыкло к тому, что нормально и законно, что такие дети обладают абсолютно такими же правами на получение услуг, как и люди без физических отклонений», – сказала Елена Надель.
«Я сама по образования – дефектолог–логопед, и хорошо понимаю систему работы с такими детьми и подростками. Мы стараемся соблюдать все нормы и выделяем финансирование на то, чтобы в учреждениях было специальное оборудование. Но в плане каких–то разъяснительных бесед, я откровенно хочу сказать, что не наше направление», – добавила депутат Ялтинского горсовета.
Улететь на Марс
Не особо стремятся работать с особыми детьми и сами педагоги, считает член крымской общественной организации «Жизнь в твоих руках» Оксана Спирина из Ялты.
«У нас город вообще не приветствует нахождение таких детей в образовательной структуре. Есть единичные детские сады, где грамотные руководители. А в целом личную зону комфорта покидать никто не хочет – у педагогов маленькая зарплата в 10 тысяч, никто из них не хочет поехать и получить новые знания, заинтересованности нет, а ведь это – прямое исполнение гарантий Конституции и права на образование ребёнка и защиты семьи.
Мы забываем, что есть приказ министерства образования РФ №1014, который определяет единый для всех образовательный стандарт, в котором прописано, что детей всех обязаны учить», – сказала Спирина.
Она добавила, что обществу нужно помнить о Конвенции о правах инвалидов и заявлении президента РФ Владимира Путина в 2016 году о важности внедрения инклюзивного образования. Никто не имеет права отказывать ребенку в посещении праздника, даже если он инвалид, подчеркнула общественница.
«Если мы сложили негативное восприятие у ребёнка во время праздника – не дали стихотворение дочитать или просто не пустили его, у меня вопрос: захочет ли он в возрасте 12 лет, когда идёт уже широкое познание окружающего мира, посещать у нас кружки, а в 14–15 лет не встретит ли его улица и так далее? Наше декларирование того, что у нас ранняя помощь (детям–аутистам – прим.) присутствует, в корне неверно – эта помощь реально отсутствует.
У меня сложилось впечатление, что нам – особым детям и их родителям – нужно собраться и всем на Марс улететь, потому что люди чувствуют себя ненужными. Вот это грустно», – посетовала Оксана Спирина.
Полина Ласькова
Фото предоставлено Натальей Буслаевой
Обсуждение (13)
вот почему такие заголовки, поганые!
Симпатичная девчушка с синими крылышками. Кто сказал, что она аутист?
В Севастополе есть очень хороший логопед. Проходили лечение в филиале московск. клиники , толку никакого ,только деньги выбросили. А эта логопед ребенка научила говорить.Но процесс не быстрый 3 года понадобилось
Сегодняшняя система дошкольного образования абсолютно не настроена на работу с особенными детьми. Да и с обыкновенными детьми тоже. Поэтому родители детей аутистов вынуждены сами с ними сидеть и заниматься. А в школе многие проблемы общения усугубляются в квадрате. Там обыкновенных детей могут затравить, высмеять, сделать изгоем (по причине того, что у него телефон кнопочный, а не айфон последней модели или одежда у него от старшего ребёнка).
Добро пожалвать в реальный мир, при капитализме оно так. Каждый сам за себя.
"В детсаду № 24 в Массандре 4– летнюю ДЕВОЧКУ-АУТИСТА Женю не пустили на торжество"
"Родители ходили к заведующей, говорили, что у моего ребенка психическое заболевание, она может кого–то ударить, убить и так далее.
Хотя я всегда была в родительском комитете, и для этого сада многое сделала. Я ночами не спала, делала всевозможные поделки в сад, чтобы как–то компенсировать, что у меня такой ребёнок. Да, она не может читать стихи, участвовать в каких–то конкурсах, а я за неё что–то делала для сада".
"...ДИАГНОЗА "АУТИЗМ" ... У ЖЕНИ НЕТ, поскольку не получено заключение психолого–медико–психологической комиссии (ПМПК)".
"К сожалению, у нас ещё в большей степени население не привыкло к тому, что нормально и законно, что такие дети обладают абсолютно такими же правами на получение услуг, как и люди без ФИЗИЧЕСКИХ отклонений»..."
"член крымской общественной организации «Жизнь в твоих руках» Оксана Спирина из Ялты: "...обществу нужно помнить о Конвенции о правах ИНВАЛИДОВ..."
Из этого ничего понять невозможно: есть или нет психиатрический диагноз аутизм, есть или нет инвалидность, ребёнок действительно опасен или только в конкурсах не может участвовать, разве поделки для садика могут это как-то компенсировать, причём здесь физические отклонения и т.д.?
Не берусь судить о данной ситуации, но в группе у дочери была девочка с умственным заболеванием, не знаю каким, тк мама категорически не проходила с ней мед. освидетельствование, аргументируя тем, что ребёнок должен воспитываться среди "нормальных" детей, и сам станет нормальным. Так вот та девочка вела себя агрессивно, в силу особенностей. Это не передать, кратко - била всех и без повода. требовала больше внимания, чем может позволить воспитатель на 25 детей. В итоге было-1 воспитатель с ней, 1-со всей остальной группой детей. Разве так должно быть? Особенные дети требуют особенного внимания поэтому и должны быть в особенных группах (на материке расчёт в них 10 детей - 1 воспитатель). Повторяюсь - не знаю конкретного случая, но, возможно, ситуация подана однобоко, субъективно
На мой взгляд это глупость со стороны родителей в обычный садик отдавать ребёнка с такими особенностями, т.к. никто не будет заниматься коррекцией и развивать его. А есть справка или нет о наличии заболевания это всё вторично.
Однако, с какого фига у организаторов не хватило шариков? А вот взять и лишить ЗП за месяц организаторов, так такие сопли распустят что и в суды побегут, а ребёнку значит нагадить можно.
to OlegY: считаю, что как раз очень важно, чтобы у ребёнка была справка о состоянии его здоровья, чтобы понимать, как с ним обращаться. Рада, что появились, на мой взгляд, адекватные комментарии. Знаю нормальные семьи, где есть такие дети. Их родители прекрасно понимают, что в садике для здоровых детей им делать нечего. И это никакая не дискриминация. Другое дело, что нет таких садиков. Так надо добиваться их строительства. ИМХО
to Екатерина: Да у нас всё образование направленнло на"инклюзивное обучение" и на закрытие специализированных групп и классов. Дети мол должны социализироваться. ..И родители таких деток тоже зачастую не очень спешат на ПМПК .Всё ждут,что само пройдет..
to Екатерина: У нас есть садик логопидический в Камышовой, но там скажем так не плотно занимаются по этому вопросу. Поэтому приходится к специалистам частным обращаться
to alcoholic: Это другой вопрос. Я немного не о том. Просто адекватные родители детей, страдающих аутизмом, сами понимают, что их детям тяжело общаться с обычными детьми. По крайней мере, пока они маленькие. Этих детей нужно социализировать и адаптировать в специальных учреждениях. А из этой статьи вообще ничего не понять.
Я считаю, что это направильно. Эх, где наши советские времена, когда были спецшколы, в которых особенных детей очень хорошо адаптировали к жизни в социуме?...