В Москве 27 мая полицейские скрутили инвалида детства — аутиста, надели на него наручники и увезли в участок, где продолжили над ним издеваться. Только за то, что тот ехал на велосипеде и громко пел, об этом в Facebook сообщила мама пострадавшего Татьяна Иванова.
Её возмутило не столько поведение полицейских, сколько их нежелание разобраться в ситуации, отсутствие адекватной реакции у врачей, которые приехали за ребёнком в участок.
«Было ощущение, что всё происходит не в правовом цивилизованном государстве, а в диком африканском племени, где понятия не имеют о гуманности и человечности и о законах.
В таком виде (три часа в наручниках. — Ред.) он дожидался приезда скорой психиатрической помощи, которая была вызвана, потому что сын кричал и просил, чтобы сняли наручники. Когда приехала скорая помощь, я обрадовалась, что наконец-то всё выяснится, сына успокоят и отпустят. Но врач скорой помощи в хамской форме сказал мне, что раз он стоит на учёте, ему нечего делать среди нормальных людей. Дальше происходящее было похоже на дурной сон. Сына отволокли в соседнее помещение, из которого я слышала его крики „Зачем вы меня душите?!”» — рассказала Иванова.
История закончилась 28 мая в психиатрической клинике. Оттуда мальчика выпустили, так как не нашли оснований для госпитализации. Но семья аутиста до сих пор шокирована. Мама написала открытое обращение к Президенту РФ и намерена обратиться в прокуратуру, и если потребуется — в суд.
История срезонировала на всю Россию.
Общество должно подстроиться
Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Крым Ирина Клюева не смогла вспомнить, чтобы в Крыму происходили подобные случаи жестокого обращения правоохранителей/чиновников с детьми-аутистами, но отметила, что в обычной жизни неприятные ситуации — увы, не редкость.
«Ко мне такие жалобы не поступали, резонансных, громких событий тоже не было зафиксировано. Но в школах, в детской среде такие случаи происходят. И мы понимаем, что это неизбежно, потому что общество не всегда готово понимать, что это просто особенные дети. Такие жалобы у меня были», — сказала она ForPost.
Ирина Клюева
Родители не могут и не должны ограничивать своего особенного ребёнка в общении с другими людьми, так как это только навредит его адаптации, считает Клюева.
«В повседневной жизни необходимо разговаривать с педагогами и родителями тех детей, которые учатся с ним в одном классе. Если говорить об инклюзии, именно там, к сожалению, чаще всего происходят подобные случаи, потому что не только здоровые дети, сами педагоги часто не готовы принять особого ребёнка. Нужно просить родителей, чтобы они тоже говорили со своими детьми и обращали их внимание на то, как нужно себя вести.
А если ребёнок подвергся жестокому обращению на улице, тогда только привлекать к ответственности, других вариантов тут нет и быть не может. В первую очередь в прокуратуру обращаться — это государственный орган, который надзирает за соблюдением закона. И есть уполномоченный по правам ребёнка — такие вопросы у меня всегда на контроле», — подчеркнула Ирина Клюева.
Она обратила внимание на то, что в России идёт рост рождаемости таких детей, поэтому обществу придётся принять их.
«Это неизбежно. У нас должно увеличиваться количество специализированных школ, у нас их катастрофически не хватает. Мы неизбежно придём к тому, что всю нашу систему — и образование, и здравоохранение — будем подстраивать под таких детей. Потому что сначала они дети, а потом взрослые люди. А нам нужны адаптированные люди, которые бы не прятались и не пугались, а общались. И мы знаем миллионы примеров, когда такие дети социализируются, у них высокий интеллект и потенциал — и они нам нужны», — отметила уполномоченный по правам ребёнка в Республике Крым.
Особые дети должны знать, что такое насилие
В шокирующей истории, произошедшей в Москве, есть один положительный момент — о ней стало известно. В том числе благодаря ребёнку, который отреагировал на насилие своими криками, и его матери, которая не стала замалчивать произошедшее.
К сожалению, очень часто из-за того, что дети не могут отличить чужих от своих, а насилие от обычного поведения, факты жестокого обращения с ними остаются незамеченными.
«Дети — особенно не говорящие, не вербальные, — они даже о насилии сообщить не могут. Даже если такие случаи происходят, — например, в интернате воспитатель ударила ребёнка или в детском саду его толкнули, — эти случаи остаются неизвестными. Потому что очень много детей-инвалидов не могут сказать о своих потребностях. И даже если ребёнок вербальный, он может и не понять того, что это ненормально, если это происходит с ним регулярно. Например, если мама или воспитатель позволяет себе его шлёпнуть», — рассказала ForPost куратор родителей детей с РАС (расстройством аутистического спектра) севастопольской общественной организации «Особые дети» Ирина Александренко.
По её мнению, ситуация существенно улучшилась бы, если в образовательных учреждениях, где воспитываются или обучаются аутята, были установлены камеры видеонаблюдения. Тогда и воспитатели с учителями помнили бы об ответственности за свои действия, и родители были бы спокойны, что с их детьми ничего плохого не случится.
Но и сами родители должны объяснить ребёнку, как ему следует вести себя и как реагировать на разные ситуации.
«Ребёнка нужно обучать социальным правилам. Он должен понимать, что есть круг людей, которые могут дотрагиваться до его тела (врач при осмотре, родители), а есть люди, которые должны находиться на расстоянии метра. Те нормы, которые мы сами понимаем в процессе воспитания, аутистам нужно специально разъяснять с помощью социальных историй, видомоделинга, примеров. И это должны в первую очередь делать родители», — подчеркнула Ирина Александренко.
Она обратила внимание на то, что очень много девочек-аутистов подвергаются насилию в подростковом возрасте именно потому, что не знают, как нужно реагировать.
«Мы учим детей считать и писать, а международные специалисты, когда приезжают к нам, говорят, что в первую очередь девочку нужно научить тому, что посторонний человек не должен к ней притрагиваться, что это ненормально. И то же самое касается мальчиков», — уточнила представитель общественной организации «Особые дети».
Она отметила, что в школах аутистов постоянно травят, потому что общество не всегда готово их принять.
Общество — не концлагерь
Обсуждая случай в Москве, один из комментаторов в соцсети предложил разработать и внедрить в России опознавательных значок для аутистов, чтобы каждый, встретивший особого ребёнка на улице, сразу понимал, с кем имеет дело.
Категорически против такого нововведения представитель от Севастополе в Общественной палате России Наталия Кирюхина.
«Мы не должны делить людей на инвалидов и неинвалидов. У нас общество равных возможностей. Мы должны создавать условия для этих равных возможностей. Повесить на ребёнка значок инвалида — это напоминает фашистские времена, когда на евреев вешали жёлтые звёзды», — жёстко отрезала Кирюхина.
Наталия Кирюхина
Ребёнок-аутист нуждается в социализации, поэтому его нельзя изолировать от общества или как-то выделять среди других. По мнению общественницы, любая изоляция будет равна дискриминации. Нужно не ребёнка ставить в какие-то рамки, а воспитывать окружающих.
«Дети проще относятся к аутистам, чем их родители, которые постоянно муссируют эту тему, в том числе в соцсетях, — мол, зачем они ходят в нашу школу, наши дети не должны на это смотреть, видеть и знать.
Скорее, это неприятие нужно побороть. А оно происходит из украинских времён, когда такие дети учились на дому и их никто не видел. А нет ребёнка — нет проблемы», — констатировала Наталия Кирюхина.
Власта Пидпалая
Фото Facebook Татьяны Ивановой, simferopol.info, bagiraclub.ru, ForPost
Обсуждение (3)
Позвольте поинтересоваться, с каких это пор форпост начал постить материалы с антироссийского, заблокированного роскомнадзором, сайта www.kasparov.ru?
О, бототролль проснулся - началась рабочая смена.
to iwanwed:
А Зачем вы этот сайт рекламируете? Вы там бывали ранее? Я вообще про него ничего и незнал.