Законопроект Минобороны РФ о привлечении резервистов на спецсборы в мирное время и возможную отправку их за границу вызвал бурную реакцию в экспертном сообществе.
Комментируя законопроект, председатель думского комитета по обороне Андрей Картаполов заявил, что его цель — «упорядочить законодательство по резервистам». Никаких подводных камней у новой законодательной инициативы нет, подчеркнул депутат в интервью RTVI.
Но некоторые восприняли новость как подготовку к замене добровольцев на резервистов. В ситуации разбирался ForPost.
Что с контрактниками
«Царьград» обратил внимание на странный факт: с федеральных телеканалов «почти исчезли сюжеты о пунктах приёма на контракт, где стоят очереди стремящихся на фронт», написало издание, которое предположило, что таких людей стало меньше.
А блогер Александр Картавых, основатель школы операторов FPV-дронов «Соколы Хоруса», провёл опрос, выясняя, что останавливает людей от подписания контракта, и среди названных респондентами причин — опасение продления контракта «до окончания СВО», сложности с ротацией и отпусками, страх, что обещанную должность заменят «штурмами».
На фоне таких сообщений и возникают предположения, что резервисты могут прийти на смену контрактникам.
Эксперты считают: если окончательно решить проблемы контрактной службы, то будут и контрактники, и добровольцы, и резервисты — никого никем заменять не придётся.
Председатель президиума Астраханского регионального отделения организации «Офицеры России», кавалер ордена Мужества Анатолий Салин напомнил, что ещё три года назад Владимир Путин поручил разобраться с беспорядком, который случился во время частичной мобилизации.
Салин рассказал, что проблемы не исчезли: родственники бойцов обращаются к нему с жалобами на заключение контракта под давлением, отправку на СВО негодных к воинской службе, обман со стороны командиров на местах.
«Да, командиры говорят, что парень сам подписал контракт, но при этом никто не говорит о том, какая была проведена обработка этого молодого человека. А матери об этом говорят, пишут — это открытая информация, с ней можно ознакомиться», — сказал наш собеседник.
В качестве доказательства Салин привёл историю Радиона Ц., страдающего ВИЧ-инфекцией. Его жена написала жалобу на имя министра обороны Андрея Белоусова (имеется в распоряжении редакции), в которой сообщила, что в военкомате Якутска, зная о диагнозе её мужа, с ним всё равно «незаконно» заключили контракт. Женщина также заявила, что сейчас её супругу угрожают, и попросила немедленно отправить Радиона на ВВК.
Множество нарушений и по Астраханской области, утверждает Салин.
«Эта ситуация, конечно, сильно напрягает. Это не совсем правильно, — сказал кадровый офицер. — Командиры и военкомы, по моему мнению, по своей линии через штабы округов, скорее всего, замалчивают информацию перед министром обороны и не докладывают ему реальное положение дел, пытаясь показать свою значимость, что у них всё хорошо. Этого делать не надо».
Кадровый офицер подчеркнул: на местах есть ресурсы.
«Но пока на этих же местах есть те, кто, чтобы спасти свои шкуры, отправляют непригодных в войска, тем самым подрывают боевую способность, ситуация не изменится, — сказал Салин. — И не надо винить патриотов, офицеров, ветеранов, которые поднимают эти проблемы, предлагают пути решения. Так, например, произошло с подполковником [Василием] Григорьевым, который после обращения к президенту, губернатору остался без работы — без должности председателя астраханского ДОСААФ. Таких людей нужно поддерживать, а не увольнять».
По мнению Салина, следует назначить проверки в военных комиссариатах и пунктах отбора на военную службу по контракту и привлечь к ним людей, прошедших военную службу, побывавших в зоне боевых действий.
«Информацию, выявленную в ходе проверок, нужно предоставлять министру обороны и органам контрразведки ФСБ, чтобы сразу готовились материалы, по тому беспределу, который был обнаружен», — сказал офицер, который уверен, что в таком случае министру обороны было бы легче принимать решения.
Салин также считает, что поручение Путина об устранении недостатков частичной мобилизации не выполнено, а главе Минобороны «до сих пор врут».
«Уверен: Александр Санчик, командующий Южным военным округом, настоящий боевой генерал, когда узнает о нарушениях, не погладит по голове военкомов, которые творят беспредел и безбожно врут. Мы, ветераны боевых действий, будем помогать очищать военкоматы от таких людей», — сказал Салин.
Не стоит паниковать?
Доктор политических наук, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин, в свою очередь, считает, что новый законопроект не призван залатать дыры с помощью резервистов.
«Сегодняшние вызовы требуют тщательного подхода, осмысления и закрепления всех нюансов законодательно — чтобы не было недомолвок и произвола. Это наведение порядка в сфере, где раньше не хватало чётких рамок», — сказал ForPost Кошкин.
В общем, законопроект о спецсборах резервистов стал лакмусовой бумажкой не столько военной, сколько общественной реальности, заключили эксперты.
Государство пытается укрепить систему обороны через правовые механизмы, но без восстановления доверия между обществом и властью любые реформы будут восприниматься с подозрением, подчёркивает Салин.
Сегодня ключевой вызов — не только мобилизовать ресурсы, но и вернуть уверенность граждан, что их жизнь, контракт и судьба находятся не в руках бюрократии, а под защитой закона. Только тогда «упорядочение» действительно станет шагом к безопасности, а не новым источником тревоги, подытоживают участники боевых действий, которых опросил «Царьград».
Роберт Вочовский